Девочки и мальчики отличаются не только половыми признаками: вопросы психологического и физического развития ребёнка, особенности воспитания и психологии, а также отношения со сверстниками и взрослыми у детей разного пола существенно отличаются. Считается, что с воспитанием мальчиков всегда сложнее, девочки спокойнее и послушнее, мягче, им проще будет даваться учеба, у них меньше психологических проблем. Но родители девочки уверены, это далеко не так, у девочек разного возраста есть свои психологические особенности, которые влияют на многие сферы жизни и эмоции, на их развитие, здоровье и воспитание. Особенно важно обращать внимание на психологические особенности ребёнка в возрасте примерно от 5-6 до 9-10 лет, когда происходят достаточно важные события ее жизни — переход из детского сада в школу, формирование новых социальных связей, ролей и повышаются умственные нагрузки и нагрузки на психику.
В чем отличия в развитии ребёнка?
С самого рождения девочки, развитие ребёнка идет совершенно по иному пути, нежели у мальчика. И это сформировано природой и поведенческой психологией. Изначально заложено, что рождение ребёнка зависит от женщины, и вне зависимости от колебания численности мужского населения, природой сформированы программы для того, чтобы оберегать женский пол. Поэтому девочке, даже когда она совсем ребёнок, изначально отводятся достаточно консервативные стереотипы поведения. Именно поэтому для девочек более типично степенное поведение и более разумная и осмысленная деятельность без лишнего риска. По мере развития ребёнка хорошо усваиваются определенные навыки, и постепенно доводятся до идеала, и в дальнейшей деятельности девочки будут использовать их всегда. Но незнакомые виды деятельности девочки пробуют настороженно, они редко демонстрируют рискованное поведение и склонности к экспериментам.
Развитие ребёнка отлично изначально. Еще с юных лет у девочек идет преобладание левополушарного развития мозга, и поэтому у них ранее, чем у мальчиков развиваются мозговые центры, которые отвечают за навыки общения с окружающими и формирование речевых навыков. Именно в силу подобных особенностей девочки ранее сверстников мальчишек начинают разговаривать, считают и пишут, а кроме того, им более понятна словесная информация. В связи с этим многие считают, что с дочерьми проще договариваться, они способны выслушать, причем внимательно, а, значит, зачастую все схватывают на лету, выполняя все их указания.
Психология девочек: базовые физиологические основы
А вот с пространственным мышлением у девочек дело обстоит хуже, они сложнее воспринимают визуальную информацию по сравнению со словесной. Именно поэтому складывается определенная женская психология, о которой в народе говорится, что «женщина любит ушами, в то время, как мужчина — глазами». Относительно хуже сверстников-мальчишек девчонки способны разбираться в схематичных изображениях, чертежах, различных видах карт или диаграммах, зачастую они больше сбивают девочек с толку, чем помогают им. Кроме того, психология девочек тесно связана с особенностями их физиологического взросления. Так, к школьному возрасту мальчики подключают в работу левое полушарие, которое постепенно доминирует у них, а у девочек в этот момент уже задействуется и правое, что дает им возможность целостного и эмоционального восприятия мира. При этом у девочек доминирует образное и интуитивное мышление, а логические умозаключения им делать сложнее. Отсюда мнение мужчин в отношении «женской логики» и поведенческой психологии. Практически вся информация, что воспринимается девочками, имеет резкое эмоциональное окрашивание. Но в отношении психоэмоциональной выносливости девчонки более стабильны, нежели мальчишки, проще адаптируются под меняющиеся внешнесредовые факторы, которым подвержены все. Для них менее типичны неадекватные модели реагирования на эмоциональные нагрузки или стресс.
Знания для родителей девочки
Таким образом, до определенного времени родители девочки живут спокойно, малышки доставляют родным немного хлопот и забот — дети меньше шумят и балуются, меньше лезут в те места, что запрещены для доступа, более лабильны с относительно уравновешенной психикой. Они сильно хотят нравиться взрослым, чтобы формировать новые эмоциональные связи и контакты. Это помогает родителям девочки в воспитательных моментах. За счет выше обозначенных качеств девочкам в дошкольном и младшем школьном возрасте проще принять предлагаемые им модели поведения. Но родители девочки знают, что растить их не намного проще, так как ближе к пубертатному периоду начинается гормональная перестройка с особыми изменением ценностей и их переоценкой. Это проявляет все ошибки родителей девочки в воспитании. Тогда дочка может стать совершенно неуправляемой и трудной.
Эмоции девочек и сложности с контролем
Если на девочку возложить непомерные по ее возрасту нагрузки, если она будет переживать постоянные стрессы, это может негативно отразиться на ее здоровье и эмоциях. Юные девочки впечатлительны, у них сильны позитивные и негативные эмоции, что дает им пищу для страхов, комплексов и даже психосоматических заболеваний. Они длительно способны помнить негативные эмоциональные реакции и носить их в себе, что выльется в ночные страхи, неврозы, заикание и многие проблемы. Это требует внимания со стороны родителей и ограждения девочки от непомерных нагрузок, негативных эмоций и чрезмерных требований к ней. При игнорировании родителями первых сигналов, когда эмоции выходят из-под контроля, могут возникать глубинные проблемы — тогда девочка начнет проявлять негативные черты характера, вплоть до асоциального и вызывающего поведения. Разобраться в глубинных проблемах этого явления будет под силу только психологу.
Роль матери в жизни ребёнка
Особенно велика в этом возрасте роль мамы и модели ее поведения. При этом важно не столько то, что мама пытается привить ребёнку словесно, а то, что наблюдает девочка в мамином поведении. Если мамин пример не блещет, это может закладывать у девочки основы девиантного поведения в будущем — тогда говорят о том, что «пошла по стопам матери». Это важно помнить всегда, ребёнок во всем копирует поведение родителей.
При этом полноценная реализация своей собственной женской сущности малышки возможна не только в подражании матери, а также противопоставлении ей, осознании собственной уникальности. Данный факт может проявиться в юном возрасте в виде капризности с непослушностью, продавливания своей позиции, а также с выбором одежды и стиля наперерез маминым представлениям о вкусе и красоте. Если этого не знать и давить на ребёнка, заставляя принять свою позицию, можно получить протестное поведение и даже неврозы.
При всем этом девочка остро нуждается в мамином мнении: причем не всегда оно должно быть хвалебным, но и отрицательным — это помогает формировать свою женскую состоятельность. По факту, в период от дошкольницы до подростка девочка колеблется меж двух полюсов — отделения или идентификации себя с мамой, склоняясь в разные периоды то к одной, то к другой стороне.