С самого рождения ребёнок начинает усваивать важнейшее средство коммуникации – речь. Для каждого возраста существуют определенные закономерности, которые стоит знать родителям, ведь благодаря этому они смогут понять, как осуществлять развитие детей раннего возраста и когда требуется помощь специалиста.
Особенности речевого развития ребёнка от 0 до года
Хотя свои первые слова ребёнок произносит ближе к году, уже с первых дней жизни он погружается в атмосферу общения. Его мозг, словно губка, начинает впитывать новые впечатления, и поэтому с малышом важно постоянно разговаривать. От месяца к месяцу ребёнок будет вслушиваться в речь окружающих его взрослых и на основе этого будет происходить речевое развитие ребёнка.
До года ребёнок проходит следующие стадии:
- Крик.
Пока что это единственное средство привлечь к себе внимание, когда малышу хочется есть, спать или пора поменять подгузник. Понемногу в крике появляются интонации – к третьему месяцу практически любая мама по голосу может определить, почему именно закричал ее малыш, хотя для других взрослых, которые не так часто общаются с этим ребёнком, это даже удивительно.
- Гуление.
Это универсальный язык детей со всего земного шара и первая попытка строить диалог со взрослым. Все эти подражания звукам речи, все эти «агу» становятся гораздо активнее, когда ребёнок видит маму или папу, хотя он вполне может гулить и сам по себе.
- Лепет.
Примерно в полгода речевое развитие ребёнка приводит к тому, что малыш начинает осваивать произношение слогов и постепенно наполняет их определенным смыслом. В дальнейшем из лепетных слогов будет уже складываться словарь ребёнка – сначала из простых слов с повторяющимися слогами, например «мама», «папа», «баба», а уже потом усваивает и более сложные слова.
- Слово.
Приближаясь к своему первому дню рождения, дети уже обладают возможностью произносить примерно 5-10 слов, хотя понимают гораздо больше – знают свое имя и имена родителей, как называются игрушки и картинки в книжках, каким словом обозначаются действия.
Хотя есть определенные нормы развития речи у детей в этом возрасте, важно помнить, что у каждого ребёнка срок появления речи индивидуален, и не стоит паниковать, если в 11 месяцев вы пока не дождались, чтобы ребёнок назвал вас «мама». Он может наверстать темп потом, и он даже сможет обогнать своих сверстников.
Средства речевого развития ребёнка от 0 до года
Первое и главное средство развития речи детей в этом возрасте – это общение. Ребёнок уже с рождения вслушивается в звуки окружающего мира, и речь взрослого для него очень важна, поэтому комментируйте свои действия, поощряйте каждую попытку малыша пообщаться с вами, и он обязательно вам ответит.
Развитие речи будет эффективнее, если вы будете использовать следующие средства:
- Чтение. Есть очень много сказок для самых маленьких, которые любят слушать дети. На стадии слогов вы можете пробовать читать по ролям – например, поиграть в «Гуси-гуси, га-га-га».
- Игрушки со звуком. Развитие ребёнка вряд ли можно представить без игрушек, а звучащие игрушки интересны всем детям.
- Тренировка губ и щек. Надувайте мыльные пузыри, сдувайте кусочки бумаги со стола, дуйте в дудочку – это интересные и полезные игры для детей.
- Пальчиковые игры. Всем известная «сорока-белобока» и подобные игры полезны для речи, так как мелкая моторика напрямую влияет на развитие речи ребёнка.
- Песенки и потешки.
- «Я тебя не понимаю». Конечно, многие мамы понимают собственного ребёнка и без слов, но ведь тогда у него не будет стимула осваивать эти самые слова! Поэтому иногда притворяйтесь, что не понимаете его жестов – например, скажите «Я не понимаю, на какую игрушку ты показываешь, скажи, что тебе дать?»
Особенности развития речи у детей от 1 до 3 лет
С каждым днем речь малыша совершенствуется: улучшается произношение звуков, становится больше запас используемых слов, отдельные слова складываются в простые предложения. С года до трех речевое развитие ребёнка проходит следующие этапы:
- От года до 2 лет ребёнок переходит от лепета к произношению слов, хотя многие звуки еще не очень совершенны. К двум годам большинство детей начинают использовать новое средство познания мира – простые вопросы. Малыш уже понимает, что для того, чтобы что-то получить от взрослого, лучше сказать это словами, и часто этим пользуется. Словарный запас составляет примерно 50-300 слов.
