В настоящее время дети, кроме детского сада, посещают дополнительные центры для раннего, общего или творческого развития. Мода на развивающее обучение детей продолжает расти — родители с ранних лет отдают их в заботливые и мудрые руки нянь и педагогов, приобретают различный материал для интеллектуальных игр, развития моторики, познавательных процессов и творческого мышления.
Учитывая важность и правильность дополнительного образования, назревает вопрос: почему на сегодняшний день не все дети, посещающие кружки и секции с раннего возраста, являются первыми учениками среди сверстников, далеко не все из них берут первые места на интеллектуальных олимпиадах, а многие обладают неврозом или испытывают ненависть к учебе?
В чем необходимость отдавать ребёнка очень нежного возраста — примерно от года до двух лет — на специальные занятия, помогающие ему лучше познать окружающий мир и научиться самостоятельно взаимодействовать с предметами? И как отражается на детской психике то, что на этих занятиях нет мамы, а есть незнакомые воспитатели?
Побочные явления сегодняшних «развивашек» и детских клубов для детей раннего и дошкольного возраста в этой статье.
Родителям о дополнительном и раннем развитии
Часто взрослые отдают ребёнка на развивающие занятия не потому, что он в этом нуждается, а по причине того, что «все так делают» или «ребёнка надо развивать». Мнение знакомых женщин, которые тоже воспитывают детей — соседок, родственниц, подруг — часто является определяющим для тех, кто сомневается, отдавать свою полуторагодовалую кроху на занятия по методике популярного педагога или в кружок математических гениев или нет.
Иногда молодые мамы словно соревнуются друг с другом, делясь историями или новостями о том, сколько слов на русском или английском языке знают их дети, по какой программе лучше учить трехлетку скорочтению и с какого возраста пора начинать готовить ребёнка к школе — с четырех или с пяти лет?
В результате этого, отношения с детьми переходят на другой уровень — вместо близости в приоритете являются достижения и успехи, дети растут, и своим развитием словно подтверждают компетентность и успешность родителей. Личность ребёнка в таком случае часто игнорируется, у детей двух или трех лет почти не спрашивают о том, хотят ли они сами посещать кружок оригами, кикбоксинга или песочной терапии? Что они чувствуют, о чем мечтают, о чем чаще всего думают? Все реже в семьях остается контактов «глаза-в-глаза», все меньше пап, которые по вечерам становятся «лошадками» для своих детей и катают их не спине, все чаще: «возьми планшет, включи себе развивающий урок, сегодня тема про пресмыкающихся».
Дети нуждаются в живом родительском общении намного больше, нежели в изучении новых иностранных слов и тренировке компонентов памяти, особенно в раннем возрасте. Родители ошибаются, когда думают, что все, в чем нуждается малыш — ему дают развивающие занятия. На самом деле «все» ему дают мама и папа, когда взаимодействуют с ним, не игнорируют и отражают его чувства, читают книжку и объясняют непонятные слова, рассказывают истории о своем детстве, позволяют познавать мир так, как того хочет ребёнок. А он хочет сидеть в луже, поедать пылинки, покорять верхушки деревьев, разрисовывать обои, разливать молоко. Все это — бесценный опыт, возможность чувствовать себя живым, общаться с миром.
Дети запоминают, но не понимают
Маленькие ученики раннего возраста на развивающих занятиях могут не понимать то, чему учат их, а лишь механически повторять. Ребёнок усваивает материал, он надолго остается в недрах его памяти в том случае, если он по-настоящему понимает, о чем идет речь.
В клубах и «развивашках» материал детям преподносится на картинках, аудио и видеофайлах. Педагог рассказывает и показывает: что такое дождик, как появляются облака, чем отличаются домашние птицы от лесных. При многократном повторении ребёнок может начать запоминать и правильно называть все, что ему показывают и что окружает его в жизни. Однако, запомнив, что такое дождь на картинке, ребёнок очень раннего возраста, и не имеющий другого способа познания мира, нежели обучающий кружок, может до конца не понимать, что такое настоящий дождь за окном.
Развивающие занятия не приносят вреда, когда они являются дополнением к тесному общению родителей и детей. Именно мама с папой должны знакомить малышей с явлениями за окном, домашними животными, деревьями, травами и насекомыми. Так ребёнок получает самый ценный опыт в своей жизни, который останется с ним навсегда и не может быть заменен никакими карточками или обучающими мультфильмами.
Ребёнок лишается общения с матерью
Контакт с мамой жизненно необходим детям как минимум до трех лет, пока они не начнут осваивать свою самостоятельность. Поэтому родители должны знать, что в этом возрасте первый, ценный и лучший учитель — это мама, а не педагог развивающего центра. Общение с близким человеком положительно сказывается не только на познавательной сфере малыша, когда мама чему-то учит его, но и на психоэмоциональной — когда они читают, играют или смеются вместе, ребёнок чувствует поддержку, любовь, внимание и опору, его психические процессы открыты для познания мира, он не тревожен и не напряжен. Общение, обучение и просто времяпрепровождение с мамой — лучший способ учить малыша.
Дети лишаются возможностью быть собой
Прежде чем отдавать ребёнка на кружки, родители должны задуматься: есть ли у него способности к той деятельности, которой они хотят, чтобы он занимался. Кроме задатков малыш также должен обладать желанием. Каждый взрослый знает, что делать что-то «через силу» — не радостно и неэффективно. Однако не все родители вспоминают об этом, когда требуют, чтобы ребёнок занялся изучением второго языка, освоил шахматы, флейту или рисование шерстью.
Обучаться — замечательно. Однако стоит убедиться в том, что ребёнок «горит» желанием идти на дополнительные занятия, в противном случае, можно лишить его возможности быть собой, раскрыть свой потенциал, навязав чужие желания.
Ребёнок устает от информации
Иногда дополнительных занятий бывает слишком много или ребёнок перегружен уроками в школе, может быть, некоторые из них даются ему с трудом — тогда сил и желания на то, чтобы после школы учиться еще чему-то может просто не остаться. Усталость и перегруз могут привести в лучшем случае к отказу от уроков, в худшем — к невротическим проявлениям.
Родителям важно видеть и правильно понимать, с чем справляется ребёнок, что по силам ему и отвечает интересам, а от чего стоит его освободить. Лучший результат обучения — это когда он сам стремится познавать то, с чем знакомится, а это возможно, только если у него для этого много сил и он не перегружен дополнительными занятиями.