Проблема зависимости современного человека от компьютера и гаджетов, несмотря на их практическую пользу, с каждым годом принимает все большие масштабы, поскольку IT-технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. Нередко с этой проблемой не могут самостоятельно справиться даже взрослые люди. Что уже говорить о детях, которые начинают контактировать с компьютерной техникой с первых лет жизни. Очевидно, что в таких реалиях родители должны четко регулировать и контролировать контакты детей с техникой, прививая культуру пользования современными гаджетами. Это необходимо во избежание развития компьютерной зависимости, асоциализации и других отклонений в развитии ребёнка. Причем делать это следует как можно раньше. А в случае, когда ребёнок уже достаточно глубоко погрузился в виртуальный мир, взрослые должны предпринять все возможные меры, чтобы сократить время проведения за компьютером до минимума.
Профилактика компьютерной зависимости в раннем возрасте
В последнее время нередко можно наблюдать картину, когда родители заняты своими делами, а 2-3-летний ребёнок активно играет на планшете или смартфоне. Именно с таких ситуаций и начинается привыкание ребёнка к компьютерным играм с последующей зависимостью от виртуального мира. Поэтому с целью предотвращения развития проблемы необходимо уже с раннего возраста четко регламентировать рамки контакта малыша с компьютерной техникой. В этом процессе мамам и папам могут помочь следующие рекомендации:
- требуется убрать из поля зрения ребёнка все гаджеты и доставать их только в определенные периоды, установленные родителями.
Эти периоды должны иметь четкие временные рамки. Детские психологи и педиатры настаивают на том, что детям-дошкольникам нельзя играть в компьютерные игры более 15 минут в день. Стоит отметить, что некоторые мамы и папы воспринимают эту рекомендацию буквально и разрешают пользоваться гаджетами ежедневно, хоть и по 15 минут. Это делать совсем не обязательно. Наоборот, если есть любая возможность исключить компьютер из жизни, необходимо ею воспользоваться. Чем позднее произойдет знакомство с компьютерными технологиями, тем благополучнее будет происходить развитие ребёнка;
- следует контролировать информацию, к которой имеет доступ ребёнок.
Даже если речь идет не о содержимом сайтов, а об игре, маме или папе необходимо ознакомиться с ней и оценить важность данного контента для развития ребёнка и его соответствие возрастным ограничениям;
- требуется уделять детям достаточно внимания, разговаривать, читать и играть с ними как можно больше.
Чтобы не возникало необходимости компенсировать недостаток реального общения виртуальным миром и впечатлениями;
- рекомендуется записать ребёнка в кружок или секцию, интересную для него.
Есть много детских организаций, в которых ранний возраст не является помехой к занятиям. Даже если ребёнок не будет делать особых успехов в выбранной деятельности, но окружающая обстановка и атмосфера будут для него комфортными и благоприятными, а живое общение интересным и познавательным, это все равно принесет больше пользы малышу, чем компьютерная игра;
- учитывая ранний возраст, не стоит использовать строгие запреты и наказания в воспитательном процессе.
На данном этапе нужно проявлять мудрость и некоторую хитрость, не запрещая что-либо, а отвлекая ребёнка от нежелательных действий и предлагая ему альтернативу.
Влияние гаджетов на развитие ребёнка школьного возраста и борьба с зависимостью
Детскими психологами установлено негативное влияние бесконтрольного и продолжительного пользования гаджетами на развитие ребёнка младшего школьного возраста. При изучении многочисленных случаев компьютерной зависимости школьников были выявлены такие ее негативные последствия:
- подмена реального мира и окружающей действительности виртуальной реальностью, избегание социальных контактов и любых отношений, а также, в особо запущенных случаях, когда зависимость развилась еще в раннем возрасте, игнорирование элементарных человеческих потребностей, которые необходимо удовлетворять для поддержания жизнедеятельности;
- блокировка развития мыслительных способностей, нарушение работы ЦНС и ухудшение характера и поведения;
- развитие различных заболеваний, в том числе и тех, которые возникают в результате малоподвижного образа жизни.
Предотвращая или устраняя проблему компьютерной зависимости у младших школьников, можно пользоваться всеми рекомендациями для родителей малышей и дошкольников. Делая поправку на особенности возраста, рекомендуется к этому списку добавить еще несколько советов:
- важно внедрить в повседневную жизнь ребёнка правила, ритуалы и традиции. Соблюдение предсказуемого режима развивает организованность и позволяет детям ощутить стабильность и безопасность окружающей действительности, которая открывается им с разных и не всегда положительных сторон. К таким ритуалам можно отнести, например, обычай сервировать вместе стол к ужину или чтение перед сном;
- необходимо насытить жизнь дошкольника деятельностью, которая не связана с компьютерами — записать на дополнительные кружки и секции, а досуг разнообразить прогулками и хобби. Родителям не следует бояться таким образом перегрузить ребёнка. Если деятельность будет разноплановой, позволяющей и увлеченно поработать, и активно подвигаться, и расслабиться в комфортной обстановке, то такая загруженность пойдет только на пользу. У ребёнка не должно быть свободного времени, в течение которого он скучает;
- родителям следует помнить, что лучший метод воспитания — это собственный пример, поэтому крайне важно контролировать свое поведение и также по возможности ограничить контакт с виртуальным миром.
Советы родителям детей-подростков
Проблема компьютерной зависимости подростков осложняется такими факторами:
- все гаджеты уже не спрячешь, а интернет полностью не отключишь;
- строгие запреты воспринимаются болезненно и нередко вызывают бурные реакции;
- современный учебный процесс неразрывно связан с компьютерными технологиями;
- отвлечь и переключить внимание ребёнка на новую игрушку уже невозможно.
Учитывая эти факторы, родителям подростков, чтобы обезопасить детей от негативного влияния компьютерных технологий, необходимо действовать таким образом:
- установить родительский контроль на всех устройствах для блокировки нежелательного контента;
- пропагандировать культуру, спорт, хобби и живое человеческое общение, стараясь всячески привлечь ребёнка к этим занятиям, не забывая о собственном примере;
- стать ребёнку другом, готовым всегда уделить внимание и разделить как радости, так и огорчения. Кроме того, важно предлагать пути самореализации и всячески поддерживать любые, даже самые оригинальные начинания.