«Как же мало задач я решила (решил) сегодня», «Я ничего не успеваю», «Постоянно куда-то спешу и часто опаздываю», «24 часа в сутках – это очень мало» и т. д. Эти фразы знакомы нам всем: кто-то их постоянно слышит от знакомых и родных, а многие так говорят о самих себе. Большинство людей, которые ничего не успевают, уверены, что на них взвалено слишком много заданий. На самом же деле, зачастую причина другая: неумение планировать свое время. Именно грамотное планирование, внедрение некоторых привычек и большое желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, творят чудеса.
Но давайте обо всем по порядку!
Что такое время?
Если мы обратимся за помощью к словарю, то прочитаем: «Время – это мера длительности всего совершаемого». Оно измеряется секундами, минутами, часами, далее идут дни, месяцы, года…
Казалось бы, понятнее и быть не может: день – 24 часа, час – 60 минут и т. д. Но ведь часто человек воспринимает время по-разному, точнее один и тот же промежуток времени может значительно растянуться или, наоборот, сжаться.
Пример: читая очень интересную книгу или общаясь с хорошими друзьями, нас переполняют положительные эмоции, и мы не замечаем, как пролетает 1-2 часа времени. А вот нудная часовая лекция может в нашем восприятии растянуться на целую вечность. Еще один пример: отдых и работа. Выходной день зачастую пролетает быстрее, нежели рабочая смена.
Изменение привычек: с чего лучше начать?
Регулярно куда-то опаздывая, игнорируя договоренности и обещания, вы доставляете неудобства всем вокруг. Создаются неприятные ситуации на работе, портятся отношения с коллегами, высказывается недовольство начальством. И это вполне нормальная реакция окружающих на подобное поведение. Ведь если родные люди и хорошие друзья еще могут закрыть глаза и смириться с вашими вредными привычками, то чужие не обязаны быть снисходительными.
Неорганизованным и недисциплинированным людям сложно построить карьеру, им вряд ли предложат повышение, а в худшем случае и вовсе уволят. Если же вас не устраивает подобный расклад, то нужно срочно предпринимать меры, встраивая полезные привычки. Речь идет о грамотном планировании времени, которое поможет значительно увеличить количество выполненных задач и повысить работоспособность.
Для начала нужно обзавестись несколькими вещами. Они есть практически у каждого современного человека, но не все ими пользуются с целью планирования:
- телефон. Этот девайс позволяет ставить напоминалки, включать таймер, скачивать различные программы по тайм-менеджменту и т. д.;
- ноутбук (компьютер). Если вы ежедневно работаете за компьютером, то создайте на нем файлы: планы на сегодня, неделю, месяц, покупки, распределение финансов, отдых и т. д.;
- ежедневник, который можно заменить обычной тетрадью или блокнотом. Каждый вечер записывайте туда задания и дела, которые необходимо завтра решить. Пишите даже мелкие задачи, на выполнение которых уходит всего несколько минут. На протяжении дня вычеркивайте сделанное и обязательно хвалите себя за труд, тогда вы будете с еще большим рвением и удовольствием выполнять остальные дела.
Выбор только за вами. Кому-то будет достаточно одного ежедневника, а кто-то сможет грамотно распределять свое время, используя полный комплект: блокнот, ноутбук и телефон.
Организация пространства для труда и отдыха
Оказывается, на нашу производительность влияют некоторые, на первый взгляд несущественные, жизненные моменты. Многие факторы могут негативно сказаться на состоянии человека, стать причиной появления негативных эмоций, отвлечь от поставленной задачи, вызвать медлительность. А в итоге привести к тому, что за день не будет выполнено и половины запланированных дел. О чем же идет речь, и на что нужно обратить внимание.
- Чистота и порядок на рабочем месте. Позаботьтесь о том, чтобы на вашем столе не было никаких предметов, которые будут отвлекать внимание. Оставьте только то, что необходимо для работы, которую вам необходимо выполнить. Для всего остального есть ящики и полочки, в которых также должен быть порядок, иначе поиск нужных вещей будет забирать драгоценное время, которое можно потратить на важные дела.
- Ранний подъем. Старайтесь организовать свой режим так, чтобы подъем приходился на ранние часы. Постепенно выработайте привычку просыпаться в одно и то же время, даже если вам с утра никуда не нужно идти и есть желание пролежать в постели до обеда. Ведь встав рано, вы сможете спокойно выполнить все утренние рутинные дела, пересмотреть список дел, составленный вечером, помедитировать и т. д.
- Чистота и уют дома. Особенно это касается людей, которые работают удаленно, то есть дома. Скопление ненужных вещей, пыль, захламленные поверхности отвлекают внимание, навевает нехорошие мысли и эмоции. Недаром говорят: хаос в доме, хаос в голове. Ведь намного приятнее находиться в чистом уютном помещении, где у каждой вещи есть свое место, в окружении любимых предметов.
- Полноценное питание и водный режим. Согласитесь, уставший и нездоровый человек не может продуктивно работать. Чтобы всегда чувствовать себя бодрым, необходимо тщательно продумывать ежедневное меню, пить не меньше полутора литра чистой воды в сутки, спать 7-8 часов, вести активный образ жизни.
Все перечисленные факторы, казалось бы, напрямую не связаны с планированием времени, но если мы не будем обращать на них внимания, то они со временем могут отрицательно сказаться на нашем развитии.
Положительные эмоции от внедрения полезных привычек
Когда у человека что-то не получается, он придумывает массу причин и отговорок. Порой эти причины кажутся действительно важными, но нередко за ними скрывается отсутствие сильного желания достигнуть поставленной цели. Зачастую время тратится на менее важные дела: просмотр новостей, сериалов, ленты социальных сетей и т. д.
Чтобы чего-то добиться, нужно прописать схему действий. Старайтесь каждую минуту тратить с пользой, даже тогда, когда жизнь подбрасывает неприятные сюрпризы: очередь, пробка и т. д. Ведь в это время можно почитать полезную книгу, подкорректировать планы или просто дать организму расслабиться: отдых поможет настроиться на дальнейшую работу.
Не берите на себя слишком много. Некоторые люди хватаются за большое количество дел одновременно, обещают себе или кому-то другому, что все выполнят, а в итоге терпят фиаско. Негативные эмоции и недовольство собой в этом случае неизбежны. Нужно научиться реально оценивать свое время и возможности, а также определять степень важности задач. Менее важные откладывать на потом, сосредотачивая все внимание на тех, которые не терпят отлагательства.
И наконец о самом важном. Даже если вы научитесь планировать, будете постепенно заменять плохие привычки хорошими, но несерьезно отнесетесь к самодисциплине, то вряд ли результаты будут положительными. Советуем провести эксперимент: составьте распорядок дня и попробуйте хотя бы в течение недели четко ему следовать. Сон, работа, прием пищи, отдых – всему свое время. Максимально придерживаясь режима, в скором будущем вы заметите, насколько больше стали успевать.