Ожирение – одна из болезней нашего сытого времени. В развитых странах на сегодняшний день четверть населения имеет вес на 15% больше нормы. По оценкам специалистов, уже к 2025 году в мире будет насчитываться треть миллиарда людей с ожирением.
Врачи винят в эпидемии ожирения прежде всего сидячий образ жизни и фастфуд. Некоторая, довольно небольшая доля случаев ожирения – результат эндокринных заболеваний. Сами же обладатели избыточных килограммов часто объясняют все плохой наследственностью, кивая на подтянутых ровесников в уверенности, что последним просто повезло с их худой натурой.
MedAboutMe разбирался, так ли уж сильно гены определяют судьбу человеческого тела в отношении склонности к ожирению?
Тяга к еде по наследству
Лишние килограммы на боках не нарастают самостоятельно. Если организм не получает лишних калорий, он при всем желании не сможет их запасти в виде жира. Но, во-первых, важно само стремление получить эти лишние калории, а во-вторых, то, как их потом использовать. И в этом смысле наследственные факторы, как оказалось, могут играть весьма существенную роль.
Так, ученые проанализировали пищевые привычки в 28 семьях, в которых насчитывалось в общей сложности более 629 взрослых человек. Оказалось, что 28% участников проекта склонны ограничивать себя в потреблении пищи. 40% опрошенных легко подавляют желание съесть что-нибудь вот прямо сейчас, а 23% склонны время от времени к разгрузочным дням.
Большое исследование с участием почти 3 тысяч близнецов из скандинавских стран показало склонность людей к употреблению хлеба, причем конкретных его разновидностей: любовь к белому хлебу определялась генами на 24-31%, а тяга к ржаному зависела от генов на 24-33% у представительниц слабого пола и на 41-45% – у мужчин. Даже просто в потреблении белков, углеводов и жиров генетика замешана на 11-65%.
То есть, генетика может влиять на пищевые предпочтения человека и тягу к еде. Что сегодня известно ученым о генах ожирения?
Генетика ожирения
Ожирение – это комплексная проблема, связанная с целым рядом факторов риска. Это и нарушения пищевого поведения, и эндокринные проблемы, и психологические нюансы, и генетические, и влияние окружающей среды, в том числе и отношений с близкими людьми, коллегами и т. д.
В декабре 2019 года в журнале PLOS Genetics были опубликованы результаты исследования близнецов на предмет генов склонности к набору избыточного веса. Всего в исследовании участвовали 14 тысяч человек, из которых 1,6 тысячи были худым, почти 2 тысячи страдали от ожирения, а остальные имели нормальный индекс массы тела. Ученые показали, что крайние точки – стойкая здоровая худоба и тяжелое ожирение – могут объясняться наследственностью. Причем для людей с ожирением «давление» генов более выражено, чем для патологически худых по жизни людей. Для здоровой худобы также было выявлено существенно меньше генов, определяющих склонность человека к ИМТ на границе нормы, чем для тяжелого ожирения.
Всего за время исследования генома человека были обнаружены сотни генов, так или иначе связанных с ожирением. Назовем самые известные из них.
- Ген FTO
Есть в ДНК у почти 43% населения. Считается, что при его наличии человек чаще испывает чувство голода, ему сложнее достигнуть насыщения, он склонен потреблять за раз больше калорий, ему сложнее контролировать сам процесс приема пищи (например, он может страдать от компульсивного переедания), человек более склонен к сидячему образу жизни – неудивительно, что он также склонен к накоплению жира.
- Ген MC4R
Задействован в регуляции аппетита. У детей с этим геном повышен аппетит, они быстрее растут, но чаще страдают от повышенного артериального давления.
- Ген LEP, кодирующий лептин
Лептин – гормон насыщения. Мутация в нем может приводить к дефициту его выработки и, как результат, развитию постоянного чувства голода.
- Ген PPAR
Мутации этого гена влияют на производство адипоцитов – жировых клеток. А чем больше адипоцитов, тем больше объём запасаемых жиров. Этот ген также нужен для повышения восприимчивости тканей к инсулину, он принимает участие в метаболизме глюкозы и жиров. Его мутации, соответственно, влияют на эти процессы.
