В пятилетнем возрасте дети, как правило, обладают множеством полезных навыков. На шестом году жизни малыши владеют внушительным словарным запасом, который позволяет им подбирать антонимы и синонимы, составлять сложные предложения, а также в свободной форме пересказывать услышанную информацию. Эти умения являются поводом внести изменения в программу развития ребёнка, используя в качестве обучающего инструмента не только рисование, общение и веселые игры, но и полноценную учебу.
Когда начинать дошкольное развитие ребёнка
Особенности ребёнка и его гибкой психики позволяют осуществлять обучение в самых разных формах. На ранних этапах наиболее продуктивным форматом является творчество, включая рисование, конструирование и лепку. В таком виде развитие ребёнка может происходить примерно до пятилетнего возраста, после наступления которого родители должны познакомить малыша с более сложной системой, способствующей последовательному усвоению знаний.
Следует помнить, что готовность к учебе определяется не уровнем интеллектуального развития дошкольника, а степенью его социальной адаптации. Для эффективного обучения малыш должен быть способен выполнять требования учителя, а также искренне хотеть получать новые знания.
Роль принципа постепенности в подготовке детей к школе
На шестом году жизни интеллектуальное развитие ребёнка достигает высокого уровня, однако малыш все еще испытывает необходимость в играх и творческой реализации. Задачей родителя является постепенное приучение дошкольника к новому способу обучения, предусматривающему усидчивость и кропотливость.
Многие "пятилетки" чрезвычайно восприимчивы к отвлекающим факторам, что мешает им сосредоточиться на тщательном выполнении поставленной задачи в течение длительного времени. Зная об этой особенности своего ребёнка, родители должны мягко подтолкнуть малыша к формированию устойчивого произвольного внимания, которое станет основой для таких важных качеств, как усердие и ответственность.
Восприятие времени и другие особенности ребёнка пятилетнего возраста
Чтобы подготовиться к классической системе образования, детям необходимо не только научиться управлять своим вниманием, но и выработать способ правильно оценивать промежутки времени. Наглядно-действенное мышление не позволяет малышам свободно ориентироваться в вопросах, касающихся времени суток или длительности выполнения действий. В процессе обучения на смену этому способу восприятия должно прийти наглядно-образное мышление, которое затем будет вытеснено более сложной словесно-логической формой.
Еще одной важной особенностью ребёнка пяти-шестилетнего возраста является способ получения новых знаний. Память дошкольника является непроизвольной, из-за чего малыш может быстро забыть даже заинтересовавшую его информацию. Задачей гармоничного развития ребёнка является выявление вида памяти, которым малыш пользуется чаще всего. Некоторым детям проще запоминать зрительную информацию, в то время как остальные легче усваивают эмоциональные образы, звуки или порядок действий. Во время домашних занятий желательно развивать не только основной, но и вспомогательные виды памяти, особый упор делая на понимание получаемых знаний.
Полезные советы по организации дошкольного обучения
Детям проще всего воспринимать информацию, если это связано с необходимостью фантазировать. Реализация творческих способностей очень важна для дошкольников, поэтому обучение может проходить в форме сюжетно-ролевой игры. Необходимость задействовать воображение позволит малышу почувствовать важность происходящего, что значительно упростит освоение новых навыков и получение полезных знаний.
Рекомендуется включить в программу домашних занятий обучение чтению. Многие дошкольники проявляют искренний интерес к освоению этого навыка, что значительно облегчает задачу родителей. В качестве учебного материала следует отдавать предпочтение интересным книгам с красочным оформлением. Желательно, чтобы ребёнок принимал участие в выборе книги, при помощи которой он будет учиться читать, так как это позволит создать между ним и родителями крепкие доверительные отношения.
В процессе обучения очень важно своевременно выявлять особенности ребёнка, которые могут стать причиной проблем в дальнейшем. Если во время разговора становится заметно, что малыш проглатывает окончания, неправильно произносит какие-либо звуки или оказывается неспособен строить сложные предложения из 5-6 слов, рекомендуется немедленно заняться решением этой проблемы. Если не получается справиться с дефектами речи самостоятельно, следует обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.