Когда дети имеют высокий уровень тревожности — переживают том, что с ними или близкими людьми случится что-то плохое, не могут свободно и расслабленно общаться со сверстниками, страдают от страхов — это оказывает влияние на здоровье их психики и поведение. В данной статье собраны полезные ответы на вопросы родителей: почему у ребёнка повышается уровень внутренней тревоги? Почему одни дети растут тревожными, а другие беспечными? Какими способами можно снизить детскую тревожность?
Роль эмоций в жизни детей
Тревожные состояния — область эмоциональной сфера ребёнка. С помощью чувств дети в любом возрасте воспринимают окружающую действительность, формируют способы ответных реакций. Когда они проявляют свои чувства в поведении, мать и отец, наблюдая за этим, понимают, что испытывает ребёнок — злится или сердится, чувствует радость или задумчивость.
Большую роль в жизни ребёнка эмоции играют в тот период, когда вербальный способ общения для него еще недоступен — это происходит в младенческом возрасте. По мере взросления детей их эмоциональный мир становится более глубоким и разнообразным, эмоции приобретают оттенки, а в поведении появляются новые способы выражения чувств. Чем младше дети, тем труднее им сдерживать свои эмоции. В дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать этот навык — он может прятать слезы, «проглатывать» обиду. Однако, чувства, которые он переживает, «читаются» на его лице, в жестах, позе.
Как выглядят тревожные дети?
Маленький ребёнок не скажет о том, что он тревожится. Ему, учитывая возраст, доступно лишь внешнее проявление эмоционального состояния. Повышенная тревожность характеризуется следующими признаками:
- дети часто подавлены;
- преобладает плохое настроение;
- ребёнок чувствует и ведет себя растерянно;
- грустное выражение лица;
- поднятые плечи, опущенная голова;
- частая плаксивость;
- обидчивость;
- отсутствие интереса к занятиям, которые вызывают любопытство и радость у сверстников.
Так выглядят дети, степень тревожности которых является повышенной. Что происходит с ребёнком в это время на эмоциональном уровне? Он живет, постоянно думая о том, что с ним или близкими людьми может случиться что-то плохое — например, кто-то заболеет или умрет, мать или отец бросят его, один из родителей уйдет из семьи, исчезнет из жизни. Подобные мысли вызывают изменения в детской личности. Дети становятся неуверенными в себе, их самооценка снижается. Все чаще, когда берутся за деятельность, они останавливаются — тревожные мысли не дают им быть активными. «Вдруг у меня ничего не получится?» — думает ребёнок и бросает начатое дело. Причиной такого поведения выступает повышенная тревожность.
Тревожные дети не умеют проявлять инициативу, быть лидером — это не для них. Они искренне верят в то, что успеха и признания со стороны могут добиться другие ребята, но только не они. Чувство страха занимает большое место в их жизни. Они боятся собственной активности, возможных ошибок, осуждения и оценки со стороны.
Почему дети растут тревожными?
Одна из причин — повышенная, врожденная чувствительность у ребёнка. Это индивидуальные особенности, которые могут быть присущи любым детям, независимо от условий их проживания и воспитания. «Он с детства очень впечатлительный, все принимает близко к сердцу» — говорят родители про таких детей, понимая, при этом, что у них, тоже, иногда повышается уровень тревожности.
Такие врожденные особенности могут быть нормой развития и не мешают формированию психических процессов у ребёнка, если мать и отец умеют вовремя поддержать его и снизить уровень тревоги. Как они могут сделать это? С помощью успокаивающих слов, умения подсказать решение проблемы, развеселить, помочь отличить фантазию от реальности.
Ребёнку труднее справляться с собственной тревогой, если она появилась вследствие неправильного воспитания. В каких случаях это бывает?
- Чрезмерная опека родителей. Когда взрослые все время говорят «Нельзя», «Отойди», «Не трогай», «Это опасно», «Тебе будет больно», «Дай, я лучше сделаю это сам» — ребёнок начинает понимать, что окружающий мир и все, что с ним связано, представляет реальную угрозу для его здоровья и даже жизни. Чтобы не воспитать тревожных детей, им нужно позволять удовлетворять свое любопытство, находясь при этом рядом, чтобы предупредить возникновение возможной опасности.
- Авторитарная позиция со стороны матери и отца в семье. Проявляется в виде запретов, строгих ограничений, отсутствия эмпатии по отношению к ребёнку. Дети в таких случаях не могут выражать свои чувства, потому что взрослые не позволяют им это делать. Родители хотят, чтобы ребёнок всегда был послушным, покладистым и во всем соглашался со старшими. Если он ведет себя противоположным образом, они его наказывают, критикуют, осуждают. Тогда, чтобы добиться принятия и похвалы, дети стараются угодить матери и отцу — так, подавляя собственные эмоции, они становятся тревожными.
- Злость и раздражение со стороны родителей. Если часто «сливать» негативные чувства на детях, в скором времени, это создаст благоприятную почву для развития внутренней тревоги. Дети, сталкиваясь с такими чувствами взрослых, начинают думать о себе плохо — что они недостойные, хуже других, глупые, неспособные. Все эти внутренние ощущения, также, формируют в них повышенную тревожность.
Как мать и отец могут помочь ребёнку?
Дети как губка впитывают все, что чувствуют и делают их родители. Поэтому, если взрослые понимают, что уровень их тревожности является высоким, то, прежде чем лечить ребёнка, нужно разобраться со своими чувствами. Дети словно зеркало способны отражать внутренний мир матери и отца. Если взрослые работают над собой, развивают внутреннюю гармонию, решают проблемы в межличностных отношениях, налаживают общение друг с другом, то, они становятся более веселыми и счастливыми. Дети это видят и чувствуют, и тогда, постепенно, уровень тревоги снижается — им больше незачем переживать о том, что мама и папа не будут вместе, или перестанут любить его.
Мать и отец должны дать понять ребёнку, что он может и имеет право ошибаться. Тревожные дети склонны к перфекционизму и, часто, не позволяют себе быть активными из-за страха сделать что-то не так, как нужно. Полезно донести до них, что быть несовершенным — это нормально. Ребёнок должен знать — если у него что-то не получится с первого раза, это не характеризует его как личность. Он может предпринимать попытки делать что-то столько раз, сколько необходимо, пока не достигнет желаемого результата.
Уровень тревоги у детей снижается, если они воспитываются в условиях легкого отношения к жизни, их внутренние страхи проработаны и не имеют почвы, им не приходится жить в таких условиях, когда они не знают, что будет завтра.
Создать такие условия для детей — в сила родителей. Если они понимают, что у них не хватает ресурсов сделать это, следует обратиться за помощью к детскому или семейному психологу — он проведет необходимые диагностические исследования и коррекционные занятия с ребёнком, которые помогут ему избавиться от повышенной тревожности.