Ребёнка пригласили участвовать в съемках рекламы, записи телешоу или радиопередачи. Стоит ли соглашаться? Плюсы и минусы раннего погружения в шоу-бизнес исследует MedAboutMe.
Дети, родители и «медные трубы»
В последние годы популярность детских шоу стремительно растет. Кастинговые агентства постоянно разыскивают будущих юных героев рекламы, моделей, участников телепрограмм. Выбор у них есть: родители буквально выстраиваются в очереди, чтобы «пристроить» своего ребёнка поближе к известности и славе. Иногда по своему желанию, иногда — просто идут на поводу у детей, мечтающих о звездной карьере.
Чем рискуют дети, рано ощутившие вкус популярности и головокружение от успеха? Стоит ли разрешать им участие в серьезных конкурсах, работу на радио или в модельном бизнесе? Особенно остро встают эти вопросы в те моменты, когда на очередном шоу в очередной раз проливаются детские слезы обиды и разочарования, когда один из юных искателей славы не выдерживает напряжения. Или когда пресса выуживает вдруг из пыльного забвения историю человека, которому в детстве пришлось побыть звездой и всеобщим любимцем — на короткое время.
Татьяна и Ольга Юкины. Сестры-близняшки сыграли Олю и Яло в фильме А. Роу «Королевство Кривых Зеркал».
После выхода фильма на них свалилась всенародная любовь — почтальоны носили им письма со всего огромного Советского Союза буквально мешками. Но на этом все и закончилось. Больше никаких ролей для девочек не нашлось, и постепенно о них все забыли. Ольга умерла в 2005 году, Татьяна — в 2011. В раннем уходе обеих сестер сыграл злую роль алкоголь.
Ради работы на радио, съемок в фильмах и сериалах дети нередко отказываются от школы, принося нормальное образование в жертву — но чему? Только единицы из них способны дорасти до действительно звездного статуса, состояться в профессии актера, вокалиста, танцора или ведущего. Для остальных крушение надежд может стать серьезным стрессом.
Родительское головокружение от успеха ребёнка
Очень часто именно родители подталкивают ребёнка в шоу-бизнес, стараясь сделать из него то, чем не смогли стать сами. Один из популярных телеканалов в конце 2016 года провел эксперимент, и его результаты оказались весьма показательными.
Был объявлен конкурс юных телеведущих. На кастинг пришли сотни родителей с детьми разного возраста, от дошкольников до подростков. У многих из них за плечами уже имелся опыт съемок или участия в ТВ-проектах. После прослушивания родителям сообщили, что график работы очень напряженный, и поэтому детям придется бросить школу.
Подавляющее число родителей согласились подписать контракт на этих условиях, порой даже вопреки мнению самих детей, выражавших неготовность к такому шагу.
Психологи полагают, что вариант, когда родители пытаются самореализоваться через детей — наихудший из всех. Потому что права ребёнка нарушают те, кто в первую очередь призван их защищать и оберегать, и происходит это в рамках закона, ведь именно родителям дано право принимать решения за своих несовершеннолетних отпрысков.
Чем грозит ранняя слава психике ребёнка?
Дело даже не в славе. Вернее, не только в ней.
Участие в ТВ проектах, киносъемках, работа на радио предполагает огромную нервную и физическую нагрузку. К сожалению, контракты с юными артистами и моделями нередко составляются с нарушениями Трудового кодекса, который запрещает несовершеннолетним работать более 2,5 часов в день. Как правило, в контрактах оговаривается ненормированный рабочий день с обтекаемой формулировкой «гибкий график».
Большинство конкурсных шоу предполагают жесткий конкурентный отбор, который трудно выдержать даже взрослому человеку. Адреналин зашкаливает, эмоции хлещут через край. Не у всякого ребёнка психика переносит это без последствий. Но без адреналина нет шоу, сильные эмоции запланированы сценарием. Детям это неизвестно, а родители нередко просто не думают об оборотной стороне любого шоу.
Тем не менее, нельзя однозначно сказать, что участие в шоу на телевидении или работа в масс-медиа безусловно вредна всем без исключения детям. Даже у психологов мнения по этому поводу расходятся.
К плюсам многие склонны отнести тот бесспорный факт, что столь яркое «приключение» дает ребёнку огромный опыт, служит мощным толчком для его роста и развития. Работа в серьезных проектах, даже кратковременная, происходит в слаженном коллективе профессионалов, которые ведут ребёнка на каждом этапе, учат его, направляют и поддерживают. На всех проектах, в которых участвуют дети, обязательно есть профессиональные психологи, работающие и с детьми, и с родителями.
Кроме того, совместное переживание стрессовой, экстремальной ситуации помогает детям и родителям раскрыться, сблизиться. Взаимная поддержка дает семье возможность сплотиться, наглядно показывает, как сильно члены семьи дорожат друг другом, как верят в дочку, сына или сестру, как поддерживают их и переживают. Это особенно важно для детей в сложном подростковом возрасте, когда очень сильны социальные страхи и комплексы.
