Сегодня иногда кажется, что общение в социальных сетях практически полностью заменило реальное. К сожалению, у людей все меньше времени на встречи с друзьями, поскольку все свободное время отнимает работа, семья и заботы о детях. А при высокой занятости не у всех есть шанс на создание семьи. К тому же найти единомышленников в интернете гораздо проще, чем в реальной жизни, поэтому виртуальное общение создает у человека иллюзию, что он не один. Тем не менее, для того, чтобы правильно общаться в социальных сетях, необходимо придерживаться определенных правил этикета.
Особенности виртуального общения сегодня
Чаще всего в социальных сетях общаются взрослые люди в возрасте до 45 лет, пользователей более старшего возраста значительно меньше. Дети и подростки редко гуляют на улице, предпочитая переписываться в сетях «ВКонтакте», Twitter или Instagram, они буквально «живут» в интернете. Более того, с конца 1990-х годов в мире растет число людей, предпочитающих не работать и выходить из своей комнаты только в магазин. Подобный образ жизни получил название «хикки» (от японского «хиккикомори» — ведущий затворнический образ жизни). Таким образом, достаточно большой процент людей вовсе не нуждается в реальном общении.
Даже телефонные разговоры и электронные письма постепенно утрачивают свою востребованность. Многие психологи утверждают бесполезность общения по электронной почте с молодыми людьми из поколения «миллениалов», то есть тех, кто родился после 1997-2000 годов. Подростки и молодежь предпочитают обмениваться короткими сообщениями в WhatsApp или Telegram.
При общении в социальных сетях человеку необязательно даже быть самим собой. Виртуальная жизнь позволяет придумать себе биографию или образ, который будет отличаться от реального человека. При этом блоги помогают частично понять внутренний мир человека. Многие молодые люди сегодня находят друзей и знакомятся с будущими супругами именно в социальных сетях.
Основным недостатком виртуальной коммуникации остается невозможность адекватно выражать эмоции так же, как и в реальной жизни. Специальные значки «эмодзи» или «смайлики» не могут в полной мере заменить реальную радость, гнев или разочарование. Поэтому они пока не в состоянии заменить «живое» взаимодействие с людьми.
Существует ли культура общения в социальных сетях?
Люди начали активно общаться в социальных сетях сравнительно недавно — чуть более 10-15 лет назад. Чем доступнее становился интернет, тем больше людей стремилось завести аккаунты в социальных сетях. Сегодня люди, которых интересует культура общения профессионалов, выбирают Linkedin, ценители более грамотной письменной речи или длинных и содержательных текстов отдают предпочтение «Живому Журналу», для интеллектуалов существует Facebook, а для молодежи — «ВКонтакте», Telegram, Instagram с преобладанием визуального контента и коротких сообщений.
Поскольку культура общения в социальных сетях еще не до конца сформирована, то на форумах и социальных сетях можно встретить немало людей, склонных к резким суждениям, негативным оценкам и обвинениям. Некоторые из них обладают достаточно большим количеством свободного времени, но при этом им не хватает чувства такта. Это может быть следствием комплекса неполноценности — люди привыкли скрывать истинные эмоции от окружающих в реальной жизни, предпочитая «сливать» негатив в интернете.
Если человек предпочитает общаться по делу, а не ради того, чтобы убить время, вступая в горячую дискуссию, то соблюдение определенных рекомендаций позволит ему завоевать устойчивую репутацию и вызовет желание общаться с ним. Начальные принципы культуры общения в интернете включают в себя следующее:
- представляться, называя настоящее имя и фамилию. Это особенно важно при коммуникации в сетях с более «серьезной» аудиторией. Разумеется, в 21 веке никто не будет начинать знакомство с «милостивых сударынь и досточтимых сударей», разве что в ироническом контексте. Но следует избегать и раздражающих приветствий, вроде «Доброго времени суток», которые часто используются «безликими» продавцами ненужных услуг;
- обращаться к незнакомому собеседнику на «вы». Обращение «ты» допустимо только к друзьям или хорошим знакомым, составляющих аудиторию конкретного сообщества или группы;
- внятно формулировать цель послания к аудитории. При этом следует избегать пустых фраз, не несущих никакой информации или не имеющих отношения к теме сообщества.
В целом, особенности коммуникации в социальных сетях не должны отличаться от реальной жизни. Точно так же приветствуется умение слушать и слышать собеседника, общаться вежливо и корректно. Но, поскольку способы выражения эмоций сильно ограничены, то возможностей для неправильного истолкования сообщений гораздо больше.
Смогут ли социальные сети полностью заменить реальное общение, эмоции и чувства?
Сегодня люди практически не пишут писем на бумаге, крайне редко отправляют поздравительные открытки или телеграммы. Они реже звонят друг другу по телефону, а возможностей для «живых» встреч и того меньше. Современная молодежь выбирает социальные сети.
Одна из отрицательных сторон виртуальной коммуникации — некоторое обесценивание понятия «дружба». «Друзьями» называют отнюдь не всех людей, которые подписаны на страницу конкретного человека. Хотя найти друга или спутника жизни в социальной сети вполне можно, несмотря на то, что многим пользователям близкие друзья уже не нужны.
Переписка не позволяет оценить такие особенности виртуальной коммуникации, как мимика или жесты живого человека. Виртуальные «эмодзи» не позволяют в полной мере почувствовать настроение и передать интонации человека, хотя, по некоторым признакам догадаться о них можно. Например, сильное чувство может выражаться при помощи текста в CapsLock или длинного ряда восклицательных знаков.
Письменная речь не обладает всеми возможностями передачи настроения и душевного состояния. Нужно ли конкретному человеку общаться с людьми «вживую», каждый решает для себя сам. Но только реальная коммуникация оставляет больше возможностей оценить внутренний мир другого человека, а значит, потребность в ней будет всегда.