В отдельных регионах Китая опять вводят полную изоляцию – пока что на неделю. Хотя вакцины против нового коронавируса уже применяются и тотальный локдаун нам вроде бы уже не грозит, точно утверждать нельзя. Новые вирусы могут возникнуть внезапно. Тем временем ученые уже давно исследуют вопрос влияния изоляции на человека, и вот что они выяснили.
Эксперименты прошлого века
Еще в трактатах Аристотеля есть заметки о том, что «человек по своей природе – существо общественное». И, похоже, необходимость в общении у нас одна из базовых, а ее отсутствие влияет на физиологию.
Сегодня проводить эксперименты на людях в условиях тотальной изоляции запрещено по этическим причинам, но раньше было можно. Так, в середине прошлого века канадский нейробиолог и физиолог Дональд Хебб получил грант в 10 000 долларов для исследований эффектов сенсорной депривации. Начал он с грызунов, а затем перешел на людей.
За 20 долларов в сутки (что было весьма неплохой оплатой) участники размещались в каморках метр на два со столом и кроватью, где проводили день за днем в одиночку, в специальных картонных рукавах, ограничивающих осязание, подушках на ушах и с шумом кондиционера, чтобы отсекать все звуки извне.
Добровольцев набирали среди аспирантов, которые планировали обдумывать научные работы и презентации. Кстати, полной изоляцией назвать этот эксперимент нельзя: они видели сотрудников, доставляющих пищу, выходили в туалет (с закрытыми глазами и ушами).
Несмотря на такие послабления, эксперимент пришлось свернуть. По плану он длился бы полтора месяца – но закончился уже через неделю. Почему?
- Хотя аспиранты планировали нагружать себя умственной деятельностью и в целом рассматривали все, как неплохо оплачиваемый научный отпуск, оказалось, что мозг в ситуации максимальной изоляции вообще отказывался подчиняться командам носителя.
- Кроме того, практически все участники жаловались на появление галлюцинаций – от собак и странных очков на носу до музыки и церковного хора.
В результате эксперименты Хебба пришлось прекратить, чтобы не навредить психике молодых ученых.
В России из-за ограничений новой пандемии и их последствий принято решение о создании научного центра, нацеленного на изучение влияния изоляции на психофизиологию человека.
Инициатор – Институт физиологии им. И.П. Павлова. Цель создания – разработка комплекса психоэмоциональной поддержки для помощи людям в ситуации самоизоляции. В планах применение технологий виртуальной реальности.
Темные пещеры Мишеля Сифра
Более известный эксперимент с полной изоляцией провел в альпийских пещерах спелеолог Мишель Сифр в 1962 году. Позже он его пытался повторить – но уже не так успешно.
В первый раз Сифр прожил два полных месяца без внешнего света, звуков, часов и календаря. Он питался и засыпал по своим внутренним часам. Сам Мишель говорил, что сначала собирался изучать ледник около двух недель, а потом решил, что и времени маловато, и можно совместить спелеологию с тем, как все это повлияет на организм.
Организовано все было так: перед пещерой осталась команда Сифра, которой он звонил по своим «утрам» и «вечерам», когда просыпался или ложился спать. Ему никто не звонил – так что о реальном времени спелеолог не догадывался.
В самой пещере было холодно, мокро, и все, что делал Сифр – это читал, изучал стены и вел записи с фонарем. Кроме того, ежедневно проводились тесты: подсчет пульса и счет вслух в телефонную трубку до 120 – одна цифра в секунду.
Как выяснилось, к концу эксперимента до 120 спелеолог считал в течение 5 минут, настолько изменилось субъективное восприятие времени. И когда команда спустя два месяца сообщила, что пора бы заканчивать самоизоляцию, Мишель считал, что прошло около пяти недель.
Недавнее исследование подтвердило влияние изоляции на ощущение времени. Опрос нескольких сотен человек в ноябре показал, что у 75% нарушилось восприятие течения времени, а 55% сказали, что апрельский локдаун по их ощущениям был более восьми месяцев тому назад.