- С 2 до 3 лет речевое развитие ребёнка продолжается. Малыш активно пополняет свою копилку используемых слов, постепенно осваивая правильное произношение (поэтому не стоит слишком часто подражать неправильной речи ребёнка, хотя это и очень мило – ведь он повторяет все за вами). За год словарь ребёнка возрастает, и к трем годам составляет около 250-500 слов, которые начинают складываться в простые предложения.
Средства речевого развития ребёнка от 1 до 3 лет
Родители продолжают принимать активное участие в развитии речи малыша, и эти средства развития ребёнка будут им полезным подспорьем:
- Игры на развитие мелкой моторики.
Доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи у детей. Пальчиковые краски, пуговицы, бусины, рисование и все, что требует точных движений, будут полезны.
- Развитие речевого дыхания.
Мы произносим звуки на выдохе, поэтому важно, чтобы дети учились делать это тоже. Тренировать дыхание можно, сдувая пушинку с ладони, дуя на одуванчик на прогулке или выдувая мыльные пузыри.
- Ролевые игры.
Поиграйте с ребёнком в телефон, предложив понарошку позвонить деду Морозу или другому сказочному персонажу.
- Чтение.
Продолжайте читать с ребёнком, обсуждать прочитанное, задавать ему несложные вопросы о содержании.
Когда стоит обратиться к специалисту
Так как 2-3 года – лучший период для усвоения речи, именно тогда стоит подумать, правильно ли идет речевое развитие ребёнка. Поэтому обратите внимание на следующие значимые моменты:
- Отсутствие лепетных слов в год
- Невозможность ответить на простые вопросы, отсутствие слов в 2 года
- Неправильно определяет цвет и форму предмета, не задает вопросов, не умеет строить простые предложения в 3 года.
Развитие ребёнка важно для всех мам и пап, но нужно быть особенно внимательными тем родителям, ребёнок которых раньше наблюдался у невропатолога. К счастью, большинство детей любят заниматься с логопедом – ведь для них это не занятие, а интересная игра.
Особенности развития речи у детей от 3 до 7 лет
В 3-7 лет развитие речи у детей продолжается, и это особенно важно для того, чтобы к концу этого периода ребёнок был готовым к школе. Можно выделить следующие важные моменты:
- 4 года.
Малыш совершенствует произношение звуков, перестает путать шипящие. В речи активно используются предлоги и союзы, ребёнок может развернуто рассказать о чем-нибудь – ведь он использует уже целых полторы тысячи слов, а иногда и больше.
- 5 лет.
Ребёнок использует пойти 3 тысячи слов, среди которых представлены все части речи. Дети начинают употреблять обобщения – могут сказать, что помидоры и огурцы относятся к овощам, а пароход, машина и трамвай являются транспортом. Практически все слова и звуки произносятся правильно.
- 6-7 лет.
Словарь увеличивается дальше, ребёнок размышляет о том, как использовать слова, почему то или иное слово имеет определенный род. Дети начинают читать с выражением стихи, употреблять образные предложения.
Средства речевого развития ребёнка от 3 до 7 лет
В этот период особенно полезны комплексные средства развития ребёнка, например, составление рассказа по картинке. Игры типа «вопрос-ответ» также отлично подойдут для того, чтобы ребёнок научился говорить правильно. При этом вы можете не только задавать вопросы ребёнку сами – предложите ему поиграть в журналиста и взять интервью у вас, пусть он задает разные вопросы. Полезны загадки, ведь они не только развивают речь, но и положительно влияют на образное мышление. И, конечно, в этом возрасте уже можно осваивать скороговорки – это прекрасное упражнение для развития дикции.
Когда нужна помощь специалиста
Ребёнку, речь которого существенно отстает от норм, не только сложно общаться – ему будет сложнее учиться в школе. Поэтому обратитесь к логопеду, если:
- В 4 года ребёнок не умеет произносить звуки и даже группы звуков, не может выучить даже короткий стих, ему сложно запоминать новые слова, а при их произношении страдает слоговая структура.
- В 5-6 лет произносит звуки неправильно, не может согласовать слова в предложении, не умеет составлять рассказ по картинке.
- В 7 лет читает исключительно по слогам, меняет местами буквы в словах, пропускает некоторые.
Дети в раннем возрасте хорошо усваивают все новое, и речь – не исключение. Поэтому родителям важно общаться с малышом и заниматься с ним.