Общение между людьми должно быть созидательным и добрым, исключающим оскорбления и проявление неуважение к собеседнику. Позитивный язык общения, подкрепленный хорошими манерами, помогает добиться расположения собеседника. Наверное, всем известно, что «волшебные» слова наделены большой силой, однако всегда ли мы их правильно употребляем?
Доброжелательное общение как основа нормальных отношений
Говорить добрые слова человек учится с самого детства. Но лишь со временем приходит понимание того, что нормальное общение с окружающими, а также успехи в личной и деловой жизни невозможны без умения использовать эти самые «волшебные» слова. Доброжелательное общение создает благоприятную атмосферу отношений и способствует развитию таких человеческих качеств, как вежливость, доброта и благодарность.
Существует мнение, что японцы — это самый вежливый народ. Они то и дело извиняются, даже если ни в чем не виноваты. Другая особенность представителей этой нации — огромное чувство благодарности. Причем благодарят они даже за услуги или подарки, имевшие место в далеком прошлом. Дело в том, что правила общения этой страны требуют вести беседу таким образом, чтобы настроение собеседника ни при каких обстоятельствах не было испорчено.
Не секрет, что многие люди предпочитают отстаивать собственное мнение. Но и им не помешает по возможности чаще вспоминать о чудесной силе добрых слов, потому что вежливое общение — это выражение уважения к собеседнику.
Правила общения: приветствие и благодарность
В далекие времена людям при встрече практически приходилось выполнять ритуальный танец. В наше время подобную церемонию приветствия заменил небрежный кивок головой. В восточных странах, как правило, кивают несколько энергичнее, а в Европе представители сильной половины человечества еще и касаются рукой шляпы. Единственное, что остается без изменений во всех странах и во все времена — это пожелание здоровья, а также доброго утра, дня либо вечера.
Существуют такие правила общения во время приветствия:
- мужчина должен первым приветствовать женщину;
- человек младшего возраста здоровается со старшим, а подчиненный — с начальником;
- приветствуя малознакомого человека старшего возраста, следует называть его по имени и отчеству;
- при встрече с коллегой на рабочем месте достаточно будет простого кивка с пожеланием хорошего дня;
- дружеская обстановка допускает такие слова приветствия, как «Салют» или «Привет»;
- опоздавший должен поприветствовать прибывших раньше;
- приветствуя человека, следует смотреть на него.
Не менее важным является умение быть благодарным. Выражать благодарность следует даже за небольшую услугу — например, говорить «спасибо» консультанту, подавшему товар в магазине или соседу, который помог открыть дверь в подъезд.
К большому сожалению, в наше время хорошими манерами могут похвастаться далеко не все. Не многие благодарят за поданное меню в кафе или придержанную дверь лифта. Продавцы грубят покупателям, а последние, в свою очередь, отвечают им в той же манере. А ведь доброе слово приятно услышать каждому. Поэтому не стоит скупиться на слова благодарности — глядишь, и люди вокруг станут отвечать тем же.
Кстати, благодарить тоже нужно правильно, например:
- За преподнесенный подарок или оказанную помощь нужно произнести слова благодарности. Человеку, оказавшему услугу, наверняка будет очень приятно. Допустим, можно спустя определенное время сказать, что подаренная вещь оказалась кстати, а полученный совет помог решить сложную проблему.
- В отдельных случаях оказанная помощь заслуживает благодарности несколько большей, нежели простое «спасибо». Возможно, будет уместно сделать ответный подарок или пригласить человека на ужин.
- Не стоит забывать, что любая благодарность должна быть своевременной. Например, получив поздравление, нужно постараться ответить на него как можно скорее.
Значение вежливости в языке общения
Каждая просьба, даже самая маленькая, должна сопровождаться выражениями: «будьте добры», «пожалуйста», «прошу вас». Такие правила общения помогают до минимума снизить вероятность отказа. В языке общения имеется такая маленькая хитрость — обращаясь к человеку с просьбой, желательно не использовать отрицательные формулировки: «вы не могли бы» или «не будете ли вы так любезны». Мозг человека легче воспринимает высказывания более позитивные: «окажите мне, пожалуйста, любезность...» либо «будьте так любезны...».
Волшебный язык общения может помочь и тогда, когда приходится просить прощения. Правда, одних слов извинения вряд ли будет достаточно — придется еще и объяснять причину совершенного проступка.
Неприлично извиняться через других лиц. Как бы ни был непригляден совершенный проступок, нужно набраться мужества и попросить прощения лично у оскорбленной стороны. Причем чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Если нанесенная обида была серьезной, не нужно, извиняясь, стараться обратить все в шутку — таким образом можно еще в большей степени обидеть собеседника.
Поводом для принесения извинений является и опоздание. Причем речь идет не только о встречах на официальном уровне, но и о романтических свиданиях.
Золото молчания: полезные привычки в общении
Привычка употреблять добрые слова — это, конечно, прекрасно, но в отдельных случаях все-таки лучше промолчать, например:
- Не следует повторяться — достаточно один раз выразить благодарность за предложение донести сумку до квартиры, нет никакой необходимости говорить «спасибо» на каждом лестничном пролете.
- Быть лаконичным — избегать долгих фраз типа: «извините меня, пожалуйста, но не могли бы вы оказать такую любезность...», тем более, если человек находится на работе. У некоторых людей просто нет времени все это выслушивать.
- Выбирать удобный момент — прежде, чем о чем-то попросить, следует подумать, может ли человек в данный момент вас выслушать? Например, если он занят телефонным разговором, можно, попросив позволения, написать свою просьбу на бумаге, а потом поблагодарить жестом.
В действительности добрые выражения не наделены никакой чудесной силой. Это самые обычные слова, которые называют волшебными по той причине, что без них невозможно полноценное и приятное общение. Поэтому такие фразы следует не только знать, а и уметь правильно использовать. Кстати, обучиться этому совсем не сложно — стоит только очень захотеть!