Трудности развития ребёнка в дошкольном возрасте часто касаются его речевого развития. Ситуация осложняется тем, что не все родители имеют представление о нормальном темпе дошкольного развития малыша и основных моментах, на которые стоит обратить внимание в том или ином возрасте. Однако своевременная помощь логопеда поможет устранить эти недочеты.
Основные этапы развития речи и возможные проблемы
Проблема речевого развития ребёнка может возникнуть на любом этапе формирования этих навыков. Выделяют следующие основные этапы:
- Подготовительный.
От рождения до года. Важно обратить внимание на то, присутствует ли на этом этапе у ребёнка гуление, которое возникает где-то в полтора месяца и заключается в повторении определенных звуковых сочетаний. Если оно было, но пропадает, это может означать возможные проблемы со слухом, что негативно сказывается на дальнейшем речевом развитии, поэтому необходимо сделать младенцу аудиограмму.
- Преддошкольный.
От года до 3 лет. Словарный запас ребёнка расширяется, появляются первые попытки строить предложения. Показателем становления речи здесь является не только правильное звукопроизношение, но и способность использовать активный словарный запас в построении предложений. Обратиться к логопеду стоит, если в три года ребёнок еще не способен построить предложение более чем из двух слов, а также использует исключительно лепетные слова.
- Дошкольный. 3-7 лет.
Происходит интенсивное развитие речи, а также навыков слухового восприятия, за счет чего ребёнок контролирует собственное произношение. В этот период поводом для обращения к логопеду является устойчивая перестановка слогов, звуков, неправильные построения предложений.
Часто родителям сложно судить о том, что речь их ребёнка развивается неправильно, поскольку они уже привыкли к особенностям его общения и понимают своего малыша даже тогда, когда он нечетко произносит слова и оперирует только простыми предложениями. Стоит задуматься о необходимости коррекции речи, если вашего кроху сложно понять постороннему человеку.
Чем поможет логопед
Проблема речевого развития ребёнка в первую очередь требует определения причины речевых нарушений, поэтому логопед проводит комплексную диагностику, учитывая основные моменты психологии развития дошкольника. Производится исследование анамнеза, так как проблемы при беременности и родах часто становятся причиной задержки речевого развития. Также логопед оценивает актуальное состояние речи, особенности артикуляционного аппарата, зрительное и слуховое восприятие ребёнка. На основании полученных данных составляется коррекционная программа, занятия которой проходят в игровой форме. Первый раз посетить логопеда рекомендуется в три года, однако при очевидных речевых проблемах обратиться к специалисту можно и раньше.