На календаре очередной праздник, с которым в доме увеличивается количество рисунков и открыток. Для папы, для брата, для дедушки, потом настанет очередь мам, сестер и бабушек. Чтобы еще искренней умиляться каракулям и радоваться творениям юного художника (а также поощрять художества), MedAboutMe подготовил 10 научных причин, почему детям надо рисовать. И это не только ради открыточек!
Мелкая моторика
Про мелкую моторику не слышал сегодня только самый отсталый родитель. Ее все развивают в раннем возрасте «для речи», но зачем она нужна потом?
На самом деле навыки делать небольшие, но разнообразные движения пальцами помогают многому. В Техасском университете, например, провели исследование детей, которые рисовали по заданиям экспериментаторов, и выяснили, что чем лучше ребёнок рисует, тем:
- Лучше он будет писать (не удивительно, но приятно);
- Тем лучше будет общая координация движений, ловкость, баланс;
- И тем выше будут развиты творческое и пространственное мышление.
Кроме того, эксперты связали навыки водить карандашами по бумаге даже со способностью планировать время!
Рисование и речь
Тут карандаши с мелками «убивают сразу двух зайцев».
- Во-первых, кончики пальцев отличаются огромной концентрацией рецепторов – на каждом миллиметре как минимум один. И все эти рецепторы постоянно сообщают мозгу, что они уловили. Чем разнообразнее сигналы к мозгу, тем быстрее этому «управляющему центру» придется начать развитие речи – потому что сигналы от пальцев поступают в область, которая рядом с «речевым» отделом мозга, и ей приходится активизироваться вслед за пальцами.
- Кроме того, рисование само по себе занятие, которое стимулирует речевую активность. Ребёнку хочется рассказать, что он будет создавать на бумаге, а потом показать результат и получить обратную связь. Еще лучше, если при этом взрослый попросит рассказать, что там нарисовано и почему – это прекрасное упражнение для речи и креативности.
Для рисунка нужна интеллектуальная деятельность
Больше века назад уже было известно – благодаря философу Ж.-А. Люке, что дети (как и взрослые) не просто водят пером по бумаге. Рисунок появляется на свет в результате весьма интенсивной интеллектуальной деятельности: приходится мысленно сравнивать множество образцов, искать ассоциации с реальным миром, выстраивать мини-концепцию. И это даже у самых маленьких художников!
Подобная деятельность – переход от образного к логическому мышлению, которое потом совершенствуется. Так что первые невнятные каракули, на которых «как будто кошка» – огромный шаг для ребёнка. Который он делает дома, без специальных занятий и совершенно бесплатно.
Рисование помогает делать выбор и решать проблемы
Не верите? Попробуйте сесть и что-то нарисовать, а в процессе отслеживать свои мысли. Они будут примерно такими:
- С чего же начать – со стола или стула?
- Каким цветом рисовать?
- Как вообще нарисовать эту кошку?
- Рыжую кошку уже рисовал Дали, моя пусть будет фиолетовой в крапинку.
Все это – постановка и решение задач. И пусть эти решения приводят к тому, что на картинке резвятся фиолетовые кошки, важно не осуждать выбор и не наставлять, как должно быть. А спрашивать – почему кошка? Почему именно такая? Так можно дополнительно обучать искусству аргументировать и объяснять свою точку зрения.
Развиваем креативность
Модное слово «креативность» известный во всем мире советский психолог Лев Выготский не знал – не то время было. Поэтому в его трудах рисование развивало фантазию и воображение. А сравнивал он этот процесс с игрой: чтобы что-то нарисовать, надо придумать эмоционально насыщенную историю, изобразить ее, потом поделиться ею со взрослыми и получить в ответ информацию.
А вот эта ответная информация будет влиять на развитие воображения («креативности») у ребёнка. Можно отмахнуться или скупо похвалить, а можно расспросить, а потом помочь превращать самые обыденные происшествия в истории: к примеру, рассмотреть птиц на прогулке, придумать про них сюжет и потом зарисовать.
Рисование и самооценка
Классика первых (а порой и не первых) рисунков: ребёнок с гордостью показывает творение, на котором непонятно, что изображено. Арт-терапевты считают, что поддержать и похвалить усилия и старания нужно в любом случае. И уж точно не сообщать, что «голова у кошки квадратной не бывает». Тогда становление самооценки у ребёнка будет идти правильным путем.
Не опасайтесь слегка перехвалить: до средней школы у детей нормой считается завышенная самооценка. С возрастом она сама подстроится под адекватное восприятие, а малышам положено считать, что они лучше если не всех, то хотя бы многих других детей.
Кстати, эксперты утверждают (Empirical Studies of the Arts), что малышей не надо учить рисовать. Их рисунки – это отражение личности ребёнка, отражение эмоций, а не точное отображение предметов и событий.
Рисование и эмоциональная зрелость
Ребёнок пришел домой расстроенным и нарисовал обидчика темными оттенками, а затем закалякал? Попытки перенести свои эмоции на бумагу – не только положительные, но и после ссор – это не только нормально. Подобную практику используют в психотерапии, а дети неосознанно самообучаются справляться с негативными эмоциями, учатся их принимать и перерабатывать. Так развивается эмоциональная зрелость ребёнка.
Как каракули улучшают память
Даже для обычного рисунка ромашки или домика придется напрячься и повспоминать, как они выглядят, как крепятся листочки и выглядят окна. Этот процесс – концептуальная визуализация, в ней задействованы память, внимание и образное мышление. Но активнее всего – память.
Так что чем больше ребёнок проводит времени с карандашами, мелками, красками, тем больше приходится памяти трудиться и предоставлять все новые детали для переноса на бумагу.
Зрительно-пространственное восприятие
Срисовывать дети учатся позднее – этот навык повторения узоров считается одним из признаков готовности к школе. Да и в школьники прекрасно понимают разницу между копированием и самостоятельным рисунком (пусть даже «по мотивам» увиденного). А чтобы нарисовать что-то самому, это надо вообразить.
Таким образом головному мозгу приходится осваивать навыки причинно-следственных связей, зрительно-пространственное восприятие и даже ориентацию во времени. Именно поэтому арт-терапия и рисование сегодня считаются актуальными даже для детей с нарушениями зрения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019).
А еще исследователи говорят, что те, что увлекается рисунками в детстве, потом лучше осваивают точные науки – от математики до физики, химии и географии.
Рисование от стрессов и агрессии
Ученые в очередной раз подтвердили, что дети – тоже люди. Как и взрослых, их успокаивает арт-терапия: в исследовании дошкольники получили 8 занятий с арт-терапевтом (где рисовали), и в итоге оказалось, что уровень стресса и агрессии у них ниже, чем в контрольной группе, которой занятий не полагалось.
Все это не означает, что надо срочно записывать ребёнка в кружок ИЗО или расстраиваться, что он рисует плохо. Но вот поддерживать и подпитывать идеи что-то набросать на бумаге и поговорить об этом (даже если это шаблонная открытка из детского сада) точно стоит!