Самыми распространенными жалобами были депрессия, скука, нехватка социального взаимодействия и «замедленное время».
Через десять лет эксперимент с участием Сифра решили повторить. Но все пошло намного хуже. Несмотря на более благоприятные условия в пещерах Техаса и массу оборудования, у спелеолога развилось депрессивное расстройство, нарушение циркадных ритмов – он засыпал то через 18 часов, то через 52.
Оказалось, что отсутствие активной умственной деятельности и связи с внешним миром в корне изменяют состояние человека в условиях самоизоляции.
В Масачуссетском университете выяснили, можно ли называть потребность в общении такой же базовой, как потребность в еде. По данным, опубликованным в Nature Neuroscience, оказывается, что после изоляции человека в течение 10 часов активируются нейроны в тех же областях мозга, что и при десятичасовом голоде. Мы буквально голодаем без связи с миром.
Изоляция ценой в 100 тысяч долларов
Недавний эксперимент по сути экспериментом не был. Игроки в покер в 2019 г. в отеле Лас-Вегаса поспорили, что один из них отлично проведет месяц в самоизоляции без света и звуков – и получит за это 100 000 долларов.
Условия были такими: никаких радио, ТВ, телефонов и других контактов с внешним миром, кроме нерегулярной доставки еды – чтобы не получалось отслеживать время и количество дней. Однако в номере отеля была ванная, тренажер, скрабы и расслабляющие масла, коврик для йоги и мячик для самомассажа.
Тот, кто должен был провести так месяц в темноте – Рич Алати – считал, что его практика йоги и медитации спокойно позволит ему выиграть спор. Однако все опять пошло не так.
Довольно скоро у Алати начались галлюцинации, тревоги и страхи. В итоге через две недели ему предложили прервать спор, выплатив половину суммы. Он не согласился, но покинул номер через 5 дней после предложения и в итоге получил 62 тысячи долл.
Хотя тотальная изоляция в научных экспериментах неэтична, но вот частичная не только допустима, но и необходима. В частности, ее влияние исследуют для понимания того, смогут ли астронавты нормально функционировать в ограниченном пространстве.
Так, в 2016 году завершилось исследование, в котором участвовали шесть незнакомых друг с другом людей в условиях, приближенных к жизни на Марсе, – закрытый купол, скудный рацион, выход в пустыню на склоне вулкана только в скафандрах и по расписанию, тотальная зависимость друг от друга, связь с «Землей» с задержкой на 40 минут в ответах. Все почти по-настоящему. Исследование продолжалось больше года.
Как выяснилось, лишения участники переносили без особых проблем, а вот основная сложность была в узком круге общения. Независимо от того, как складывались отношения у членов команды, они все были нужны для выживания – и это, как оказалось, особенно тяжело выносить.
Зачем все эти эксперименты?
На самом деле экспериментов – вольных и невольных – было намного больше. Исследования в Арктике и Антарктиде, в условиях космоса и подводных лодок, люди, потерявшиеся в лесах и джунглях, – все это материал для изучения. Однако у всех этих работ есть методологическая проблема: оценка состояния проводится до начала изоляции и после. А в условиях пандемии COVID-19 никто не может сказать, когда наступает «после» и что происходит с человеком в процессе.
В процессе социальной изоляции с нами, как оказывается, происходит многое. Есть ряд данных о повышенной вероятности психических и когнитивных проблем, сердечно-сосудистых патологий и даже повышения уровня воспаления в организме, что связано с серьезными рисками.
Кроме того, даже не экстремальные условия изоляции – в собственном доме со всеми удобствами – способны влиять на структуры мозга и ухудшать обработку информации, объём памяти, вызывать проблемы с пространственной ориентацией, планированием и самоконтролем.
К счастью, есть сравнительные данные о том, что социальные контакты при помощи телефонов и видеочатов, соцсетей и форумов способны смягчить влияние локдаунов на детей и взрослых. Так что не стесняйтесь звонить или писать хотя бы раз в день с простым вопросом «Как дела?». Это, как оказывается, основная профилактика болезней изоляции.