Расстройства аутистического спектра (РАС) могут проявлять себя по-разному. Нередко одним из признаков аутизма становится либо полное отсутствие речи, либо существенная ограниченность речевых способностей. Однако это вовсе не означает, что аутисты не хотят общаться. Общение им необходимо в не меньшей, а может даже и большей мере, чем обычным людям. Но что же делать в таком случае? Как помочь человеку с РАС наладить контакт с окружающими, что такое альтернативная коммуникация и какие приспособления или приложения способны разрешить сложившуюся ситуацию. MedAboutMe заинтересовал этот вопрос, и мы представляем вам обзор средств альтернативной коммуникации, помогающих наладить общение с людьми, страдающими аутизмом.
Для людей, не умеющих самостоятельно передвигаться, давно придуманы инвалидные коляски. Лишенный зрения человек способен читать книги, набранные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Тот, кто потерял слух, при помощи субтитров на экране, языка жестов и разного рода слуховых аппаратов может получать необходимую ему информацию. То есть каждый из этих людей имеет возможность в той или иной мере компенсировать свой физический недостаток. А что же аутизм? Как помочь невербальному человеку? Средства альтернативной коммуникации помогут не только наладить общение, но и способны стать предпосылкой к развитию речи, первой ступенью на пути социализации ребёнка в обществе.
PECS — коммуникационная система обмена изображениями
Аббревиатура PECS возникла из английского определения Picture Exchange Communication System, что в дословном переводе на русский язык означает «коммуникационная система обмена изображениями». Данная система была разработана в 1985 году и до сих считается одним из эффективнейших средств альтернативной коммуникации, в немалой мере благодаря своей простоте и доступности. Карточки PECS легко можно изготовить самостоятельно при помощи компьютера и принтера, расширять их набор по мере необходимости. Первый этап обучения пользованию PECS обычно вызывает наибольшие затруднения. Непривыкшему к проявлению инициативы в общении ребёнку потребуется определенное время, чтобы понять новые, ставшие доступными ему возможности. Например, если малыш любит яблоки, обучение лучше всего начинать с того, что показывать ребёнку картинку с яблоком, выдавая любимое лакомство. И момент, когда он сам возьмет в руки карточку с нужным изображением, желая донести до взрослого свое желание, можно считать первым успешным этапом использования PECS.
Карточками можно обозначать не только предметы, но и различного рода действия или пожелания, например: «я хочу», «я вижу», «дай» и т. д.
В домашних условиях ребёнок может пользоваться изготовленной для него книгой PECS, а для прогулок на улице использовать «мобильную» версию такой книги в виде маленьких карточек, нанизанных на большое кольцо или брелок.
Многие родители боятся, что дети, освоив навыки коммуникации при помощи PECS, так и не захотят разговаривать, однако опасения их беспочвенны. В большинстве случаев PECS, наоборот, лишь подстегивает развитие разговорной речи, а если ребёнок все же остался невербальным, у него, по крайней мере, появится хоть какая возможность самовыражения, коммуникации с окружающим миром.
Речевые тренажеры Go Talk
Принцип использования речевых тренажеров Go Talk в какой-то мере перекликается с PECS. Существует несколько разновидностей таких тренажеров. Самые простые представляют собою устройство с кнопкой, позволяющее записывать и воспроизводить короткие сообщения длиною в 8-10 секунд. Например, использование двух кнопок с записанными на них «да» и «нет» могут существенно облегчить общение с аутистом.
Более сложные тренажеры обычно выпускаются в виде интерактивных досок с несколькими (от 4 до 32 ) окошками и могут вмещать до 163 сообщений. Например, Go Talk 20+ позволяет использовать до 100 различных сменных изображений и 5 основных неизменных сообщений. Под каждым из изображений находится сенсорная кнопка, активация которой сопровождается записанным сообщением, соответствующим данному изображению.
Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса. То есть, возможности того же самого Go Talk 20+ не ограничиваются лишь одной сотней сообщений. При помощи специального программного приложения можно самостоятельно изготавливать индивидуальные вкладыши, составляя их из нескольких тысяч картинок, собранных в архиве программы Go Talk.
Мобильные приложения для альтернативной коммуникации
Ежегодно 2 апреля проводится всемирный день распространения информации об аутизме. 2 апреля 2016 года компания Apple выпустила видеоролик, в котором 16-летний подросток произносит поздравительную речь перед публикой, набирая ее на своем iPad.. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что это была своего рода промо-акция, не столько призванная обратить внимание общественности к проблемам аутистов, сколько способствующая продвижению продуктов Apple. Тем не менее, смартфоны и планшеты действительно могут становиться средствами альтернативной коммуникации, при условии установки на них специальных приложений. Самым большим недостатком подобного рода приложений становится то, что большинство из них не имеют русского интерфейса.
Самым популярным русскоязычным приложением для альтернативной коммуникации можно назвать разработку компании Indigo Kids «Говори молча». В программе используется довольно качественная озвучка, как на английском, так и на русском языках, существует возможность добавления новых слов, при этом ребёнок может отправить набранное им предложение в виде SMS на телефон родителя или любого другого человека.
