Психологическое развитие и деятельность ребёнка неразрывно связаны, и по тому, как действует ребёнок, можно судить о том, как проходит его развитие. В современной психологии считается, что на протяжении всего дошкольного периода ведущим видом деятельности ребёнка является игра, однако на разных этапах она имеет разные особенности.
Развитие игры в дошкольном возрасте
Психологические развитие ребёнка дошкольного возраста проходит последовательную цепочку этапов. Развитие игровой деятельности также происходит поэтапно, от простых действий с предметами к сложным играм с правилами. Выделяют следующие виды игры в дошкольном возрасте:
- Ознакомительная.
От 2 месяцев и примерно до полутора лет ребёнок исследует игрушки и другие предметы, выделяя какие-то их свойства и пополняя свой запас знаний об окружающем мире. Любые действия, которые ребёнок выполняет с игрушкой, ценны для него сами по себе, а о результате их он даже не задумывается. Родителям стоит знакомить ребёнка с самыми разными предметами: легкими, тяжелыми, мягкими, твердыми, гладкими, шероховатыми. Чем активнее в этом возрасте задействованы все органы чувств, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее он развивается.
- Отобразительная.
К году большинство детей уже не просто исследуют предмет, а уже находят его специфические свойства и используют их в игре. В этот период роль взрослых состоит в пояснении названий предметов, демонстрации способов действий с ними.
- Сюжетно-отобразительная.
Примерно в 2 года у ребёнка уже достаточно знаний о предметах и их функциях, поэтому в игру включается имитация использования предмета по назначению. Взять ложку для того, чтобы накормить куклу – наиболее яркий пример сюжетно-отобразительной игры.
- Образно-ролевая игра.
К трем годам основной формой игры становится игра, в которой ребёнок моделирует ситуации с реальными предметами, используя предметы-заместители. Так, палка, найденная на улице, легко может сыграть роль настоящего рыцарского меча.
- Сюжетно-ролевая игра.
Формируется у большинства детей после 4 лет и демонстрирует, что образное мышление ребёнка, способность его следовать определенным игровым правилам, позволяет ему совместно с другими детьми моделировать разные социальные ситуации. Игры в дочки-матери, в магазин, в школу, отображение каких-то сказочных сюжетов, – все это сюжетно-ролевые игры, помогающие ребёнку адаптироваться к социальным взаимоотношениям.
Игра как показатель развития дошкольника
Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста можно определить по тому, к какому из типов относится его ведущая игровая деятельность и соответствует ли она норме для этого возраста. Если вы видите, что ребёнок предпочитает хорошо освоенные игры чему-то новому, это может быть следствием повышенной тревожности ребёнка и его сомнений в собственных возможностях, и в таком случае рекомендуется поработать над самооценкой ребёнка. Однако, причиной этого может являться и недостаточная готовность самого ребёнка к выполнению более сложных действий. Когда у вас возникают подобные сомнения, лучше обратиться к детскому психологу для проведения соответствующих тестов – они проходят в игровой форме и легко помогут определить уровень развития ребёнка.
Дошкольное развитие ребёнка во многом зависит от того, как взаимодействуют с ним взрослые, поэтому помните, что новые впечатления и доступность ответов на вопросы ребёнка влияют на эффективность развития психологических процессов. Не менее важно и положительное отношение к ребёнку и его достижениям, поскольку это влияет на его самооценку, а в дальнейшем и на мотивацию в учебной и иной деятельности.