Психология развития человека берет свое начало в самом раннем возрасте — когда каждый взрослый является ребёнком. Именно тогда в нем закладываются основные правила поведения и привычки, понимание того, как следует относиться к себе, окружающим людям, жизни.
Взрослеть и развиваться ребёнку помогают родители и другие люди — члены семьи, сверстники, друзья, педагоги. Во время общения с ними он приобретает бесценный опыт и формирует свою личность.
Почему есть дети, с малых лет напоминающие взрослых? Они умны не по годам, способны к анализу и объективности, умеют управлять собой, понимают законы отношений и даже прогнозируют будущие события? Откуда берутся взрослые люди, которые, если пообщаться с ними поближе, напоминают детей? Они живут своими желаниями, не умеют терпеть, часто обижаются, прячутся от трудностей и проблем?
Какие преимущества дает взрослость людям, которые уже отделились от родительской семьи и являются независимыми? Чем психология взрослого человека отличается от восприятия ребёнка? Как повзрослеть в эмоциональном плане? Ответы в данной статье.
Психология развития взрослости
Быть взрослым это:
- понимать, что ответственность за жизнь находится в собственных руках;
- иметь свое мнение и уметь выражать его;
- правильно понимать свои чувства и эмоции;
- управлять мыслями и поведением;
- использовать анализ и логику в отношениях;
- ориентироваться на решение проблемы, а не на «пребывание» в ней и переживания;
- искать альтернативы;
- быть решительным;
- быть уверенным в своих силах.
Предпосылки к формированию взрослости закладываются еще в детстве и зависят от того, что ребёнок наблюдает в семье. Бывает так, что, его родители являются «большими» лишь на физическом уровне, а на эмоциональном они остаются детьми — постоянно обижаются друг на друга, не видят логики за чувствами, не способны решать проблемы, ждут, что другие люди догадаются, о чем они думают, мстят и манипулируют. В такой атмосфере ребёнку не на что будет опираться, когда придет пора взрослеть. Как он будет развиваться — зависит от его личных качеств.
Если он от природы достаточно силен духом и самостоятелен, то, скорее всего, он рано повзрослеет. В таких семьях часто происходит подмена ролей: родители капризничают и обижаются, а дети решают их проблемы, жалеют, успокаивают и поддерживают их.
В обратном случае, ребёнок вырастает, так же, как мать и отец, не осознавшим свою взрослую часть. Тогда, все члены семьи похожи друг на друга в эмоциональном плане и находятся примерно на одном уровне развития.
В семье, для того, чтобы ребёнок вовремя повзрослел, каждый должен играть свою роль: родители — создавать заботу, безопасность и поддержку, учить преодолевать препятствия, а дети — получать жизненный опыт, учиться на своих ошибках.
Отношения с собой и окружающими
Человек, который не освоил собственную взрослую часть, будет строить взаимодействие с окружающими следующим образом:
- Бесконечно сравнивать себя с другими, думая о собственных недостатках и не замечая достоинства.
- Не говорить другим о своих чувствах, мыслях и желаниях, ждать, что они догадаются. Обижаться, когда этого не происходит.
- Строить отношения из выгоды. Рассматривать человека не как личность, а как функциональную возможность что-то получить для себя.
- Не уметь прощать других. Ждать от них совершенства.
- Иметь привычку давать оценку другим людям.
- Обижаться, когда окружающие не следуют данным советам или отказываются от помощи.
- Не уметь просить поддержки. Обижаться, когда люди не догадываются о том, что она была нужна.
Отношения с самим собой у человека, который не повзрослел в психологическом плане, строятся следующим образом:
- Часто он не знает, что хочет.
- Плохо понимает свои желания: усталость принимает за депрессию, потребность побыть в одиночестве — за желание развестись с партнером.
- Ругает и критикует себя за любую мелочь и оплошность.
- Не прощает себе ошибки. Не может мириться с собственным несовершенством.
- Считает, что все и всегда должен успевать.
- Хочет, чтобы его всегда любили, принимали, хвалили.
- Уделяет внимание образу, который демонстрирует окружающим, игнорируя, при этом, свою истинную личность.
- Чрезмерно беспокоится о том, что думают о нем другие люди — действует, исходя из того, чтобы не быть осужденным.
- Страдает и считает себя хуже всех, бесконечно жалеет себя, однако, ничего не делает, для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Привычки поведения ребёнка
Психология человека, которому не удалось повзрослеть, даже, несмотря на то, что он находится в молодом или зрелом возрасте, отличается детским поведением. Каждый взрослый человек может иногда вести себя как ребёнок — дурачиться, веселиться от души, быть беспечным, обижаться и капризничать. Однако, это состояние обязательно сменяется логикой, анализом и серьезностью.
Человек, который так и не освоил свою взрослость, демонстрирует поведение ребёнка практически постоянно. Поэтому, психология его характера проявляет себя в двух крайностях — он, либо, пребывает в восторженной радости и ему все равно, что происходит вокруг, либо — так сильно печалится, что думает о бессмысленности жизни. Окружающим людям не просто найти общий язык с таким человеком и подход к нему.
Этапы развития личности
Что делать, чтобы сформировать внутри себя взрослое эго-состояние?
- Понять, по каким причинам оно не сформировалось: возможно, родители брали всю ответственность на себя, проявляли гиперопеку, «не разрешали» взрослеть?
- Наметить для себя качества, которые свидетельствовали бы о психологии взрослого человека. Это могут быть: объективность, логика, анализ, мышление, неторопливость, самоконтроль, эмпатия, целеустремленность, уверенность и другие, благодаря которым человек может сказать о себе: «Когда я такой — я взрослый».
- Определиться с действиями, с помощью которых данные качества будут развиты. На это потребуется время. Например: «Что мне следует научиться делать, чтобы целеустремленность стала моим качеством характера?» — «Ставить цели и достигать их. Доводить начатое дело до конца. Научиться получать удовольствие от результата». «Как я пойму, что стал анализировать?» — «Решение проблем все чаще заканчиваются успехом, благодаря тому, что я думал и принимал решения в соответствии со своим внутренним анализом».
Одно из важных качеств взрослого человека — способность делать выбор и не находиться в проблеме, не пытаясь решить ее. Как только человек принимается за конкретные действия, основанные на собственных решениях — можно уверено говорить о том, что он успешно осваивает свою взрослую часть.