- Ген FABP2
Этот ген кодирует небольшой белок, участвующий в метаболизме липидов. У обладателей одних его мутаций уровень триглицеридов в крови понижен, а уровень ЛПВП («хороший» холестерин) выше среднего. А носители других получают снижение чувствительности к инсулину.
- Гены ADRB2 и ADRB3
Эти гены кодируют адренергические рецепторы, которые связаны с мобилизацией жиров. Некоторые их мутации повышают риск развития метаболического синдрома. Уменьшение их активности приводит к замедлению липолиза и способствует процессам увеличения объёма белой жировой ткани.
Это далеко не полный перечень генов, мутации которых будут в той или иной мере повышать предрасположенность человека к набору лишнего веса.
Гены ожирения и лишний вес: можно ли противостоять природе?
Итак, генетические причины, заставляющие человека быть более склонным к перееданию, существуют. Значит ли это, что ему обязательно грозит ожирение?
Летом 2019 года журнал BMJ опубликовал результаты норвежского исследования с участием почти 120 тысяч человек. Часть этих людей имели генетическую предрасположенность к набору избыточного веса. 50-летние наблюдения показали, что хотя риск развития ожирения был выше только для определенной части людей, у значительной доли тех, кто не входил в группу риска, тоже набрались лишние килограммы. То есть, главным фактором риска оказалось влияние окружающей среды, а не гены.
Посмотрим на динамику заболеваемости ожирением и то, как менялись некоторые факторы риска его развития.
В частности, люди стали есть больше высококалорийной пищи. По данным ученых, с начала 1970-х годов по конец 1990-х на 7% увеличилось потребление пищи с высоким содержанием калорий мужчинами и на 22% – женщинами. И все эти мужчины и женщины не стали больше двигаться – они стали только получать больше калорий. Если в среднем 1970-х годах такая пища составляла 20% рациона, то в конце 1990-х – уже 40% и этот показатель точно вырос к настоящему моменту.
Тенденцию к росту среднего ИМТ среди населения подтверждает и другое исследование, где сравнивали ИМТ у довоенного поколения и у тех, кто родился после окончания Второй мировой войны — тогда и началась эпидемия ожирения, о которой сегодня говорят ученые.
Дальнейшие исследования показали, что гены – генами, а итоговая масса тела в большинстве случаев – результат образа жизни, который выбирает сам человек. Так, физическая активность на 27% снижает риски развития ожирения у обладателей того самого гена FTO. Большую роль играет влияние организма матери на плод во время беременности: дети курящих матерей и женщин с диабетом чаще страдают от ожирения впоследствии. В первые годы жизни ребёнка также важно формировать привычку к здоровому образу жизни. Так, дети, которые часто едят фастфуд и пьют сладкие газировки, переносят тягу к этим вредным продуктам во взрослый возрасте – и там начинают активно набирать вес.
Людям с большим весом тела рекомендуется в первые полгода избавиться не более чем от 10% массы тела, то есть терять примерно от 0,25 до 0,5 кг за одну неделю. Это позволит придерживаться вполне себе гуманных и выполнимых требований к питанию, которые можно будет соблюдать долго и плодотворно.
- Генетика влияет на склонность к набору избыточного веса. Но с влиянием генов можно справиться. Многие обладатели генов, увеличивающих риски набора лишних килограммов ведут размеренный образ жизни, успешно поддерживая свой индекс массы тела в пределах нормы. И на одном конце этой нормы худощавые граждане, а на другом – здоровые, но крупные телом люди. Какие бы ни были гены – оставаться в числе последних, даже имея гены ожирения в ДНК, вполне возможно.
- Избыточный вес и ожирение – это все-таки две большие разницы. Ожирение – это уже серьезная патология, не просто увеличивающая риски развития, а непосредственно вызывающая целый рад болезней. Даже будучи человеком с избыточным весом, не стоит переходить грань, за которой начинается ожирение.
- Если же эта грань пройдена, то подход к лечению ожирения должен быть индивидуальным: с учетом семейного анамнеза, в идеале – генетического анализа, с наблюдением не только у эндокринолога, но и у психотерапевта и возможно психиатра, если речь идет о расстройствах пищевого поведения.