В России запретили продавать презервативы Durex. Бренд занимал второе место по популярности, но аптечные сети сейчас его активно изымают из свободной продажи и перекладывают на склады до лучших времен. Компания уже подала документы для регистрации новой и старой продукции в Росздравнадзор и готовится вернуться на рынок. MedAboutMe поговорил с экспертами и попытался проанализировать, что могут изменить подобные санкции.
Частичные санкции
Презервативы Durex запретили к реализации еще в начале мая, но известно об этом общественности стало только в середине июня, когда с прилавков стала пропадать эта продукция. Так под запрет попали презервативы Durex XXL, Durex Classic, Durex Fruity Mix. Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко объяснил произошедшее тем, что линейный ряд, который представлен компанией, не имеет российской регистрации. «В соответствии с законодательством медицинские изделия должны пройти испытания технические, токсикологические, и все это должно пройти экспертизу в Росздравнадзоре», — цитировали его слова информационные агентства.
В британской компании Reckitt Benckiser Healthcare (RBH), которая производит попавшие под санкции изделия, в свою очередь заявили, что удивлены таким решением. «Презервативы Dureх в течение многих лет были зарегистрированы Росздравнадзором без указания конкретных вариантов исполнения», — говорилось в официальном письме, которое компания разослала своим контрагентам 10 мая. В нем отмечалось, что теперь в регистрационное удостоверение и досье нужно будет внести каждое наименование в отдельности. При этом остальная продукция Durex, например, интимные гели, смазки и массажеры, под запрет не попали и будут также отгружаться со складов.
В итоге 17 июня подала документы в Росздравнадзор на регистрацию новых презервативов. Об этом сообщил Мурашко в рамках Петербургского экономического форума. «Компания вчера внесла документы на регистрацию новых изделий и внесение изменений в досье тех, которые у них были», — сказал чиновник, добавив, что поставки не прекращались полностью. Под запрет попали только некоторые виды продукции, которые не были внесены в официальные документы. По российским же законам такого быть не должно, а все виды продукции и наименования должны быть официально зарегистрированы в реестре.
При этом Мурашко отметил, что из-за запрета одного производителя, дефицита контрацептивов на рынке не возникнет. «Зарегистрировано в РФ более 60 наименований презервативов, поэтому никаких перебоев не будет, это только одна из торговых марок», — говорил он тогда журналистам.
21 июня Росздравнадзор начал рассматривать документы для перерегистрации презервативов Durex. Регистрация должна уложиться в срок до 50 дней, если не будет претензий к документам, сообщили в ведомстве агентству РИА Новости.
При этом время проведения клинических испытаний в 50 дней не включается. А внесение изменений в регистрационное удостоверение осуществляется регистрирующим органом в срок, не превышающий 24 рабочих дня.
«Люди жалуются и уходят»
После того, как прогремела новость о запрете, журналисты прошлись по столичным аптекам в центре Москвы и убедились, что презервативов Durex действительно нет на прилавках. «Durex, когда он продавался, конечно же, пользовался популярностью. А сейчас у нас есть только Contex, больше ничего нет, выбора нет. Сейчас только читала, что, кажется, не вернут. Там на каждое наименование должен быть свой сертификат, а сейчас у них общий. Роспотребнадзор работает — больше на аптеки нажимает, чем на магазины, возможно, они в магазинах продаются, в больших супермаркетах. А у нас изъяли, все, что было, мы сняли и убрали, они у нас лежат в запасах», — сообщила агентству РИА Новости сотрудница одной из аптек вблизи метро «Сокольники».
MedAboutMe в свою очередь прошелся по аптекам подмосковного Фрязино и убедился, что презервативы этой марки наоборот широко представлены на прилавках. Работники аптек не особо осведомлены о введенном запрете. «У нас их не было никогда особо в продаже, поэтому мы и не испытали ничего на себе. Хотя я слышала о запрете. Там же какой-то дефект у них вроде выявили вроде или брак», — предположила работница одной из мелких аптек Татьяна.
В соседней аптеке изделия Durex все же обнаружились, и о запрете работники хорошо осведомлены. «Но знаете, с нас взятки гладки. Мы распродаем просто старые запасы и все. К нам не приходили никакие проверки. Да и смысла в этом нет», — уверенно заявила фармацевт Ирина.
В то же время представительница московской аптеки «Эвенту» Оксана Трофимова рассказала MedAboutMe, что проблема стоит довольно остро. И в первую очередь пострадали потребители, которые привыкли к отдельной марке и негодуют, когда не получают ее. «Это качественная продукция и замены мы не нашли. Люди жалуются и уходят. Что делать, мы не знаем. К нам приходил представитель компании и попросил все убрать, либо сдать назад. Многие не сдавали и продавали тайно. Но это не удивительно для нашей страны. Многие иностранные производители уходили с рынка из-за непомерной платы за регистрацию. Им просто не выгодно», — объяснила она.
