Сегодня много говорят о физическом и интеллектуальном развитии детей, необходимости в совершенствовании их навыков и умений, а вот духовное развитие личности ребёнка нередко отходит на второй план. А между тем, знания и опыт не освобождают от решений морально-нравственных проблем, которые неизбежно встают перед любым человеком.
Нравственный – значит духовный?
Для большинства людей это понятия равнозначные, но если копнуть глубже, то можно увидеть, что это далеко не так. Нравственный человек – этот тот, который живёт и действует в соответствии с нормами и правила, принятыми в обществе. Если, к примеру, увидеть, что ребёнок просматривает в сети ролики интимного содержания, то окружающие тут же замечают: «Ну понятно! О какой нравственности можно говорить»? То есть оценка его личностных качеств даётся на основании того, какие фильмы он смотрит, какие книги читает, с кем дружит, ведь не зря говорят «скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты».
А если смотрящий не самые полезные для души ролики в интернете ребёнок идёт после школы к старушке-соседке по дому помогать? А если он дерётся с одноклассниками, но кормит бездомных животных? А если он деньги из кошелька у мамы взял, чтобы нищему их отдать? Он тогда какой – нравственный или безнравственный? Так в чем истинная красота человека и как её обрести?
Ни кружков, ни секций
Сегодня родители уделяют большое внимание развитию детей, записывая их в различные кружки, отдавая на занятия спортом и в музыкальную школу. Нет ничего плохого в том, чтобы ребёнок был всесторонне развитым, только вот беда – нет кружков, в которых его бы научили отличать добро от зла, не делать другим того, чего он не хочет себе. Мы все хотим быть выше, сильнее, быстрее, мы учим наших детей ставить для себя цели и добиваться их, но становятся ли они счастливее? Понимают ли, в чем истинный смысл жизни?
У нас есть немало примеров людей, которые на закате своей жизни признавались, что только теперь поняли, в чем же этот смысл состоит. А если бы им в своё время родители рассказали, объяснили, показали, им не было бы так горько за прожитые годы. Как же привить ребёнку эту самую духовность и какие основные методы воспитания детей здесь существуют?
Личный пример
Говорят, что детей не надо воспитывать, они воспитываются нашим личным примером. Действительно, будет довольно трудно убедить ребёнка в том, что курить вредно, если родитель и сам не прочь затянуться сигаретой. И так во всем.
Духовное развитие личности ребёнка лежит в плоскости духовного развития взрослого, так что начинать здесь следует с себя. Насколько мы продвинулись в своей духовной жизни? Каковы наши морально-нравственные качества? Не те, которые мы демонстрируем окружающим, стараясь показаться лучше, чем есть на самом деле, а те, что глубоко спрятаны внутри.
Насколько мы милосердны, сострадательны, на сколько готовы и умеем прощать? Рассматриваем ли мы свою вторую половинку лишь как средство повышения своего материального положения, или же мы действительно любим своего мужа/жену и готовы идти до конца и в горе, и в радости? Современная эра потребления в основном пропитана эгоизмом. Люди стали мало думать о других, а все больше о себе. Но лишь отдавая, мы становимся богаче и счастливее, только в этом случае наша жизнь наполняется смыслом. Пожалуй, это главное, чему нам стоит научить своих детей, и тогда вопрос духовного развития не будет стоять так остро.
Использованы фотоматериалы Unsplash