Установить и использовать это приложение можно на любом устройстве, работающем на системе Android, или на iPad.
Похожей функциональностью обладают и другие программы, например: Let Me Talk, JABtalk и другие. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделить из них лучшую невозможно и по той причине, что не существует двух одинаковых аутистов. И то, что подойдет одному из них, другому может совершенно не понравиться или вызвать более, чем равнодушную реакцию. Поэтому следует пробовать и еще раз пробовать.
Потребность в общении лежит в основе человеческой природы, и если человек не умеет разговаривать, это вовсе не означает, что он не хочет вступать в контакт с окружением, по крайней мере — близким. Нужно лишь помочь ему это сделать, тем более что далеко не всегда средства альтернативной коммуникации требуют каких-то значительных финансовых вложений.
Помогите ребёнку донести до вас свои мысли. Даже если он сделает это молча.
Юлия Прохорова, директор, специальный психолог-педагог, АНО Центр психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи»
Люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности в общении и поведении. Среди всех категорий нарушений развития выраженное снижение коммуникативной способности, социального взаимодействия отмечается у детей с аутизмом. Несмотря на высокий интерес к проблеме аутизма и обилие экспериментальных исследований в этой области, единой общепринятой клинико-психологической теории аутизма в настоящее время не существует. В то же время большинство современных авторов указывает на первичный когнитивный дефицит у людей с расстройством аутистического спектра (РАС), его биологическую природу и связь с генетическими и органическими факторами.
Признаки аутизма, такие как уход от общения, стереотипность поведения, особенности восприятия, мышления, безусловно, оказывают отрицательное влияние на становление функций речи, что, в свою очередь, приводит к вторичной аутизации.
Развитие речи и мышления, формирование произвольного поведения у детей с аутизмом протекает в особых неблагоприятных условиях, что нельзя не учитывать в процессе коррекционной работы. Дети с аутизмом испытывают трудности разделения внимания с другим человеком, формирования основных способов ориентировки (подражания, действий по образцу, слову). Многие исследователи отмечают повреждение у таких людей фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей, объяснять, прогнозировать и управлять поведением. Классические признаки нарушений при аутизме логично вытекают из невозможности представить внутренние переживания: неспособность к символизации, как неумение оперировать символами, овладевать смыслами; нарушение социального взаимодействия, как отсутствие способности воспринимать других людей в качестве активных субъектов со своими собственными потребностями, желаниями, мотивами. Безусловно, все это приводит к нарушению развития воображения и формирования коммуникативных и социальных навыков, так называемому феномену «социальной слепоты» (Аппе Франческа, 2006).
Коммуникативные нарушения при аутизме сильно варьируются. Отмечаются задержка или остановка речевого развития, стереотипное использование речи, замена местоимений, неспособность начинать и поддерживать диалог, трудности с пониманием смысла и употреблением понятий, нарушение невербальной коммуникации. Так, во время диалога у детей обнаруживаются сложности в возникновении речевой мотивации, осуществлении внутреннего программирования высказывания, непосредственной его реализации, контроле сказанного. Таких детей отличают сложности в понимании речевых инструкций, неумение научить с помощью слова другого. Часто в процессе общения с другими детьми наблюдается беспомощность ребёнка: не знает, как попросить, сообщить о своей потребности, намерении, и наоборот, как отреагировать на обращение к нему.
Зачастую, владея речевыми навыками, ребёнок оказывается неспособным использовать слово в качестве инструмента для знакомства, выражения своего чувства, намерения, отношения, регуляции поведения другого человека, планирования своих действий.
Методики по развитию речи детей с РАС должны учить не просто называть объекты, обозначать словом действия, заучивать фразу для искусственного диалога, прежде всего они должны формировать у таких детей потребность общаться, просить о помощи, делиться своим состоянием, эмоцией. Такую работу лучше проводить в раннем возрасте, в игровой ситуации.
В развитии коммуникации хорошо зарекомендовали себя подходы DIR/Floortime, методы сенсорной интеграции, кинезиотерапии, «Томатис», музыкальной терапии, с невербальными детьми — методы PECS (Picture Exchange Communication System), специально разработанные программы-коммуникаторы для планшетов, где люди с аутизмом могут объясняться картинками, печать на клавиатуре компьютера, использование планшета для печати в программе, синтезирующей голос.
По нашему мнению, основной акцент в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС необходимо делать на использовании речи как средства общения, психологического средства управления поведением другого человека и своим собственным, преобразования ситуации в сторону желаемой. Так, на базе Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» города Москвы действует группа общения для детей и подростков с РАС, где специалисты выстраивают взаимоотношения между воспитанниками, учат понимать инструкции и правила, соревноваться и конфликтовать, объединять усилия для достижения общей цели, обращаться к другим детям с высказываниями-побуждениями, практикуют смены ролей и позиций с педагогом во время игр и занятий и многое другое — все это происходит в естественных условиях, жизненных ситуациях. Специалистам и родителям необходимо стараться создавать желанную, мотивационно заряженную, но в то же время комфортную и мягкую обстановку общения, использовать дополнительные средства коммуникации, часто очень индивидуальные, тогда обязательно будут результаты: первые слова, долгожданные фразы.