Заикание – это дефект речи, который знаком людям с древних веков. Он упоминается еще в книге пророка Исаии, датируемой VIII веком до нашей эры, причем неоднократно. У древних египтян существовал специальный иероглиф для заикания, а Аристотель в своем сочинении «О спорных вопросах» описал несколько вариантов дефекта речи, и заикание указал самым распространенным, описав также различные его формы. Тогда же был сделан первый намек на невротические причины заикания: философ отметил, что дефект выражен сильнее, если человек нервничает, и слабее в расслабленном и нетрезвом состоянии (а греки знали толк в обоих).
Несмотря на связь эмоционального самочувствия человека и выраженности заикания, история лечения невротического недуга прошла длинный путь – от дыхательной гимнастики и странных советов до калечащих и порой убийственных операций по подрезанию языка для «устранения заикания». В чем же причины логоневроза, почему он развивается и как проводят лечение заикания у детей и взрослых сегодня?
Камушки во рту как коррекция заикания
Еще Гиппократ считал заикание болезнью. Знаем мы также о Плутархе и Геродоте, более-менее успешно справлявшихся с заиканием различными способами. До нас дошли сведения о различных способах коррекции заикания в давние времена: великий оратор Демосфен боролся с запинками известным многим методом. Он брал в рот несколько камней и тренировал мышцы языка, пытаясь декламировать поэмы. Но вот о чем мало кому известно: помимо методики «набитого рта» Демосфен регулярно уединялся в темной пещере, где слушал звуки прибоя и произносил речи во время штормов, следуя ритму волн. И этот способ устранения заикания помог ему стать настолько известным оратором, что слава дошла и до наших дней.
Хотя коррекция заикания «по Демосфену» не была секретом и сегодня такой набор упражнений – пример успешного психотренинга, одного из способов устранения заикания в современной логопедии, но популярностью он не пользовался, слишком долгий и трудоемкий. Античные врачи его тоже не особенно признавали: что это за метод, который можно использовать самостоятельно и не платить доктору деньги? Так что почти 25 веков люди считали, что заикание – следствие непонятной и сложной болезни или патологии строения органов, отвечающих за речь. И коррекция заикания включала весьма специфические методики.
Считается, что пик странных и порой довольно жестоких методов устранения заикания пришелся на ХIХ век, когда стала распространятся хирургическая методика коррекции заикания по способу немецкого доктора Иоганна Диффенбаха. Пациентам удаляли часть языка, иногда – гланды. Помимо отсутствия эффекта эти операции грозили различными осложнениями. В условиях антисанитарии порой пациентов «исцеляли» кардинально: из-за сепсиса они умирали.
Но Диффенбах не был пионером в попытках таким образом бороться с заиканием. Задолго до него древнеримский доктор Корнелий Цельс отрезал своим пациентам кончики языков. И тоже безуспешно, только в крайне редких случаях люди избавлялись от заикания, вероятно, срабатывал эффект плацебо и авторитет врача, все же к хирургам пациенты обращались в самом крайнем случае.
Радикальное «устранение заикания»: почему люди соглашались на операции?
Почему люди, страдавшие различными формами заикания, все же соглашались на опасные и калечащие операции? Все дело в том, что другие способы «лечения» тоже были не из приятных, и помогали очень редко, чаще всего – не помогали совсем. Пожалуй, самым эффективным способом были немного измененные упражнения от заикания по варианту Демосфена: надо было постоянно носить целые мускатные орехи в ротовой полости. Если кому-то это помогало тренировать мышцы речевого аппарата и повлиять хоть как-то позитивно (хотя чаще просто улучшало дикцию, не избавляя при этом от заикания), то все иные способы были совершенно ненаучными. В основном «устранение заикания» строилось на эффекте внушения: заговоры, молитвы, ношение амулетов, отвары из трав чередовали с мазью из жира дохлых собак и регулярными пощечинами. Пощечины полагалось давать непременно в пасмурную погоду.
