Мы вынуждены взаимодействовать с другими людьми всю жизнь. Кому-то это дается легко, кому-то не очень. Про одних говорят «рубаха-парень», а про кого-то «бука». Однако знание психологии общения и межличностных отношений может сильно облегчить жизнь и превратить «буку» в «рубаху-парня». Ведь не зря говорят — не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Формы общения и межличностных отношений
В психологии выделяют три формы взаимодействия между людьми:
- Вербальная. Это самая привычная форма. Ей пользуются все, кто для общения применяет устную речь.
- Невербальная. Общение с помощью жестов и взглядов.
- Аффективная. В качестве средств общения используются эмоции.
При разговоре можно использовать все три формы общения. Но развитие их идет по определенному порядку: от аффективной формы до вербальной.
Младенец общается с родителями только с помощью эмоций. Он еще не владеет языком жестов и говорит родителям о своих проблемах с помощью плача или крика. А восторг выражает с помощью улыбок и смеха.
Затем малыш начинает подключать жесты. Он уже может показать на проблему, но говорить еще не умеет. Ну а чуть подросший ребенок начинает подключать речь к общению с родителями.
Польза грамотного общения
Умение говорить не означает умения общаться. Если человек много говорит для себя, про себя, то это быстро утомляет собеседника. Болтунов никто не любит.
Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей. И оно требует умения слышать, понимать и увлекать.
Общительные люди часто достигают успеха в жизни. И это не случайность. Приобретая навыки правильной коммуникации с другими людьми, вы обретете новые возможности:
- Приобретёте новых знакомых. Интересный человек всегда привлекает внимание.
- Узнаете много нового. Каждый человек владеет какой-либо информацией, которая неизвестна вам. В процессе общения вы пополняете свою копилку знаний.
- Возможно, вы станете известным. «Сарафанное» радио расскажет об интересной личности.
- Есть вероятность, что общение с профессионалом натолкнёт на хорошую идею.
- Ваше мнение будут уважать, и прислушиваться к нему.
- Общение — это постоянное развитие. Умение излагать свои мысли, запоминание новой информации приводит к увеличению возможностей интеллекта.
Умение общаться не приходит само собой. Это навык, который поддается развитию.
Как улучшить навыки коммуникации
Все умения надо развивать. Даже если вы боитесь сказать в компании лишнее слово, не стоит отчаиваться.
Вы можете найти для себя свой удобный способ развития, наблюдая за реакцией собеседника. Обратите внимание на свои проблемы в разговоре. Частыми причинами страха общения может стать низкая самооценка или дефекты речи.
Первая причина решается с помощью психолога или тренингов, вторая с помощью логопеда или тренера по речи.
Ну а чтобы речь стала гладкой, понятной и увлекающей, следует убрать из нее лишние паузы и слова. Для этого нужно немного потренироваться.
- Постоянно практикуйтесь в устной речи. Это может быть пересказ, или разговор со стулом. Лишние слова — долой! Находите аудиторию, которая привыкла к интеллигентной речи.
- Задерживайте дыхание, как только ненужное слово готово сорваться с языка. В этот момент найдите продолжение фразы. С первого раза может не получиться, но для этого и нужны тренировки. Лучше ваша речь первое время будет с паузами, чем наполнена словами: эмм, короче, гм и т.п.
- Контролируйте себя. Расскажите любую историю и запишите её на диктофон. Прослушайте и посчитайте слова-паразиты. Обратите внимание, передана ли суть истории, будет ли она понятна слушающим.
- Делайте паузу. Ваша речь должна достучаться до разума собеседника. Если пауз не будет, мозг слушающего будет переполняться. Пауза должна быть уместной и не слишком длинной, например, в конце логического блока.
- Отбросьте волнение. Именно оно часто вызывает слова-паразиты. Во время общения сделайте вдох и постарайтесь успокоиться.
В избавлении от лишних слов поможет постоянный контроль над собой. И неважно кто рядом — коллеги, клиенты или друзья.
Умение общаться может открыть новые возможности. Но следует помнить, что люди с удовольствием общаются с тактичными, открытыми, оптимистичными и интересными людьми. Поэтому главным секретом правильной коммуникации является постоянное саморазвитие и позитивный настрой.