Все взрослые знают, если человек нашел свое призвание, и оно совпадает с основной рабочей деятельностью — это великое счастье. Только вот случайное ли это событие или имеют значение действия родителей, которые вовремя распознали талант и помогли ребёнку всячески его приумножить? Как не пропустить зачатки гения и направить ребёнка в правильном направлении — расскажет MedAboutMe.
О ярлыках
Почти каждая современная мама неровно дышит при упоминании о «развивашках» — школах раннего развития. И если годовалых малышей водят скорее для первичной социализации, знакомства с первыми понятиями о форме, цвете, а также животными и растениями, то трехлеток записывают уже с конкретной целью — выявить способности и их активно развивать. Разберемся, нужно ли развивать «таланты» «как можно раньше» или это лишь родительские амбиции?
В первую очередь психологи предостерегают от восторженной склонности родителей загонять только-только проклюнувшиеся ростки уникальности в определенные рамки — «наш сын — настоящий ученый!», «будет большим спортсменом!» и т. п. Когда у ребёнка начинает что-то получаться, порадуйтесь вместе с ним — ему как воздух нужно ваше одобрение. Но не каждому ребёнку будут приятны рассуждения о далеком-предалеком великом будущем — формируется некая надуманная ответственность, которая давит тяжелым грузом и вполне может отбить охоту, особенно, если что-то перестает получаться. «Я не оправдаю родительских ожиданий!» — может подумать малыш. А так ли необходимо оправдывать чьи-то ожидания или, может, стоит свои желания немного умерить в пользу развития собственной истории ребёнка?
Алло, мы ищем таланты!
Итак, родительские мечты и желания — субъективны и иногда мешают, а вот талант — ценность вполне определенная. И если здравомыслящие родители отказываются от собственных амбиций, перед ними встает очевидный вопрос: где прячется талант и как его раскрыть?
Первый совет: наблюдайте за ребёнком, внимательно и с самого раннего возраста. Да, можно отвести ребёнка к специалисту, детскому психологу или спортивному тренеру, и он в довольно объективной форме расскажет о талантах вашего малыша. Но ведь только мама может в полной мере рассказать о сильных сторонах своего ребёнка: может быть, он легко сходится с людьми и располагает к себе с первых минут, или наоборот, он «тихоня» и предпочитает проводить время в одиночестве, но ничуть этим обстоятельством не тяготится. А ведь из таких черточек и складывается будущая личность. И когда в будущем подросток будет размышлять о том, какому делу посвятить свою жизнь, внимательная мама может указать ему на те качества, которые он считал неочевидными — но которые будут выигрышными в профессии.
Педагог Дмитрий Тюттерин советует присмотреться и к особенностям склада характера — насколько ребёнок слушается или наоборот, он упрям и стоит на своей точке зрения; обладает ли он силой воли, насколько он внимателен и терпелив? Конечно, не стоит обойти вниманием вопрос усвоения материала — насколько ребёнок запоминает информацию? Понаблюдайте и за вкусом малыша, какие оттенки цветов он любит? Склонен ли ребёнок руководить и даже командовать — или управляют скорее им самим?
Отсюда следующий совет: все эти качества и зарисовки характера стоит записать в специальный блокнот, поскольку иногда мы склонны зацепиться вниманием на каком-то одном «неугодном» нам качестве, а другие остаются незаслуженно в «тени». И потом, если вы с ребёнком пойдете к психологу или специалисту, который поможет определиться с выбором специализации, вам будет проще отвечать на его вопросы.
