Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

В настоящее время дети, кроме детского сада, посещают дополнительные центры для раннего, общего или творческого развития. Мода на развивающее обучение детей продолжает расти — родители с ранних лет отдают их в заботливые и мудрые руки нянь и педагогов, приобретают различный материал для интеллектуальных игр, развития моторики, познавательных процессов и творческого мышления.

Учитывая важность и правильность дополнительного образования, назревает вопрос: почему на сегодняшний день не все дети, посещающие кружки и секции с раннего возраста, являются первыми учениками среди сверстников, далеко не все из них берут первые места на интеллектуальных олимпиадах, а многие обладают неврозом или испытывают ненависть к учебе?

В чем необходимость отдавать ребёнка очень нежного возраста — примерно от года до двух лет — на специальные занятия, помогающие ему лучше познать окружающий мир и научиться самостоятельно взаимодействовать с предметами? И как отражается на детской психике то, что на этих занятиях нет мамы, а есть незнакомые воспитатели?

Побочные явления сегодняшних «развивашек» и детских клубов для детей раннего и дошкольного возраста в этой статье.

Дисбактериоз влагалища: когда микробы «разбушевались»

Серьезной проблемой гинекологии является бактериальный вагиноз (дисбактериоз влагалища), встречающийся у многих женщин.

Родителям о дополнительном и раннем развитии

Родителям о дополнительном и раннем развитии

Часто взрослые отдают ребёнка на развивающие занятия не потому, что он в этом нуждается, а по причине того, что «все так делают» или «ребёнка надо развивать». Мнение знакомых женщин, которые тоже воспитывают детей — соседок, родственниц, подруг — часто является определяющим для тех, кто сомневается, отдавать свою полуторагодовалую кроху на занятия по методике популярного педагога или в кружок математических гениев или нет.

Иногда молодые мамы словно соревнуются друг с другом, делясь историями или новостями о том, сколько слов на русском или английском языке знают их дети, по какой программе лучше учить трехлетку скорочтению и с какого возраста пора начинать готовить ребёнка к школе — с четырех или с пяти лет?

В результате этого, отношения с детьми переходят на другой уровень — вместо близости в приоритете являются достижения и успехи, дети растут, и своим развитием словно подтверждают компетентность и успешность родителей. Личность ребёнка в таком случае часто игнорируется, у детей двух или трех лет почти не спрашивают о том, хотят ли они сами посещать кружок оригами, кикбоксинга или песочной терапии? Что они чувствуют, о чем мечтают, о чем чаще всего думают? Все реже в семьях остается контактов «глаза-в-глаза», все меньше пап, которые по вечерам становятся «лошадками» для своих детей и катают их не спине, все чаще: «возьми планшет, включи себе развивающий урок, сегодня тема про пресмыкающихся».

Дети нуждаются в живом родительском общении намного больше, нежели в изучении новых иностранных слов и тренировке компонентов памяти, особенно в раннем возрасте. Родители ошибаются, когда думают, что все, в чем нуждается малыш — ему дают развивающие занятия. На самом деле «все» ему дают мама и папа, когда взаимодействуют с ним, не игнорируют и отражают его чувства, читают книжку и объясняют непонятные слова, рассказывают истории о своем детстве, позволяют познавать мир так, как того хочет ребёнок. А он хочет сидеть в луже, поедать пылинки, покорять верхушки деревьев, разрисовывать обои, разливать молоко. Все это — бесценный опыт, возможность чувствовать себя живым, общаться с миром.

Дети запоминают, но не понимают

Маленькие ученики раннего возраста на развивающих занятиях могут не понимать то, чему учат их, а лишь механически повторять. Ребёнок усваивает материал, он надолго остается в недрах его памяти в том случае, если он по-настоящему понимает, о чем идет речь.

В клубах и «развивашках» материал детям преподносится на картинках, аудио и видеофайлах. Педагог рассказывает и показывает: что такое дождик, как появляются облака, чем отличаются домашние птицы от лесных. При многократном повторении ребёнок может начать запоминать и правильно называть все, что ему показывают и что окружает его в жизни. Однако, запомнив, что такое дождь на картинке, ребёнок очень раннего возраста, и не имеющий другого способа познания мира, нежели обучающий кружок, может до конца не понимать, что такое настоящий дождь за окном.