Первая догадка о невротической природе заикания
Первым человеком, назвавшим заикание «дурной привычкой» и связавшим его с испугом в детстве, был врач из Швейцарии Иоганн К. Амман. Ему мы обязаны появлением довольно стойкого мнения, что заикание у детей – следствие эпизодов страха. «Испугался собаки, грозы, шума, падения», и вот результат – ребёнок заикается. Этот миф распространен и сегодня. И хотя такой эпизод действительно способствует началу заикания у детей, причина заикания не в собаках или громе, а в особенностях нервной системы. Миллионы детей пугаются животных, и только малая часть из них начинает заикаться. Но невротическое заикание, о причинах и механизме которого догадывался Амман, признается и сегодня.
Несмотря на клеймо «дурной привычки» и легенду о факторе страха, Амман разработал довольно щадящую методику упражнений от заикания, обучая пациентов контролировать «колебания» языка. Эффективность ее была довольно невысока, так как акцентировала внимание человека на мышечных движениях без учета невротической природы заикания, но средневековый доктор хотя бы не отрезал части тела.
Заикание: теории о природе дефекта
После накопления знаний об анатомии и физиологии врачи стали искать физиологические объяснения дефекта речи, изучая, как работает артикуляционный аппарат, извлекаются звуки, как человек дышит. Некоторые специалисты считали, что причина – в общей слабости пациентов (и это частично соответствует правде, так как невротическое заикание может быть следствием астенического невроза), другие – что причина в гиперактивности нервной системы (и это тоже объясняет процесс возникновения неврозоподобного заикания, хотя и не полностью).
От упражнений от заикания до подпорок для языка
Хотя в поиске причин доктора двигались в верном направлении, способы терапии были похожи на шарлатанство. Упражнения от заикания были самыми безобидными вариантами. В ходу также были причудливые устройства, например, золотая подпорка для языка, разные вставки между зубами, в частности – винные пробки. Количество методик лечения заикания у детей и взрослых превысило все разумные пределы и наконец вызвало серьезное внимание врачей. Была разработана дыхательная гимнастика при заикании, помогавшая частично справляться с дефектом при условии регулярных занятий.
Дыхательная гимнастика при заикании: почему она не излечивала?
Хотя дыхательная гимнастика при заикании – часть комплексной терапии, ее одной для лечения в большинстве случаев недостаточно. В особенности, если речь не о заикании у детей, а о пациентах старшего возраста, а вплоть до середины ХХ века на эту патологию обращали внимание в основном у взрослых.
Так можно ли вылечить заикание?
Можно ли вылечить заикание? Основное внимание этому дефекту речи уделяли в Великобритании и Германии, но в России тоже было немало специалистов (и пациентов), задававшихся вопросом «Можно ли вылечить заикание?».
В России медицинское сообщество критиковало методы подрезания языка, а также различные «амулеты» и «травки». В итоге в России до хирургических методов коррекции дело не дошло, и врачи рекомендовали комплекс дыхательной гимнастики при заикании.
К началу ХХ века теории о причинах патологии особенно не развивались. Появлялись новые методики лечения, но все они были симптоматическими. Врачи не понимали, что надо лечить: сам речевой аппарат, нарушения центральной нервной системы, мышечные спазмы… Пациенты разочаровывались в лечении, а врачи не могли предложить ничего нового. Чтобы понять, можно ли вылечить заикание и как, нужны были новые знания.
Лечение заикания у детей: вопрос актуальности
Лечение заикания у детей не считалось приоритетным даже в семьях аристократии. Считалось, что ребёнок «ленится», «идет на поводу у дурной привычки» и в итоге ее перерастет. В большинстве случаев о лечении заикания у детей речи не шло, и к врачам приходили уже взрослые пациенты с сформировавшимся дефектом речи.
