Во время пандемии треть мира оказалась на время заблокированной в собственных квартирах с запасами еды в обнимку. Кому-то килограммы гречки и штабеля консервов греют душу, а для кого-то они превратились в источник постоянного беспокойства. Пандемия сильно осложнила жизнь людям с расстройствами пищевого поведения. И хотя страны всего мира постепенно начинают снимать ограничения, следует учитывать возможность и отката, и второй волны... Как пережить сложный период вынужденного заточения, если мысли о еде сводят с ума, разбирался MedAboutMe.
Расстройства пищевого поведения
Врачи выделяют три основных вида расстройств пищевого поведения:
- нервная анорексия,
- нервная булимия (человек пребывает в состоянии постоянного голода, что приводит срывам – «зажорам»),
- компульсивное переедание (состояние, когда стресс приводит к «зажорам», также называют психогенным перееданием).
Нередко эти состояния сочетаются с другими расстройствами психики: с тревожностью, с паническими атаками, обсессивно-компульсивным расстройством, а также с зависимостями от алкоголя и наркотиков.
Для людей с расстройством пищевого поведения еда становится главным раздражителем в их жизни. Они много думают о ней, говорят, всегда озабочены своим весом и формами. Еда становится их навязчивой идеей вне зависимости от наличия или отсутствия лишних килограммов, это болезненная тема для таких людей. И когда обсудить ее оказывается не с кем, а кладовка забита едой – их состояние может обостриться до опасных для здоровья форм.
Опрос, проведенный представителями «Стройной России», показал, что под угрозой коронавируса россияне готовы даже поменять свои предпочтения в еде – если это поможет им снизить риски заражения или заболевания COVID-19.
В опросе с 20 апреля по 15 мая успели поучаствовать более тысячи россиян старше 18 лет. Каждый четвертый был готов изменить свои пищевые привычки, если ему докажут, что питание влияет на течение COVID-19. 44% настроены не так кардинально – изменить рацион готовы, но незначительно. 14% считают, что от питания их шансы пережить пандемию никак не зависят – в этой группе оказались в основном немолодые дамы. 4% вообще не собираются ничего менять, вне зависимости от пандемии. И только 17% граждан (в основном мужчины) согласны, что рацион в значительной мере определяет качество жизни и готовы подстраиваться под требования времени.
Пандемия и факторы стресса
Изоляционный стресс
Не все люди – выраженные интроверты и глубокие социофобы, для многих общение с живыми людьми необходимо как воздух. Изоляция в четырех стенах, необходимость соблюдать социальную дистанцию в обществе, жесткое ограничение контактов с людьми из групп повышенного риска и сокращение общения с друзьями и коллегами способны вызвать у таких людей приступы тревожности, депрессии, одиночества. А эти состояния сами по себе являются триггерами для возникновения расстройств пищевого поведения.
По данным National Eating Disorders Association (NEDA), на горячую линию за помощью в апреле 2020 года обратилось на 83% больше людей, чем в апреле 2019 года. Врачи, специализирующиеся на лечении расстройств пищевого поведения, также отмечают рост числа сообщений от своих пациентов. Ситуация осложняется тем, что общаться с ними врачам приходится онлайн, а это не всегда дает нужный эффект.
Ожирение – один из основных факторов риска развития тяжелых форм COVID-19, госпитализации, попадания в реанимацию и на аппарат ИВЛ. Даже достаточно молодые люди, но с индексом массы тела 30-34 (например, это мужчина ростом 1,8 м и весом 110 кг) в 2 раза чаще оказываются на больничной койке, чем их ровесники с нормальным весом. Но максимальное влияние ожирения на прогноз течения COVID-19 наблюдается в возрастной категории 60-65 лет: такие пациенты в 2,2 раза чаще попадают в больницу и в 3,6 раза чаще – в реанимацию.
Пациенты с анорексией, по данным ученых, более устойчивы к вирусным заболеваниям. Но если инфекция все же проникла в их организм, то они тоже попадают в группу повышенного риска тяжелого течения COVID-19.
