Несмотря на то, что развитие детей раннего возраста находится под влиянием эмоций, оно проходит несколько стадий: от неосознанного эмоционального реагирования на окружающий мир дети постепенно переходят к непроизвольному контролю своих состояний. В этом случае ребёнок начинает вырабатывать собственную формулу поведения. Кстати, эмоции хороший показатель его внутренних состояний, с которыми можно работать -- усиливать желательные или устранять неоправданные формы поведения ребёнка.
Развитие детей раннего возраста
Взрослые, знакомя ребёнка с окружающим миром, пользуются не только предметным рядом, но и невольно окрашивают его эмоционально при помощи собственного голоса, мимики, жестов, тем самым устанавливая еще и эмоциональную связь ребёнка с окружающей действительностью. Особенно сильно проявляется эмоциональное развитие ребёнка в играх. Позднее, помимо познавательных моментов, эмоционально приятных, либо неприятных, появляется так называемая поведенческая линия, когда ребёнок начинает эмоционально реагировать уже на реакцию взрослых на тот или иной стиль собственного поведения.
Постепенно складываются правила поведения, которые соблюдаются ребёнком и окружающими. Эмоциональное развитие детей раннего возраста таким образом оказывается напрямую связано с познавательной функцией. Не стоит только путать познавательное с эмоциональным, часто эти задачи носят разный характер и используют разные средства развития ребёнка. Точно так же как и практический опыт ребёнка сопряжен со своим, только ему присущим эмоциональным восприятием, с которым он вступает в мир и взаимодействует с ним на уровне эмоций.
Эмоциональное развитие ребёнка не происходит бесконтрольно, не формируется произвольно, оно заложено в отношении к окружающей действительности, которое помогают направить и развить взрослые. Воспитание через эмоциональное восприятие и эмоциональное воздействие – суть тонких материй. Эмоции рождаются, умирают, остаются в памяти, точно так же как и связанные с ними ощущения. Безусловно, параллельно оказываются задействованы еще два важных процесса – психическое развитие ребёнка и развитие его нервной системы. Именно они способны привести средства развития ребёнка к некоему балансу в эмоциональном плане.
Несомненно, в эмоциональном развитии ребёнка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными, иначе не избежать замкнутости и всяческих страхов в поведении ребёнка. Все должно быть сбалансировано, тогда гармоничное развитие детей станет их личностной характеристикой.
Программа развития ребёнка
Эмоциональный мир детей закладывается благодаря многим факторам, начиная от окружающей их обстановки до особенностей психического развития ребёнка. Взрослые порой не помнят собственных детских переживаний, и не могут подобрать нужный тон для контроля нежелательных детских эмоций. Важно другое – понять, что ребёнок не в состоянии подавить негативные эмоции усилием воли. Нужно как раз дать им выход и таким образом разрядить ситуацию. В этом и состоит психическое развитие ребёнка, выработать способность не накапливать, а сбрасывать негатив.
Чувствовать, ощущать окружающий мир – значит жить в полную силу. Без эмоциональной составляющей развитие ребёнка и его общение с миром станет тусклым и неинтересным. При этом программа развития ребёнка в плане эмоций – явление многоуровневое. Оно дробится на этапы, у каждого из которых свои особенности и характерные черты.
Первое, что воспитывается в ребёнке до 2-х лет – это «что такое хорошо, и что такое плохо, что приятно, а что нет». Эти понятия соответствующим образом окрашены эмоционально. Эстетические переживания проявляются с 3-х летнего возраста. Ребёнок уже может испытывать определенные чувства от созерцания красивых предметов. Постепенно, благодаря оценке взрослых, у него формируется свое понимание прекрасного. Часто появляется потребность выразить себя с помощью движений, пения, лепки, рисунка. Благодаря новым навыкам становятся богаче и средства развития ребёнка.
Позднее возникают ощущения иного уровня, связанные с успешностью совершаемых действий, задается новая программа развития ребёнка. В частности, развитие речи у детей помогает осваивать действия познавательного характера, усиливаются сопровождающие их эмоции. Например, формируется избирательное эмоциональное отношение к сверстнику. Благодаря реакции окружающих его детей и взрослых ребёнок начинает реагировать на модель собственного поведения. Ему становится знакомо чувство гордости и стыда, симпатии и сочувствия. В то же время импульсивность не исчезает, и эмоции по-прежнему являются основным мотивом в поведении ребёнка, а развитие речи у детей помогает им выразить свою реакцию не только эмоционально, но и словесно.
Социальное развитие ребёнка
Развитие детей раннего возраста характеризуется также изменением их эмоционального фона, который становится связан с более глубоким осмыслением себя и своих поступков. С возрастом у ребёнка появляются новые потребности и интересы, меняется программа развития ребёнка. Прежняя импульсивность проявляется теперь на уровне органических потребностей, характер эмоций в деятельности и поступках дошкольника уже не зависит от оценки взрослых. Он вполне способен сам оценить результат своих действий.
В арсенале дошкольника старшего возраста появляются такие эмоционально окрашенные инструменты как интонация, жесты, мимика, которые применяются вполне осознанно. Развивается моральное сознание, усложняются отношения ребёнка с окружающим миром, эмоции становятся вполне осознанными. Полным ходом идет психическое развитие ребёнка, теперь оно самым тесным образом связано с его взаимоотношениями с социумом.
Пожалуй все эти качества отличают младшего дошкольника от старшего. Раньше можно было радоваться полученному результату своих не совсем осознанных действий, а теперь повзрослевший дошкольник может контролировать процесс выхода эмоций и осознанно получать желаемый результат. Новые интересы и потребности формируют социальное развитие ребёнка. Он уже не отделяет себя от окружающего мира, который не кажется теперь ему чуждым и мало понятным. Социальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста вполне поддается общечеловеческим законам и принимается обществом как важная составляющая его общего развития.
Постепенно выстраивается своя система мотивов с достижением не ближайшей, а отдаленной цели. Ширятся средства развития ребёнка, они становятся многообразнее.Так с осваиванием собственного эмоционального мира, ребёнок начинает постигать чужой. Управление словом с помощью развития речи у детей и сдерживание эмоций с помощью тех же словесных аргументов также характерны для дошкольников старшего возраста.
Раскрытие способностей и эмоциональных переживаний ребёнка все чаще идет через его приобщение к коллективному разуму. Нормы поведения и нравственных чувств пропускаются через мнение общества, пускай даже и детского. Интерес группы начинает цениться выше своего собственного, при этом развивается дух соперничества и соревнования. Социальное развитие ребёнка предполагает формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств уже совершенно на ином уровне.
Подводя итог, нельзя не упомянуть об этапе эмоционального развития ребёнка как наиболее значимом. Эмоционально развитые личности со сбалансированной психикой и способностью руководить собственными действиями – залог здорового общества, азы которого закладываются в развитии детей раннего возраста. От того насколько эмоциональное и психическое развитие ребёнка будет благополучным, зависит успех всего предприятия под названием жизнь.