Нашумевший фильм «Король говорит» и книга с тем же названием, написанная внуком «королевского логопеда» по биографическим материалам, прекрасно иллюстрируют отношение даже высших слоев знати Великобритании к заиканию. Лечение заикания у детей не было принято, и взрослым приходилось разбираться с последствиями детских неврозов самостоятельно. Причем далеко не всегда так успешно, как герою истории, британскому монарху Георгу VI.
Неврозоподобное заикание: невроз Сикорского
Честь первого открытия теории причин и механизма развития заикания принадлежит русскому психиатру И. А. Сикорскому, чья книга 1889 года «О заикании» и сегодня считается основой для понимания феномена. Неврозоподобное заикание Сикорского или невроз Сикорского помог понять, как развивается заикание у детей, причины и лечение процесса логоневроза. Врач доказал, что заикание у детей появляется на этапе научения речи и зависит от наследственной склонности и специфики реакций нервной системы. И так как это – форма невроза, неврозоподобное заикание, то и лечить его надо с этих позиций.
Заикание у детей и взрослых: от причины к лечению
Наконец заикание у детей, причины его возникновения и виды были классифицированы, и можно было начинать подбирать методы терапии не наугад. Впоследствии теорию невроза Сикорского подтвердил Иван Петрович Павлов, физиолог, известный большинству по опытам с собаками, хотя сфера его компетенций была намного шире. Лечение заикания у детей и взрослых стали проводить успокоительными препаратами, поездками на целебные воды, упражнениями от заикания, пением и электростимуляцией.
Заикание у детей: причины в судорогах
При рассмотрении речевого дефекта «заикание у детей» причины обнаружили в судорогах, в судорожной активности головного мозга, которая влияет на артикуляционный аппарат. При заикании у детей причины кроются в несильных, безболезненных судорогах, которые вызывают расстройства ритма речи, остановки, повторения звуков, слогов. У взрослых причины те же, но из-за длительного периода заикания они сложнее поддаются коррекции, так как возникают адаптационные варианты произношения.
Заикание у дошкольников: почему именно этот возраст?
Заикание у дошкольников в сравнении с другими возрастными периодами появляется чаще всего. Причина – в десинхронизации работы мозгового центра Брока, «командующего» речевым аппаратом, центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, и центра ассоциаций, в котором ведется анализ услышанного и выстраивание собственных высказываний.
Заикание у дошкольников возникает в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Работа ответственных за речь центров только начинается, связи находятся на начальном этапе нарабатывания. Это очень чувствительный период, и небольшие сбои в функционировании отделов мозга могут приводить к заиканию у дошкольников.
Коррекция заикания у дошкольников
Коррекция заикания у дошкольников нужна далеко не во всех случаях. Так как заикание у детей раннего возраста часто является признаком небольшого нарушения развития, когда один центр развивается быстрее другого, то коррекцию заикания у дошкольников чаще проводят после одной-двух консультаций логопеда усилиями членов семьи, помогая ребёнку не спешить во время речи, снизить временно ее темпы. В большинстве случаев небольшие возрастные отклонения проходят быстро и бесследно.
При стойком дефекте коррекция заикания у дошкольников требует обязательного обследования у невролога и терапии неврологической патологии.
Статистика заикания у детей, причины и лечение
Во всем мире в той или иной мере заикается примерно каждый 20-ый человек. Заикание у детей, причины и лечение до сих пор исследуются, хотя в сравнении с прошлыми веками в терапии логоневроза достигнуты невероятные успехи.
Для изучения заикания у детей, причин и лечения важно также знать основные данные: мальчики страдают от логоневроза в 4 раза чаще девочек, пик заикания происходит в подростковом возрасте, а в среднем к наступлению 30-летия дефект во многих случаях компенсируется даже без привлечения специалистов. Еще важный момент: выделяют два основных вида заикания.
Виды заикания
Выделяют основные виды заикания в зависимости от его причин.
Первый вид заикания – самый распространенный, он развивается из-за вдруг возникшего сбоя в связях разных отделов мозга. Именно он проявляется после испуга, расстройства детей, излишней нагрузки, например, выучивания стиха на фоне повышенной впечатлительности, реактивности нервной системы и усиливается при усталости, волнении.
