В прошлом веке левшей переучивали с раннего возраста – считалось, что быть леворуким крайне вредно. Пошло это, вопреки распространенному мнению, не от советской педагогики, а от британцев и американцев. Хотя корни негативного отношения к левшам прослеживаются еще до средневековья: их, как «пособников дьявола», сжигали на кострах. В конце ХХ века все резко изменилось, и детей переучивать перестали. Более того, считалось, что если начать приучать ребёнка пользоваться «не той» рукой, он начнет заикаться. MedAboutMe разбирается, зачем переучивали левшей и так ли это вредно на самом деле?
Почему во времена Советского союза детей приучали писать правой рукой?
В мире примерно каждый седьмой человек рождается левшой. Интересно, что количество леворуких все время снижается: например, среди первобытных людей их было 50% в каменном веке, к бронзовому осталось только 25%. То есть когда-то это было абсолютной нормой, но про это никто, конечно, помнить не может. А зачем же переучивать?
Это интересно!
В средневековом суде аргументом против подсудимого считался факт, что он «трогал скотину левой рукой», «обходил дом справа налево». Считается также, что левшество Жанны д'Арк сыграло огромную роль в решении судей.
У японцев раньше с женой-левшой можно было немедленно развестись без дополнительных причин. А в племенах Африки и Индии считается, что леворукие люди – врожденные отравители. Поэтому ведущую руку им калечат, чтобы не было возможности ее использовать.
До распространения шариковых ручек писать приходилось перьями и чернильными ручками. Писать без помарок было непросто даже правшам, ну а левши из-за расположения ведущей руки смазывали написанное. Так что приходилось все неоднократно переписывать – или же переучивать ребёнка, который помимо неудовлетворительных отметок еще и нередко мешал соседу по парте локтем или письменными принадлежностями.
Кроме проблем с чистописанием были и сложности с инструментами: ножницами, станками и швейными машинками на уроках труда. Ну а дальше мальчики шли в армию, где учились пользоваться оружием, в том числе стрельбе из автомата. А если стрелять из автомата, прижимая его к левому плечу, то гильза вылетит прямо в лицо. Все это приводило к травмам.
Факт!
До сих пор в мире каждый год погибает около 2500 левшей из-за использования неподходящих для левой руки инструментов. Количество травм никто не подсчитывал.
Но за травматизмом и неудобствами скрывалась псевдонаучная база: левшество считалось вредной привычкой, ведущей к патологиям. И от нее надо было ребёнка активно избавлять.
Факт!
Британские и американские педагоги начала прошлого века утверждали, что леворукость – следствие особенного склада личности, которая бросает вызов окружающим, и это надо насильно исправлять.
Кроме того, было распространено мнение, что у левшей повышен риск задержки умственного развития, отставания от школьной программы, а также выше вероятность развития эпилепсии. Позднее им стали также «грозить» аутизмом.
Как переучивали левшей?
«Избавляли» от леворукости по-разному, но часто это было связано с насилием. Левую руку привязывали, перебинтовывали, надевали варежку, порой по ней били – указкой, линейкой, ладонью. Те же методы активно рекомендовали родителям для применения в домашних условиях.
Особого эффекта не было: невозможно изменить врожденные особенности полушарий. Правда, можно натренировать одно из них. В итоге многие дети обучались писать обеими руками – одинаково хорошо или одинаково плохо.
Однако переучивание влияло не только на умение писать правой рукой или манипулировать предметами. Оно вызывало нервные срывы, энурез, неврозы и бессонницу, головную боль и заикание.
Факт!
Полностью переучить левшу невозможно, как невозможно изменить строение тела. Даже самый натренированный левша в экстремальной ситуации, при стрессе или утомлении инстинктивно будет действовать ведущей рукой, то есть левой.
Широкую огласку получил случай в США, когда переученный летчик-левша погиб из-за нераскрытого запасного парашюта: кольцо находилось справа, а он в стрессе искал его левой рукой слева. Это привело к выпуску специальной конструкции парашютов.
В 70-х годах школьники в СССР начали использовать шариковые ручки, чернила которых не смазывались (хотя тетрадки с промокашками выпускали еще долго). И это маленькое изменение стало причиной изменения отношения к левшам в школе! А в 1986 году Министерством просвещения были выпущены рекомендации по прекращению переучивания левшей и защите их особенностей.
А что с заиканием?
Даже во времена настойчивого переучивания детей-левшей были те, кто считал левшество наследственной особенностью (это правда), а принудительное переключение ведущих рук – ведущим к негативным последствиям, в особенности к энурезу в младшем школьном возрасте и к практически пожизненному заиканию.
Факт!
Нередко недержание мочи у детей объясняется гиперактивностью мочевого пузыря, которая действительно может развиваться из-за стрессов. Об этом отклонении и его лечении мы рассказываем в отдельной статье.
Как выяснилось в ретроспективных исследованиях, связь есть – но весьма двоякая. Если уже подросшего ребёнка-левшу стимулировать пользоваться двумя руками, никаких негативных последствий не возникнет. Наоборот, в среднем школьном возрасте лучше будут развиваться связи между полушариями. По этой же причине, к примеру, жонглирование двумя руками рекомендовано для всех – и маленьких, и взрослых.
Однако точно такие же результаты будут у врожденных правшей! И самое важное: тренировка должна быть абсолютно добровольной и ненасильственной.
Это интересно!
Российские ученые подчеркивают, что не надо приучать ребёнка пользоваться какой-либо рукой, настойчиво давать ему предметы только в правую или левую ручку, даже если он ее предпочитает. В раннем возрасте леворукость может быть временной, связанной с задержкой формирования межполушарных связей, и им надо дать возможность оформиться самостоятельно.
А вот если малыша приучать, несмотря на его желания, а тем более бить по рукам, привязывать, ругать и наказывать в любой форме, что у него могут развиться все негативные последствия – от энуреза до неврозов и заикания. И не важно, из-за какой причины над ним так будут издеваться.
Это интересно!
Считается, что леворукость и склонность к заиканию в принципе связаны: эта версия родилась во времена расцвета психоаналитического направления психиатрии. Однако имеющиеся научные исследования пока что этого не подтверждают.
С другой стороны, есть вероятность, что все дело в активности правого полушария мозга и расположении центра Вернике и Брока, ответственного за речь. Впрочем, функции этого центра в последние годы ученые тоже активно пересматривают.
Сама же идея о том, что одна рука лучше другой, ошибочна. У обеих рук – не важно, какой именно вы чаще пользуетесь – есть свои сильные и слабые стороны. У правшей ведущая рука лучше выполняет точные движения, зато у левой выше стабильность, и наоборот. Поэтому, к примеру, правши открывают любую дверь – не важно, с какой стороны ручка – доминирующей рукой, а сумку или коробку при этом держат в левой. Ну а левшам леворукость дает массу преимуществ в разных видах спорта – от тенниса и фехтования до бокса. Так что надо дать ребёнку возможность развиваться таким, какой он родился, и искать в этом бонусы, а не минусы.
Однако праворукостью и леворукостью все не ограничивается: бывают и «двурукие» люди. О них мы рассказываем в статье «Не правша и не левша: амбидекстрия у ребёнка – это хорошо или плохо?».