Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

В настоящее время дети, кроме детского сада, посещают дополнительные центры для раннего, общего или творческого развития. Мода на развивающее обучение детей продолжает расти — родители с ранних лет отдают их в заботливые и мудрые руки нянь и педагогов, приобретают различный материал для интеллектуальных игр, развития моторики, познавательных процессов и творческого мышления.

Учитывая важность и правильность дополнительного образования, назревает вопрос: почему на сегодняшний день не все дети, посещающие кружки и секции с раннего возраста, являются первыми учениками среди сверстников, далеко не все из них берут первые места на интеллектуальных олимпиадах, а многие обладают неврозом или испытывают ненависть к учебе?

В чем необходимость отдавать ребёнка очень нежного возраста — примерно от года до двух лет — на специальные занятия, помогающие ему лучше познать окружающий мир и научиться самостоятельно взаимодействовать с предметами? И как отражается на детской психике то, что на этих занятиях нет мамы, а есть незнакомые воспитатели?

Побочные явления сегодняшних «развивашек» и детских клубов для детей раннего и дошкольного возраста в этой статье.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Родителям о дополнительном и раннем развитии

Родителям о дополнительном и раннем развитии

Часто взрослые отдают ребёнка на развивающие занятия не потому, что он в этом нуждается, а по причине того, что «все так делают» или «ребёнка надо развивать». Мнение знакомых женщин, которые тоже воспитывают детей — соседок, родственниц, подруг — часто является определяющим для тех, кто сомневается, отдавать свою полуторагодовалую кроху на занятия по методике популярного педагога или в кружок математических гениев или нет.

Иногда молодые мамы словно соревнуются друг с другом, делясь историями или новостями о том, сколько слов на русском или английском языке знают их дети, по какой программе лучше учить трехлетку скорочтению и с какого возраста пора начинать готовить ребёнка к школе — с четырех или с пяти лет?

В результате этого, отношения с детьми переходят на другой уровень — вместо близости в приоритете являются достижения и успехи, дети растут, и своим развитием словно подтверждают компетентность и успешность родителей. Личность ребёнка в таком случае часто игнорируется, у детей двух или трех лет почти не спрашивают о том, хотят ли они сами посещать кружок оригами, кикбоксинга или песочной терапии? Что они чувствуют, о чем мечтают, о чем чаще всего думают? Все реже в семьях остается контактов «глаза-в-глаза», все меньше пап, которые по вечерам становятся «лошадками» для своих детей и катают их не спине, все чаще: «возьми планшет, включи себе развивающий урок, сегодня тема про пресмыкающихся».

Дети нуждаются в живом родительском общении намного больше, нежели в изучении новых иностранных слов и тренировке компонентов памяти, особенно в раннем возрасте. Родители ошибаются, когда думают, что все, в чем нуждается малыш — ему дают развивающие занятия. На самом деле «все» ему дают мама и папа, когда взаимодействуют с ним, не игнорируют и отражают его чувства, читают книжку и объясняют непонятные слова, рассказывают истории о своем детстве, позволяют познавать мир так, как того хочет ребёнок. А он хочет сидеть в луже, поедать пылинки, покорять верхушки деревьев, разрисовывать обои, разливать молоко. Все это — бесценный опыт, возможность чувствовать себя живым, общаться с миром.

Дети запоминают, но не понимают

Маленькие ученики раннего возраста на развивающих занятиях могут не понимать то, чему учат их, а лишь механически повторять. Ребёнок усваивает материал, он надолго остается в недрах его памяти в том случае, если он по-настоящему понимает, о чем идет речь.

В клубах и «развивашках» материал детям преподносится на картинках, аудио и видеофайлах. Педагог рассказывает и показывает: что такое дождик, как появляются облака, чем отличаются домашние птицы от лесных. При многократном повторении ребёнок может начать запоминать и правильно называть все, что ему показывают и что окружает его в жизни. Однако, запомнив, что такое дождь на картинке, ребёнок очень раннего возраста, и не имеющий другого способа познания мира, нежели обучающий кружок, может до конца не понимать, что такое настоящий дождь за окном.

Развивающие занятия не приносят вреда, когда они являются дополнением к тесному общению родителей и детей. Именно мама с папой должны знакомить малышей с явлениями за окном, домашними животными, деревьями, травами и насекомыми. Так ребёнок получает самый ценный опыт в своей жизни, который останется с ним навсегда и не может быть заменен никакими карточками или обучающими мультфильмами.

Ребёнок лишается общения с матерью

Контакт с мамой жизненно необходим детям как минимум до трех лет, пока они не начнут осваивать свою самостоятельность. Поэтому родители должны знать, что в этом возрасте первый, ценный и лучший учитель — это мама, а не педагог развивающего центра. Общение с близким человеком положительно сказывается не только на познавательной сфере малыша, когда мама чему-то учит его, но и на психоэмоциональной — когда они читают, играют или смеются вместе, ребёнок чувствует поддержку, любовь, внимание и опору, его психические процессы открыты для познания мира, он не тревожен и не напряжен. Общение, обучение и просто времяпрепровождение с мамой — лучший способ учить малыша.

Дети лишаются возможностью быть собой

Дети лишаются возможностью быть собой

Прежде чем отдавать ребёнка на кружки, родители должны задуматься: есть ли у него способности к той деятельности, которой они хотят, чтобы он занимался. Кроме задатков малыш также должен обладать желанием. Каждый взрослый знает, что делать что-то «через силу» — не радостно и неэффективно. Однако не все родители вспоминают об этом, когда требуют, чтобы ребёнок занялся изучением второго языка, освоил шахматы, флейту или рисование шерстью.

Обучаться — замечательно. Однако стоит убедиться в том, что ребёнок «горит» желанием идти на дополнительные занятия, в противном случае, можно лишить его возможности быть собой, раскрыть свой потенциал, навязав чужие желания.

Ребёнок устает от информации

Иногда дополнительных занятий бывает слишком много или ребёнок перегружен уроками в школе, может быть, некоторые из них даются ему с трудом — тогда сил и желания на то, чтобы после школы учиться еще чему-то может просто не остаться. Усталость и перегруз могут привести в лучшем случае к отказу от уроков, в худшем — к невротическим проявлениям.

Родителям важно видеть и правильно понимать, с чем справляется ребёнок, что по силам ему и отвечает интересам, а от чего стоит его освободить. Лучший результат обучения — это когда он сам стремится познавать то, с чем знакомится, а это возможно, только если у него для этого много сил и он не перегружен дополнительными занятиями.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 09.01.2018 16:12, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Какие развивающие игры для ребенка бывают
Как развивать ребенка весело? Статья расскажет о том, как развивать малыша в игре.
Развивающие игры для детей: учим ребенка считать
Обучающие игры для мальчиков и девочек: готовимся к школе. Развивающие игры для детей: веселый способ научиться считать.
Логопедические развивающие игры, их виды
Желаете поставить ребенку речь? Тогда без логопедической развивающей игры не обойтись, с ней корректировка речевых нарушений произойдет эффективней.
Точнее, быстрее, сильнее: игры, развивающие ловкость ребенка
Оказывается, физической сноровке можно научить! Игры, развивающие ловкость, избавят от неуклюжести и неуверенности в своих силах.
Какие игры развивают
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным, сообразительным, с хорошим воображением? Статья подскажет, какие игры помогут.
Игры развивающие фантазию
Как развить фантазию у ребенка, какие игры для этого выбрать? Статья подскажет вам ответы на эти вопросы.