«Крокодиловы слезы» по презервативам
В интервью РИА Новости замглавы социального комитета Совфеда Игорь Чернышов рассказывал, что медицинские власти должны контролировать наличие такой важной вещи, как контрацептивы. Если какой-то бренд пропадает с прилавков и возникает дефицит, медики первыми должны забить тревогу и озаботиться оперативным восполнением нехватки.
«Я как-то не отслеживал ситуацию с презервативами, но это важное медицинское средство. В странах Евросоюза они продаются в автоматах, в том числе на станциях метро. Это необходимое медицинское изделие для профилактики заболеваний и предотвращения нежелательной беременности», — говорил Чернышов.
Помощник премьер-министра России и бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко в свою очередь призвал не паниковать из-за приостановки продаж презервативов Durex. «Этого добра в нашей стране хватает, и не лейте крокодиловы слезы по поводу этой пресловутой фирмы, о которой вы так печетесь», — сказал чиновник в интервью «Комсомольской правде».
Ничто не предвещало
По мнению аналитиков, после снятия запрета у Durex хватит бюджетов, чтобы быстро занять утраченные позиции. В целом продажи презервативов в России в январе-мае 2015 года выросли на 4-7% в штуках против того же периода 2014 года, по данным «Болеар Медика». При этом пик роста поставок пришелся на апрель (4,7 млн штук- на 51% против апреля 2014 года), март (4,5 млн штук — на 27%) и май 2015 года (4,9 млн штук — на 19%), согласно материалам Росстата.
Получить комментарий у компании RBH не удалось, но известно, что еще в конце 2014 года производитель был на подъеме. В преддверии повышения цен, оптовики и потребители активно закупали их продукцию. В своих отчетах RBH отмечали, что четвертом квартале в регионе, объединяющем Россию, Ближний Восток и Африку, рост продаж составил 17% в первую очередь за счет повышения цен, а также такого покупательского поведения в России.
В компании говорили, что перенесли «на более поздний срок» повышение цен в России, учитывая высокие продажи оптовым поставщикам и инфляционную нагрузку на потребителей.
«В целом прогноз по российскому рынку остается неопределенным из-за текущей геополитической ситуации и девальвации рубля. Однако мы продолжаем действовать в соответствии с нашей стратегией по повышению проникновения наших брендов для создания долгосрочного роста в стране», — подчеркивали в материалах компании.
«Закон есть закон»
По данным компании DSM Group, предоставленным порталу MedAboutMe, на российском рынке четыре ведущих производителя презервативов. Это немецкие Sico и Vizit, а также Durex и Contex из Китая и Тайланда. Доли же фармрынка Москвы в группе «презервативы» по итогам четырех месяцев 2016 года в штуках распределяются следующим образом: VIZIT-33%, Durex-25%, Sico-20%, Contex-19%. Если смотреть на денежный эквивалент за тот же период, то картина следующая: Durex-37%, VIZIT-28%, Contex-18%, Sico-16%. В 2015 году объём продаж Durex в России составил 2,89 млн упаковок, или 935,8 млн рублей в розничных ценах.
В разговоре с MedAboutMe гендиректор DSM Group Сергей Шуляк рассказал, что в целом из-за временной приостановки продаж презервативов Durex рынок контрацептивов в России никак не изменится.
«Сейчас будет временное замещение на марки других брендов. Проблема в том, что в компании почему-то подумали, что достаточно зарегистрировать два торговых наименования, а все остальное прокатит. Но так как у нас контролирующие органы начинают работать более эффективно и более качественно, данный фокус не прошел. Было принято решение об изъятии этой продукции из аптечной сети, потому что она не прошла сертификацию. Те наименования, которые указаны в сертификатах, как изделия медицинского назначения, также могут продаваться в аптеке. Закон – есть закон. Он предусматривает сертификацию. Соответственно до той поры, пока этого не произошло, сложно, на самом деле говорить об опасности или безопасности этой продукции. Но я думаю, что в течение нескольких месяцев они пройдут регистрацию и смогут продаваться дальше в аптеках», — подытожил Шуляк.
Аналитики компании отмечают, внесение изменений в регистрационные документы Durex займет 2-3 месяца. «Ситуация по долям за этот период коренным образом не изменится. Если какая-либо марка все же уходит с рынка, ее доля распределяется между другими игроками. Зачастую появляются «горячие» новые бренды, желающие поучаствовать в «дележе». Глобально это ничем не грозит. Durex — не единственная компания, даже не номер один в количественном выражении», — рассказали в компании.