Дети, попробуйте многое…
Предоставьте ребёнку возможность попробовать себя в самых разных областях (не обязательно при этом заниматься в пяти разных секциях!) Но чем бы вы ни решили заниматься, рисовать, заниматься музыкой, танцами или спортом — договоритесь, что малыш походит на занятия определенный срок, например, полгода. Во-первых, должен пройти первоначальный стресс адаптации, во-вторых, ребёнок должен успеть чему-то научиться, чтобы он вынес что-то из занятий. И в-третьих, лучше всего, если ребёнок и закончит занятия, пусть он поставит финальную точку — выучит сложный этюд, нарисует картину, забьет шайбу в серьезных соревнованиях. И если он и через контрольные шесть месяцев говорит: «Мам, мне это совсем не интересно, я скучаю на занятиях» — смело переходите в другой кружок и открывайте другие грани таланта.
При этом родителям следует понимать, что не все, что у ребёнка может хорошо получаться, чем он одарен, является его настоящим призванием. Как метко подметила психолог Ольга Троицкая, «Нельзя тащить в художники химика, который отлично рисует».
«Больной» вопрос выбора профессии
Судьба некоторых ребят «предопределена»: они родились в семье докторов или потомственных военных, и их родня не настроена даже рассматривать иные варианты будущего для малыша. Однако что делать, если его талант открылся в совершенно «не приемлемой» области? Смириться родителям или настаивать на своем видении призвания ребёнка?
В какой бы семье ребёнок ни родился, психологи рекомендуют присматриваться к ребёнку — как он проводит время, что ему нравится по-настоящему. Даже если ему нравится лежать на диване — присмотритесь, чем именно он занимается на этом самом диване.
В семье, где прослеживается четкая профессиональная линия, есть два пути, позволяющих совместить «приятное с полезным». Первый — оставить развитый талант как хобби, в таком случае человек рискует стать посредственным рабочим, но домой он будет лететь на крыльях, поскорее к любимому делу. Стоит ли отдавать такую высокую плату за соблюдение семейных традиций? Второй путь — это найти компромисс, такую профессию, в которой возможна узкая специализация, наиболее полно отражающая стремления молодого человека.
Как определить, что родителю нужна определенная деятельность ребёнка больше, чем ему? Главный признак — чрезмерная вовлеченность родителя, постоянные телефонные звонки педагогу, консультации с тренером, и много-много разговоров со знакомыми и родственниками — только о сыночке и его хоккее, например. В таком случае, если сыночку вдруг надоест или он получит профессиональную травму, которая помешает ему вести дальнейшие тренировки, жизнь родителя рискует обернуться трауром по несбывшимся надеждам…
Самое главное
Когда вы аккуратно присматриваетесь к ребёнку, обязательно обратите внимание, когда он, по мере взросления, найдет «то самое» любимое дело, от которого загораются глаза и вырастают «крылья». Пока ребёнок маленький, родители от всей души желают ему счастья, и радуются, когда он рад. В такой ситуации у ребёнка не возникает проблем с ленью или мотивацией, когда малыш нашел любимое дело, его остается лишь поддерживать и подбадривать в минуты, когда он устанет.
Даже когда малыш устанет и у него настанет день, когда ему ну никак не хочется идти на тренировку или урок сольфеджио из-за усталости или плохой погоды, его интерес отнюдь не угаснет.
Добротный признак призвания — то, что малышу ну очень-очень интересно заниматься этим делом, даже если какие-то мелочи не получаются, они не становятся преградами. Не успех определяет истинное призвание. Девушка может с отличием закончить музыкальную школу и так и не открыть ни разу ноты после выпускного звонка — значит, не ей это было по-настоящему нужно, она ходила на занятия, поскольку не хотела огорчать маму или получить нагоняй от отца.
Так очень часто случается, когда ребёнок не бунтует против родительской указки, но впоследствии ему приходится маяться на вторых или даже более отдаленных ролях — поскольку он не на своем месте! За свою «послушность» он платит тем, что вырос «неудачником» — задумайтесь об этом, пока не поздно. Сколько таких примеров среди родных или знакомых у каждого из нас?
Самый главный совет — примите ребёнка и его род деятельности. Ведь, на самом деле плохих профессий не бывает, как и не бывает ненужных.