Развивающие занятия не приносят вреда, когда они являются дополнением к тесному общению родителей и детей. Именно мама с папой должны знакомить малышей с явлениями за окном, домашними животными, деревьями, травами и насекомыми. Так ребёнок получает самый ценный опыт в своей жизни, который останется с ним навсегда и не может быть заменен никакими карточками или обучающими мультфильмами.

Ребёнок лишается общения с матерью

Контакт с мамой жизненно необходим детям как минимум до трех лет, пока они не начнут осваивать свою самостоятельность. Поэтому родители должны знать, что в этом возрасте первый, ценный и лучший учитель — это мама, а не педагог развивающего центра. Общение с близким человеком положительно сказывается не только на познавательной сфере малыша, когда мама чему-то учит его, но и на психоэмоциональной — когда они читают, играют или смеются вместе, ребёнок чувствует поддержку, любовь, внимание и опору, его психические процессы открыты для познания мира, он не тревожен и не напряжен. Общение, обучение и просто времяпрепровождение с мамой — лучший способ учить малыша.

Дети лишаются возможностью быть собой

Дети лишаются возможностью быть собой

Прежде чем отдавать ребёнка на кружки, родители должны задуматься: есть ли у него способности к той деятельности, которой они хотят, чтобы он занимался. Кроме задатков малыш также должен обладать желанием. Каждый взрослый знает, что делать что-то «через силу» — не радостно и неэффективно. Однако не все родители вспоминают об этом, когда требуют, чтобы ребёнок занялся изучением второго языка, освоил шахматы, флейту или рисование шерстью.

Обучаться — замечательно. Однако стоит убедиться в том, что ребёнок «горит» желанием идти на дополнительные занятия, в противном случае, можно лишить его возможности быть собой, раскрыть свой потенциал, навязав чужие желания.

Ребёнок устает от информации

Иногда дополнительных занятий бывает слишком много или ребёнок перегружен уроками в школе, может быть, некоторые из них даются ему с трудом — тогда сил и желания на то, чтобы после школы учиться еще чему-то может просто не остаться. Усталость и перегруз могут привести в лучшем случае к отказу от уроков, в худшем — к невротическим проявлениям.

Родителям важно видеть и правильно понимать, с чем справляется ребёнок, что по силам ему и отвечает интересам, а от чего стоит его освободить. Лучший результат обучения — это когда он сам стремится познавать то, с чем знакомится, а это возможно, только если у него для этого много сил и он не перегружен дополнительными занятиями.

Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

Все, что нужно знать о дополнительных занятиях с ребенком
Дополнительные занятия для детей – когда, как и сколько? Узнайте все о пользе «развивашек» из этой статьи.
Нужны ли маленьким детям развивающие кружки?
Плюсы и минусы занятий в развивающих кружках для детей.
Развивающие упражнения для детей 2-6 лет
Не знаете, чем заниматься с ребенком дошкольного возраста? Рассмотрим интересные игры, которые увлекут малыша и улучшат его умения и навыки.
Могут ли дети полюбить уроки физкультуры?
Как учителю физкультуры сделать уроки интересными и помочь детям полюбить спорт?
Неврозы у детей: причины, симптомы, лечение
Причины развития неврозов у детей.
Развивающие игры в песочнице: чем занять малыша летом?
Играть в песочнице любят все малыши. И это развлечение можно сделать не только приятным, но и полезным для развития ребенка.
Опубликовано 09.01.2018 16:12, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дисбактериоз влагалища: когда микробы «разбушевались»

Серьезной проблемой гинекологии является бактериальный вагиноз (дисбактериоз влагалища), встречающийся у многих женщин.

9 упражнений, которые подтянут бедра и ягодицы

Красивые ягодицы – не маленькие или большие, а стройные, упругие и подтянутые. Такие можно «получить» в спортзале!

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки

Как заниматься дома фитнесом не хуже чем в зале: обзор сервисов и приложений для онлайн-тренировок

Интернет может заменить даже занятия в зале. Рассказываем, как заниматься фитнесом дома: обзор тренировок в онлайн-режиме.

Витамины и добавки для иммунитета: что действительно поможет ребёнку меньше болеть?

Отвечают эксперты: что на самом деле может укрепить детский иммунитет.