Часто врачи дают советы родителям детей-малоежек вовлекать их в процесс приготовления пищи, делать блюда более привлекательными, интересными, смешными и яркими. Стимулировать аппетит может и просмотр кулинарных передач и мультиков. Красивый пирог, яркие овощи могут пробудить аппетит даже у самого капризного и притязательного ребёнка. Но есть и обратная сторона медали — реклама, которая может стимулировать в детях совсем другой интерес и склонить их на темную сторону неправильного питания. О роли рекламы в выборе питания, новых исследованиях в этой области, расскажет MedAboutMe.
Авторитет родителей
Безусловно, у каждого ребёнка имеются свои предпочтения в еде: любимые блюда, которые быстро исчезают с тарелки, а чтобы дети съели другое, то нередко требуются танцы с бубнами. Именно родители — источник привычек, и именно им предстоит важная задача: привить ребёнку культуру питания, объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Нередко родители, осознавая всю ответственность перед детьми и зная о роли правильного питания, стараются дать ребёнку все самое лучшее, правильное и полезное, когда сами не спешат следовать заведенным правилам. Нередко звучат фразы: «Папе/маме можно, он/она уже большая, а ты еще маленький». И дети вынуждены есть «невкусную» манную кашу, а папа — наслаждаться салями. Где справедливость?
Многие специалисты говорят о том, что дети — губка, и именно от родителей они впитывают всю информацию; их поведение, привычки и действия помогают познавать и понимать этот большой и взрослый мир. Если в семье не заведено завтракать или, наоборот, то детям сложно даже представить, что где-то может быть по-другому. И таких примеров большое количество.
Многочисленные исследования показали, что именно семейная культура питания остается в ребёнке, и родители, поощряя или, наоборот, огораживая детей от «плохой еды», создают предпочтение и будущие принципы питания ребёнка. Но это в теории, на практике оказалось несколько иначе.
Кроме родителей, как источника знаний и направления в питании, имеются и другие мощные источники, которые могут перетянуть ребёнка на темную сторону, где есть печеньки. Но если без шуток, то картина действительно печальная.
Доктор Кристофер Фергюсон, доцент по поведенческим и прикладным наукам Техасского Университета, США, провел исследование. Его данные опубликованы в научном журнале о педиатрии. Доктор Кристофер Фергюсон и его команда установили, что просмотр рекламы влияет на выбор продуктов для детей. Хотя был отмечен и родительский авторитет, советы в выборе продуктов. Но, как не печально это звучит, их авторитет не может конкурировать с масштабным распространением фастфуда и его навязчивой рекламой.
Стоит отметить, что именно неправильное питание — основная причина такого распространения ожирения среди детей. Причем эта проблема затронула не только США, но и Россию.
Правильное или неправильное питание: сложный выбор
В исследовании приняло участие 75 детей и их родителей, возраст малышей от 3-х до 5-и лет. Детей разделили на 2 группы и отправили заниматься любимым делом: смотреть мультики. Всего было показано 2 одноименных мультика, но с рекламой. В первой группе была проиллюстрирована реклама неправильного питания, то есть фастфуда во всем его классическом великолепии: картошка фри, соус, кола. Во второй группе детям показали другую рекламу: кусочки овощей, соус, а также фруктовый сок.
Доктор Фергюсон отметил, что поощрение родителей и домашняя культура питания было способно снизить влияние рекламы на выбор детей, но оно оказалось не достаточно сильным, как ожидалось.
После просмотра мультиков, детям и их родителям были розданы купоны в ресторан быстрого питания, и малышу предстояло выбрать самостоятельно себе еду. Дети могли выбрать картофель фри либо же кусочки фруктов (яблоко) с соусом. На этом этапе в ход исследования предлагалось вступить родителям: одна группа должна была принимать выбор ребёнка, каким бы он не оказался, вторая группа должна была корректировать выбор, предложить другой, более полезный, и объяснить почему, но при этом не давить на ребёнка своим категорическим: «Как мама/папа сказал/а, так и будет!».
Результаты исследования оказались весьма интересными:
- более 70% детей, которым показали рекламу картофеля фри, выбрали именно его. Причем шли к своей цели направленно, и даже не рассматривали другие возможные варианты. В этом группе родители беспрекословно принимали выбор малыша;
- в группе детей, которые просмотрели рекламу картофеля фри, но чьи родители настаивали на более здоровом выборе, предпочли картофель в 55% случаев, и лишь 45% малышей вняли доводам родителей. Такие результаты сильно разочаровали исследователей, ожидались совершенно другие цифры;
- дети, которые смотрели рекламу с кусочками фруктов, и те, чьи родители оказались нейтральными к их выбору, в 46% случаев предпочли именно картофель;
- 33% детей, которые смотрели рекламу с ломтиками овощей и чьи родители настаивали на их покупке, в итоге остановили свои выбор на картошке фри.
Влияние рекламы и родителей на детей
Доктор Фергюсон отметил: согласно результатам исследования на детей имеют влияние рекламные ролики, и порой родители оказываются бессильными в их выборе. Но все же, нельзя недооценивать значение и роль родителей в становлении культуры питания, а также в выборе правильного питания, особенно в долгосрочной перспективе.
Запрещать рекламу фастфуда и других неполезных принципов питания, конечно, важно, но можно ли этого добиться? «При такой популярности бренда можно играть по тем же правилам, но добиваться других результатов», — отметил доктор.
Правильное питание может найти поддержку в рекламе, именно такие ролики нужно создавать. Также, реклама должна нацелено действовать против фастфуда, картошки фри и прочих продуктов и напитков, которые можно назвать опасными для полноценного роста и развития детей.
Безусловно, все внешние факторы определяют наши поступки, действия, стимулируют наши желания и побуждают к действиям. Дети оказываются более ведомыми и, можно сказать, воспринимают все с только им присущей детской наивностью и искренностью. Порой важна не сама картошка фри, а та игрушка, которая пойдет в подарок и будет упакована в коробочку. Именно родители в силах влиять на выбор ребёнка, создавать условия, где у малыша даже не возникнет мысли выбрать что-то другое.