Потеря контроля
Ограничения передвижения, угроза инфицирования со всеми возможными тяжелыми последствиями вплоть до больницы и гибели, страх за близких, потеря работы, сокращение доходов – люди ощущают утрату контроля над своей жизнью. События происходят помимо их воли, разрушают их налаженную жизнь, лишают возможности выбора.
Утрата контроля является также ключевым компонентом расстройств пищевого поведения. До пандемии таким пациентам тоже тяжело давался контроль над своими действиями, но они хотя бы могли формировать вокруг себя безопасное пространство, в котором было меньше триггеров, приводящих их к срыву. Во время пандемии многие утратили эту возможность – и риск обострения расстройства пищевого поведения усилился в разы.
Врачи также указывают на участившиеся сбои в копинг-поведении – так называют методы, которые использует человек, чтобы справиться со стрессом. Известно, что люди с расстройствами пищевого поведения болезненно относятся к вопросам своего веса и форм тела. В обычной жизни многие из них занимаются спортом, стараясь с его помощью не только удерживать вес в норме, но и стабилизировать психику. Борьба с самим собой часто нуждается во внешней поддержке и одобрении, поэтому активное общение с соратниками по спортзалу является важной частью жизни таких пациентов. Режим изоляции для них стал серьезным испытанием. Врачи-психотерапевты указывают, что многие их клиенты с расстройствами пищевого поведения, страшась утратить контроль, изматывают себя чрезмерными физическими нагрузками, проводят регулярные «чистки» и в то же время срываются в «зажор» или, напротив, в полный отказ от пищи.
Для людей с расстройствами пищевого поведения не характерны промежуточные, умеренные нормы существования и питания. Если они не могут жестко следовать строгим принципам, касающимся еды, то они не придерживаются их вовсе. Либо все, либо ничего.
Тревожность по поводу еды
Ажиотаж, связанный с запасанием продуктов, не мог не отразиться на людях, большинство мыслей которых сфокусировано на еде. Сначала они делали запасы, переживая, что еда закончится в магазинах. Потом они стали переживать, что еда закончится дома, а в магазинах ее тоже не будет. Наконец, оказавшись наедине с запасами пищи, они столкнулись с постоянным желанием есть. Увы, «голод» этого типа невозможно утолить при помощи еды.
Обратная реакция встречается у людей с анорексией: «Еды и так мало, ее может не хватить на всех, я не достоин того, чтобы покупать ее». С этими мыслями человек получает дополнительный повод не покупать еду и не есть, вызывая тем самым у себя обострение патологии.
Как пережить пандемию людям с расстройствами пищевого поведения?
Последние несколько месяцев показали, что есть способы вернуть себе ощущение контроля над ситуацией.
- Планирование
Следует проанализировать все возможности возникновения триггерных ситуаций, которые негативно влияют на психику человека с расстройствами пищевого поведения, и постараться заранее их минимизировать или вовсе исключить. Психотерапевты нередко советуют составить своего рода «напоминалку» – перечень причин, по которым человек стремится справиться со своей проблемой. Этот список лучше все время держать перед глазами, например, на дверце холодильника.
- Режим
Лучше всего от срывов спасает налаженный режим: питание по часам, работа (если она «переехала» на «удаленку»), регулярные, но разумные физические нагрузки, а также любимое дело (хобби).
- Поддержка
Конечно, лучше всего, когда в своей борьбе с болезнью человек встречает бурную поддержку со стороны семьи. Но в условиях изоляции это не всегда возможно, и тогда в дело вступает интернет. Сегодня в условиях оффлайн-карантина и бурного расцвета виртуального общения в сети можно найти не только психотерапевта, уже в полной мере освоившего Zoom, но и товарищей по несчастью – людей, которые готовы делиться опытом и дружеской поддержкой.
- Методы самоуспокоения
У каждого человека есть какие-то занятия, которые приводят его в хорошее расположение духа, успокаивают, настраивают на мирный лад. Это могут быть прослушивание музыки, теплая ванна, разговор с приятелем, прогулка (в разрешенное время, чтобы не добавлять переживаний в свою жизнь), общение с домашним питомцем, чтение. Снизить тревожность в наше век информации помогает и ограничение чтения новостей.