Развитие ребенка 5-6 лет: начинаем подготовку к школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В пятилетнем возрасте дети, как правило, обладают множеством полезных навыков. На шестом году жизни малыши владеют внушительным словарным запасом, который позволяет им подбирать антонимы и синонимы, составлять сложные предложения, а также в свободной форме пересказывать услышанную информацию. Эти умения являются поводом внести изменения в программу развития ребёнка, используя в качестве обучающего инструмента не только рисование, общение и веселые игры, но и полноценную учебу.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Когда начинать дошкольное развитие ребёнка

Особенности ребёнка и его гибкой психики позволяют осуществлять обучение в самых разных формах. На ранних этапах наиболее продуктивным форматом является творчество, включая рисование, конструирование и лепку. В таком виде развитие ребёнка может происходить примерно до пятилетнего возраста, после наступления которого родители должны познакомить малыша с более сложной системой, способствующей последовательному усвоению знаний.

Следует помнить, что готовность к учебе определяется не уровнем интеллектуального развития дошкольника, а степенью его социальной адаптации. Для эффективного обучения малыш должен быть способен выполнять требования учителя, а также искренне хотеть получать новые знания.

Роль принципа постепенности в подготовке детей к школе

На шестом году жизни интеллектуальное развитие ребёнка достигает высокого уровня, однако малыш все еще испытывает необходимость в играх и творческой реализации. Задачей родителя является постепенное приучение дошкольника к новому способу обучения, предусматривающему усидчивость и кропотливость.

Многие "пятилетки" чрезвычайно восприимчивы к отвлекающим факторам, что мешает им сосредоточиться на тщательном выполнении поставленной задачи в течение длительного времени. Зная об этой особенности своего ребёнка, родители должны мягко подтолкнуть малыша к формированию устойчивого произвольного внимания, которое станет основой для таких важных качеств, как усердие и ответственность.

Восприятие времени и другие особенности ребёнка пятилетнего возраста

Чтобы подготовиться к классической системе образования, детям необходимо не только научиться управлять своим вниманием, но и выработать способ правильно оценивать промежутки времени. Наглядно-действенное мышление не позволяет малышам свободно ориентироваться в вопросах, касающихся времени суток или длительности выполнения действий. В процессе обучения на смену этому способу восприятия должно прийти наглядно-образное мышление, которое затем будет вытеснено более сложной словесно-логической формой.

Еще одной важной особенностью ребёнка пяти-шестилетнего возраста является способ получения новых знаний. Память дошкольника является непроизвольной, из-за чего малыш может быстро забыть даже заинтересовавшую его информацию. Задачей гармоничного развития ребёнка является выявление вида памяти, которым малыш пользуется чаще всего. Некоторым детям проще запоминать зрительную информацию, в то время как остальные легче усваивают эмоциональные образы, звуки или порядок действий. Во время домашних занятий желательно развивать не только основной, но и вспомогательные виды памяти, особый упор делая на понимание получаемых знаний.

Полезные советы по организации дошкольного обучения

Детям проще всего воспринимать информацию, если это связано с необходимостью фантазировать. Реализация творческих способностей очень важна для дошкольников, поэтому обучение может проходить в форме сюжетно-ролевой игры. Необходимость задействовать воображение позволит малышу почувствовать важность происходящего, что значительно упростит освоение новых навыков и получение полезных знаний.

Рекомендуется включить в программу домашних занятий обучение чтению. Многие дошкольники проявляют искренний интерес к освоению этого навыка, что значительно облегчает задачу родителей. В качестве учебного материала следует отдавать предпочтение интересным книгам с красочным оформлением. Желательно, чтобы ребёнок принимал участие в выборе книги, при помощи которой он будет учиться читать, так как это позволит создать между ним и родителями крепкие доверительные отношения.

В процессе обучения очень важно своевременно выявлять особенности ребёнка, которые могут стать причиной проблем в дальнейшем. Если во время разговора становится заметно, что малыш проглатывает окончания, неправильно произносит какие-либо звуки или оказывается неспособен строить сложные предложения из 5-6 слов, рекомендуется немедленно заняться решением этой проблемы. Если не получается справиться с дефектами речи самостоятельно, следует обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.

Читайте также

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?
Какие детские проблемы решает нейропсихолог и при каких трудностях у ребенка нужно сразу же идти к этому специалисту?
Кому нужно раннее развитие – малышу или родителям?
Сегодня необычайно популярны методики по раннему развитию детей, но так ли они нужны и полезны для малышей, как говорят?
Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Надо ли использовать игру для развития дошкольника? Статья расскажет вам об этом.
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Дошкольный возраст: полезный гид для родителей, которые воспитывают дошколят
Как правильно пройти все кризисы воспитания детей дошкольного возраста: полезные советы и рекомендации от экспертов
Методики развития детей дошкольного возраста
Как заниматься с детьми дошкольного возраста? Как привить им любовь к знаниям? Рассмотрим самые популярные методики развития детей.
Опубликовано 28.03.2016 13:29, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность / Куинджи Н.Н. // Вестник российской академии медицинских наук 2009 №5

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.