Распорядок дня обязательно присутствует в жизни каждого ребёнка, посещающего дошкольное учреждение. Но дома родители не всегда соблюдают четкий режим, а утренние сборы и вечернее укладывание спать иногда становятся настоящим испытанием для нервной системы всех членов семьи. Но даже на собственном примере взрослые могут убедиться, что соблюдение одних и тех же ритуалов в определенном порядке помогает преодолеть утреннюю дремоту, собраться и начать благополучно новый рабочий день. Ребёнку в детстве эти ритуалы тоже могут сослужить большую службу, чтобы утро было не таким мучительным.
Для чего ребёнку распорядок дня
Многие дети, да и некоторые родители тоже часто воспринимают жесткий распорядок дня, как пустую формальность, призванную портить хорошее настроение. Утром и вечером такие мысли приходят в голову особенно часто. Первые часы после пробуждения тяжело даются очень большому количеству взрослых людей, а у маленьких еще недостаточно развита морально-волевая сфера, чтобы по звонку будильника или слову мамы встать и сразу заняться делами. Ну почему вставать нужно именно сейчас?! Вечером мы видим прямо противоположную картину — наконец позади остались уроки, веселье в самом разгаре, и уже нужно отправляться в постель? Нет, еще один последний мультик!
На самом деле в основе любого распорядка дел лежит задача сделать деятельность максимально комфортной и эффективной. Привязка порядка событий друг к другу и к определенному времени позволяет не тратить ресурсы нервной системы на организацию действий — все расписано, указано и не один раз повторено. Организм сам настраивается на необходимые процессы — так срабатывает условный рефлекс. Мысли «почему сейчас, а может, сначала что-то другое» просто не возникают, ведь и так понятно, как нужно действовать.
Распорядок важен в детстве
В дошкольных образовательных заведениях распорядок дня утверждается в соответствии с естественными биоритмами ребёнка. Утро начинается с плотного завтрака, чтобы нервная система получила свою порцию сложных углеводов, стимулирующих деятельность мозга. Потом следуют творческие или развивающие занятия, во время которых как раз будет активно задействована нервная система, получившая свежие силы. После этого следует прогулка на свежем воздухе — ребёнок нуждается в двигательной активности. После естественного выброса энергии организму нужны подпитка и отдых — это обед и дневной сон. Дальше следуют увлечения по вкусу — физические упражнения или групповые игры. И завершается все еще одной долгой прогулкой.
Так чередуются разные виды деятельности, чтобы активность была максимально эффективной. Ребёнок может долго привыкать к режиму в первые недели пребывания в детском садике, но потом он «войдет в колею» и даже дома в каникулы и праздники будет придерживаться режима группы — ему так удобнее. Но в школе ученик проводит всего несколько часов, и даже во время пребывания в группе продленного дня режим уже не так четко соблюдается. Это сказывается на общей организации: родители могут заметить, что дошкольника и поднять, и уложить было намного проще. Усталость от особенно активной интеллектуальной деятельности также сказывается — в школьном детстве ресурсов нервной системы расходуется намного больше, чем в дошкольном периоде. Для того, чтобы ребёнок меньше страдал утром и вечером, очень желательно ввести в его жизнь четкие ритуалы в утренние и вечерние часы.
Родители вводят утренние ритуалы
Самое подходящее время для знакомства ребёнка с ритуалами — это каникулы или любой перерыв в учебе. Родители должны объяснить ребёнку, для чего именно вводятся такие изменения в его жизни по утрам и вечерам, и желательно с самим ребёнком согласовать список событий. Это потом позволит проще преодолевать сопротивление, которое неизбежно возникнет. «Почему я сейчас должен делать зарядку?» «Но ты ведь сам согласился, что с утра тебе это нужно, и так будет лучше. Потерпи немного. Скоро это будет намного легче делать».
Ритуалы должны строиться вокруг обязательных дел, которые все равно необходимо будет исполнить. Просыпаться, конечно, довольно неприятно, если это делать по будильнику. Но, может быть, стоит заменить противный звон будильника на приятный мамин голос? Сразу после подъема, дабы избежать искушения прилечь полежать «буквально еще минутку», пусть родители сразу включат любимую музыку ребёнка — самое время переходить к утренней гимнастике. Нет необходимости изводить себя долгими упражнениями, пяти минут двигательной активности будет достаточно, чтобы ребёнок окончательно проснулся и осознал, что дальше начинается рабочий день.
После упражнений самое время посетить душ, а после этого переодеться в школьную форму и приступить к завтраку. Этой простой связки — подъем, гимнастика, водные процедуры, переодевание, завтрак — будет вполне достаточно на первых порах. Главное — н чьюе нарушать последовательность событий и не разрешать ребёнку затягивать какое-то из дел. На каждое отводится не больше 10 минут, а подъем должен быть еще короче. Поначалу будет непросто, особенно, если ребёнок привык совсем иначе проводить время по утрам. Но постепенно он сам заметит, что утренние дела делаются будто сами собой, и в школу ребёнок выходит бодрым и довольным.
Дети собираются в кровать
Вечерние ритуалы по большому счету призваны обеспечить ребёнку комфортное утро, так как благополучным оно может быть только после крепкого и качественного сна. А значит, ребёнок вечером должен вовремя лечь спать и быстро заснуть. Это не всегда бывает просто. Родители часто сталкиваются с тем, что ребёнок считает свое детство пройденным этапом: он уже не маленький, потому ему не обязательно рано ложиться спать, когда вокруг столько всего интересного. В конце концов, он столько трудился в школе и дома над уроками, что просто несправедливо прерывать теперь развлечения ради сна.
На эти провокации поддаваться не нужно. Да, школьник уже старше детсадовца, но детство его продолжается, и ему необходим здоровый сон в количестве не меньше девяти часов, а в начальной школе — десяти. Изменить утреннее время подъема нельзя, значит, и вечернее время отхода ко сну тоже определено. Но ребёнок может выбрать сам, при каких обстоятельствах он это время проведет.
Итак, чем заняться после ужина? Это в любом случае должна быть тихая спокойная деятельность, причем желательно, чтобы это время проходило без гаджетов и телепередач. Это большая нагрузка не только на глаза, но и на нервную систему ребёнка. Что же подойдет? Любимая настольная игра, паззл, может быть, интересная книжка. После этого ребёнок должен собрать портфель, подготовить одежду, которую наденет завтра, и принять душ. Это будет вечерняя связка — хобби, портфель, одежда, душ, и нарушать ее нельзя, но можно как-то поменять местами три первых мероприятия.
Если ребёнку сложно сразу лечь в постель и уснуть, можно ввести еще один ритуал уже после вечерних водных процедур. Тогда вся связка сдвигается на полчаса вперед, и после душа ребёнок получает тридцать минут на чтение. Он может читать сам или слушать аудиокнигу, а может быть, ему почитает кто-то из родителей. Не надо думать, что, если школьник уже умеет читать сам, то участие родителей в этом процессе излишне. Это не так: когда книжку читают папа или мама, это и эмоциональный момент семейного общении, и расслабляющая атмосфера, создающая состояние покоя и располагающая ко сну. А этого и требовалось достигнуть.