По мнению некоторых психологов, и вред, и польза зависят от личности каждого ребёнка, от его характера, мотивации. И, разумеется, от возраста. Большинство склоняется к тому, что раньше 12 лет детям лучше не заигрывать с «медными трубами» и заниматься своими детскими делами.
Калкин Маккалей, американский актер, сыгравший главного героя фильмов «Один дома».
Этот мальчик побил рекорды по размеру гонораров, комедию «Один дома» с продолжениями смотрели миллионы человек. Юной звезде прочили большое будущее. Но гигантские гонорары были потрачены на алкоголь и наркотики, а голливудские продюсеры зареклись иметь дело с взбалмошным, вздорным и безответственным Маккалеем, превратившимся из милого мальчика в молодого человека с дурными манерами и «звездной болезнью» в острой форме. Сейчас полузабытая звезда гастролирует по провинции с малоизвестной музыкальной группой, скатившись с голливудского небосклона.
Советы родителям
- Решение об участии в телепроекте, съемках в фильме или работе в масс-медиа должно принадлежать ребёнку и соответствовать его желаниям и возможностям.
- Прежде чем разрешать детям участие, родители должны посоветоваться с психологом, тщательно проанализировать весь имеющийся опыт ребёнка в подобных мероприятиях. Если прежние неудачи вызывали болезненную реакцию, а удачи — вспышку «звездной болезни», то лучше отказаться от предложения или возможности.
- Родители должны помнить, что любые детские проекты и конкурсы — явление временное, да и детство проходит. Отказываться от образования ради короткой славы или удовлетворения собственного тщеславия крайне нерационально.
- Если принято решение об участии, лучше всего убедить ребёнка в том, что предстоящее мероприятие или работа — только часть жизни, а не конечная цель и смысл, это возможность развиваться, ступень, этап, каким бы ни был итог. Победа — отлично, но ценно и просто участие. И даже проигрыш ценен: он дает возможность научиться не только побеждать, но и честно, достойно проигрывать.
- Прежде, чем подписывать контракт, необходимо тщательно его изучить с юристом, чтобы не обречь по неосторожности себя и своего ребёнка на непосильную ношу. Это относится и к затратам времени, и к физическим и материальным возможностям семьи.
Большинство популярных шоу зрители любят именно за накал страстей, и детские шоу — не исключение. В результате то, что ребёнку нравилось, что у него получалось, может превратиться в серьезное испытание на прочность, причем ради зрелища, ради развлечения других людей. Если взрослый в таких условиях более способен сделать выводы, использовать полученный опыт для личностного и профессионального роста, то ребёнок может просто сломаться, обидеться, разочароваться. И, в результате, отказаться от реализации своего таланта в дальнейшем.
Подросткам такие экстремальные ситуации даются легче — они в принципе любят экстрим, да и психика уже более устойчивая. А вот детей более младшего возраста, лет до 10-11, лучше не искушать участием в шоу-бизнесе. Даже детский шоу-бизнес — в первую очередь бизнес. И дети в нем нередко становятся просто расходным материалом. Родители, отправляющие своих детей на это опасное поле, должны хорошо понимать, что последствия могут быть разными.
Общий стаж работы на радио — более 10 лет.
Не пускайте детей в шоу-бизнес. В масс-медиа тоже не пускайте. Пусть у них будет нормальное детство. В любом противном случае вы получите наркомана, который каждый сезон будет пытаться уйти то в депрессию, то в «звездную болезнь». Творческие метания, поиск свежих идей и кризис жанра — здравствуйте, приплыли, ничего, что мы только-только пубертатный период победили?
Мне было восемь лет, когда я впервые зазвучала на радио. Мама рассказывает, что уже в три я светила довольной мордашкой в телевизоре. Я не помню этого, но горжусь. Наступает пятнадцатый год жизни — и я снова в телевизоре, у меня берут автографы и жизнь просто не может быть лучше.
А потом — бесплатная дегустация того, как больно падать. Дважды.
Сначала — пауза с шестнадцати до восемнадцати. С горем пополам я заканчиваю школу (какая физика, вы что — я звезда!), избегаю ВУЗа, иду на радио, и опять сияю. Жизнь ставит подножки, и до двадцати трех я делаю ощутимый перерыв, пробуя себя в чем угодно. Возвращаюсь и расцветаю, как алкоголик, который сумел избавиться от вшитой капсулы.
Проблема в том, что на этой «кухне» нет ничего постоянного, и если вы сознательно идете со своим ребёнком в овраг, сумейте поддержать его, выпороть, когда начнет зазнаваться, и не хвалите слишком, ибо всегда есть к чему стремиться.
Мой личный опыт показывает, что начинать нужно рано. Очень рано. Но голова будет чесаться — из-за растущей из нее короны. Здесь очень тонкая грань, острейшее лезвие — когда звезды на расстоянии протянутой в жажде интервью руки, когда тебя узнают и «любят», когда восхищения и ремарки «друзей» запрокидывают твою надменную головку.
Будьте аккуратны, родители. Будьте бдительны. Новый век рождает новые наркотики — и никто еще не подобрал кодировки для такой хворобы.