Первый институт социализации для ребёнка — это его семья. Позже он знакомится с другими — детским садом, школой, вузом, растет, развивается и становится тем, кем отчасти его делает общественная среда. Так дети приобретают опыт и навыки благодаря социальному взаимодействию. Когда ребёнок идет в детский сад, он, по сути, получает первый опыт того, как быть отдельной личностью от матери и своей семьи. Этот опыт может быть положительным или травматическим. От чего это зависит? От людей и условий, которые окружают детей.
Болезненные последствия социализации ребёнка выражаются в появлении комплексов характера, таких как застенчивость, повышенная тревожность, наличие страхов, тики. Свидетельством того, что ребёнок успешно адаптировался к социальной среде, будут его желание познавать мир, расширение любознательности и круга друзей, активность, целеустремленность, приподнятое настроение.
По этим причинам важно, чтобы первый опыт социальной адаптации у ребёнка раннего возраста прошел успешно. Для этого нужно быть уверенным в следующем:
- малыш обладает психологической готовностью идти в детский сад;
- его привязанность к матери является здоровой, а не болезненной;
- воспитатель, который будет много времени проводить с ребёнком — открытый, дружелюбный и заинтересованный человек.
О важности последнего фактора — выборе педагога для малыша — пойдет речь в этой статье. Как правильно выбрать воспитателя? Почему важно это делать? На какие личные и профессиональные качества характера стоит обратить внимание родителям?
Когда ребёнку пора в детский сад?
Родителям, которые думают о выборе детского сада для ребёнка, полезно знать, что дети, прежде чем идти в детской образовательное учреждение и проводить там много времени, должны обладать психологической готовностью. Психологи считают, что самый подходящий возраст, когда ребёнок готов идти в детский сад — это три года и старше. К этому времени он обладает всеми необходимыми качествами психики, чтобы без вреда пережить разлуку с матерью и иметь хорошую мотивацию к обучению и общению.
Бывают исключения в виде активных, любознательных детей, которые уже в два года стремятся отделиться от матери и без труда остаются в детском саду на целый день, с удовольствием играют там, занимаются и дружат.
Поэтому, можно сказать, что ребёнок готов идти в детский сад тогда, когда он способен сам себя обслуживать, у него достаточно развита речь для того, чтобы он смог понять взрослого или попросить его о чем-то, и когда он без слез и волнений отпускает от себя маму. Последний фактор является одним из самых важных.
Мать для ребёнка — самый близкий человек. Общение с ней и ее присутствие рядом жизненно важно для детей, особенно в раннем и дошкольном детстве. Если разлучить малыша с матерью, когда он еще не готов к этому, то он может плакать и кричать несколько часов, расстраиваться и переживать так, что получит стресс, будет испытывать страх брошенности или тревогу, что он маме не нужен и она за ним не придет. Интенсивное переживание отрицательных эмоций может «вылиться» в серьезную психологическую травму. Ее последствия и симптомы могут проявляться как замкнутость, потеря сна и аппетита, нервозность, агрессивность, появление тревожности и страхов, снижение активности, подавленное настроение. В особо серьезных случаях травматическая разлука с матерью может обернуться неврозом, энурезом или заиканием. Родителям важно знать о негативных последствиях привыкания к детскому саду, если оно происходит не вовремя. При отсутствии любой возможности оставить ребёнка дома, следует обратить внимание на педагога, потому что от него будет зависеть психоэмоциональное состояние ребёнка.
Почему ребёнок не отпускает мать?
Причин для этого может быть несколько, например:
- Малыш думает, что мама отдала его в детский сад «навсегда», избавилась от него. Даже когда мать приходит за ним вовремя или пораньше, убеждает в том, что она любит его и обязательно заберет, психика ребёнка может не реагировать на слова, а воспринимать только ощущения, а они в этот момент говорят ему о брошенности и одиночестве. Важно, чтобы воспитатель знал, что происходит с малышом и обладал высокой способностью к эмпатии. Детям, когда они боятся, что мама их не заберет, нужно много тепла и ласки, нужно, чтобы кто-то «брал» их чувства, бережно обращался ними и сумел стать близким человеком. Так дети получают возможность немного успокоиться, а значит, вреда для психики будет меньше.
- Дети боятся чужих людей. Так бывает с теми, кто очень привязан к своей семье, мало общался с другими взрослыми людьми. Тогда малыш может не захотеть пойти к воспитателю детского сада, потому что она для него чужая, а значит, опасна. Педагог в таком случае должен установить такой контакт с ребёнком, чтобы завоевать его доверие и стать ему близким человеком. Обычно воспитатели делают это через игру, улыбки, ласковые слова, отвлечение.
Каждая мама должна знать, что происходит с ее ребёнком, почему ему сложно отпустить ее для того, чтобы она могла поделиться этим знанием с педагогом детского сада — так ему легче будет наладить с малышом контакт и облегчить его адаптацию.
Кризис отделения у детей и воспитатель
Отзывчивые и неравнодушные воспитатели знают все о кризисе отделения детей и понимают, каким стрессом для них является разлука с матерью. Такое понимание позволяет им стать воспитанникам «второй мамой». К такой воспитательнице тянутся малыши, когда им плохо, они скучают или их кто-то обидел. Они знают, что она отзовется на их плач или просьбу, не будет с ними груба или безразлична, что на нее во всем можно положиться — как на свою маму.
Выбирая воспитателя, важно обращать внимание на наличие таких качеств как добросердечность, мягкость характера, улыбчивость, понимание, сочувствие, способность принимать и поддерживать ребёнка, умение отвлечь и заинтересовать его. Дети будут хорошо чувствовать себя в группе детского сада, если от воспитателя будут исходить надежность и безопасность.
Как строить отношения с воспитателем?
Прежде чем налаживать контакт воспитателя с ребёнком, нужно сначала выстроить правильные и доверительные отношения между педагогом и родителями. Для этого следует познакомиться с воспитательницей поближе, чтобы узнать, что она за человек, какими качествами характера обладает, поинтересоваться, какие использует методы в работе с детьми. Чем младше дети, тем больше им требуется внимания, поэтому важно, чтобы воспитатель реагировала на любые потребности ребёнка.
Отношения взрослых между собой — специалиста и родителей — не должны быть напряженными, а наоборот, близкими и уважительными. Это поможет создать подходящие условия с обеих сторон, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому саду.