Второй вид обусловлен врожденной или приобретенной патологией ЦНС, может быть наследственным или связанным с болезнями матери во время вынашивания, инфекций раннего возраста, травм головы. При таком виде заикания часто диагностируют первичные нарушения: повышенное внутричерепное давление, судорожную готовность, нарушение рефлексов и т. д.
Берут ли в армию с заиканием?
Ответ на вопрос «берут ли в армию с заиканием» кроется в видах и выраженности логоневроза. Если у молодого человека заикание проявляется в запинках в речи, «застреваниях» на звуках и слогах, но нет явного нарушения речевой функции, таких юношей берут в армию с заиканием в группу А или В (возможны варианты).
Если логоневроз протекает тяжело, с нарушением дыхательной функции, иными патологиями, не поддается коррекции, то после обследования у психиатра и невролога таких пациентов не берут в армию с заиканием. Но это, повторимся, не обычные запинки в речи, а серьезный неврологический дефект.
Формы заикания при неосновных причинах
Есть и неосновные формы заикания, например, возникающее у переученных левшей. Так, количество детей с данным видом логоневроза резко возросло в период школьного образования в СССР, когда было принято заставлять врожденных левшей пользоваться правой рукой.
А после отмены рекомендации такие формы заикания стали встречаться намного реже, так как исчез провоцирующий фактор.
Заикание: психосоматика и подражание
При рассмотрении причин заикания психосоматика стоит не на первом месте, так как отражает только влияние нервного возбуждения при первой, основной форме заикания. Однако отрицать связь «заикание — психосоматика» нельзя, важно ее не путать с иными причинами, например, с подражанием взрослым, копированием ритма, произношения родителей.
При поиске связи «заикание — психосоматика» необходимо помнить, что в норме любой здоровый человек 1/10 всех слов, слогов может произносить с запинками, явными или маскированными различными звуками «э-э-э-э», «м-м», словами-паразитами.
Как лечить заикание у ребёнка?
Как лечить заикание у ребёнка? При первом виде необходим охранительный режим, как на начальном этапе дефекта, так и при стойком прогрессе. Надо снизить речевую и эмоциональную нагрузку, наладить сон, рацион питания, уделить время отдыху, физической активности. При продолжающейся проблеме – посетить логопеда и невролога.
Если так лечить заикание у ребёнка не получается, потребуется полная неврологическая диагностика с изучением этиологии дефекта и дополнительных нарушений в анамнезе. При стойком заикании только после выявления причин специалист сможет объяснить, как лечить заикание у ребёнка.
Как вылечить заикание у ребёнка или взрослого: новые методы
Как вылечить заикание у ребёнка или взрослого? Традиционные методы основаны на приеме успокоительных, противосудорожных препаратов, физиопроцедурах и упражнениях речевого аппарата, чтобы замедлить работу центра Брока.
В комплексных методиках, помогающих как вылечить заикание у ребёнка методом «замедления» центра Брока, так и «переключить» избыточную активность мозга на другие области, используются также способы жестикуляции во время речи, дирижирования, рисования, дыхательных упражнений и аутотренинги.
Хотя методы, позволяющие как вылечить заикание у ребёнка, так и скорректировать дефект у взрослого, почти не отличаются от предложенных Сикорским, есть и современные наработки. Например, различные программы и девайсы, изменяющие скорость работы отделов мозга посредством слушания собственной и обращенной речи с разной скоростью или тональностью.
Хотя сегодня методы базовой терапии в основном все те же, что и сто лет назад, наука не стоит на месте.
Ну а если говорить о ближайших перспективах, то, возможно, совсем скоро появятся «таблетки от заикания». Профессор Джералд Магуайр из США отметил, что у пациентов с заиканием повышен уровень дофамина. Если его снизить – речь вернется к норме. И это был бы значительный прорыв в терапии логоневроза!