В предпоследний день уходящего июля мы отмечаем чудесный праздник, о котором не все знают — Международный день дружбы. Сегодня мы поговорим о том, как стать другом своему ребёнку и сделать его счастливым. Кто-то скажет, что счастливый ребёнок — это тот, у которого все есть. Но каждый вкладывает свой смысл в понятие «все есть». Интересно, каким образом можно не просто обеспечивать ребёнка всеми благами, а давать ему толчок для развития и роста?
Изобилие игрушек или богатая фантазия?
Наверняка многие родители замечали, что их ребёнку нечем играть, а игрушки в то же время некуда складывать. Изобилие товаров в магазине, большой соблазн купить все самые модные игрушки, желание обеспечить ребёнку счастливое детство приводят к тому, что уже к 5 годам дома не остается свободного островка от игрушек. Неужели, это действительно нужно?
Как ни странно, но дети тем меньше ценят свои игрушки, чем легче они им достаются. Красивые кукольные наборы и навороченные парковки для машинок, серии дорогих игрушек по мотивам любимых мультфильмов и интерактивные собачки завораживают детей буквально на несколько дней, а потом они все «скучают» и пылятся на полках. Родители недоумевают, почему так. Ведь они, в свою очередь, могут по пальцам пересчитать все свои игрушки из детства, которые никогда не надоедали.
Игра по-настоящему и надолго интересует ребёнка тогда, когда есть возможность для фантазии и реализации своих задумок. Именно поэтому «сварить суп» из песка, камней и одуванчиков оказывается гораздо занятнее, чем раскладывать в кукольные тарелки уже готовые резиновые и пластмассовые продукты. Самодельный кассовый аппарат из старого микрокалькулятора, нарисованные деньги и «подножный» товар на большее время завлекут юных предпринимателей, чем готовые наборы для игры «в магазин». Пара покрывал, накинутых на стол или на стремянку, обеспечат ребёнка «собственным жильем», а пара фонариков и выключенный в комнате свет только добавят веселых впечатлений и будут куда интереснее, чем новомодные палатки и вигвамы.
Пытливый ум вместо репетиторства
О репетиторах родители начинают задумываться еще с детсадовского возраста. С чем это связано? С первого класса и на детей, и на родителей нагоняется страх предстоящего ЕГЭ и сложности школьной программы. На каждом шагу говорится о том, как важно получить хорошее образование, которое приравнивается к безбедному будущему. Обесценивается работа простого учителя, превозносится репетиторство.
Если речь идет о временной необходимости подтянуть ребёнка по какому-либо предмету, о подготовке к экзамену или поступлению в ВУЗ, то проблемы нет. А вот постоянное репетиторство, да еще по нескольким предметам, некоторым детям очень мешает. Дело в том, что ребёнок привыкает к тому, что ему на дом «принесут» готовые знания. Родители начинают замечать проблему, если вдруг отказываются от репетиторства: становится очевидным, что самостоятельно ребёнок не может и «шага ступить».
Самое лучшее — обращаться к репетиторам только в случае острой необходимости: ребёнок не понимает определенные темы, много пропустил в школе по болезни, готовится к олимпиаде или «на носу» у него сложный экзамен. Наиболее важно следующее: научить ребёнка добывать дополнительную информацию. Где ее можно почерпнуть? Книги, энциклопедии, справочники, задачники, проверенные учебные сайты, видеоуроки, встречи с интересными людьми и другие источники знаний пусть и отнимают у ребёнка больше времени, но они заставляют его размышлять, анализировать, выделять главное и искать новое.
Книга — лучший гаджет для ребёнка
Современный ребёнок без планшета, смартфона или игровой приставки — редкость. Плохо ли это? С одной стороны, это здорово, когда ребёнок шагает в ногу со временем и развивается. С другой стороны, есть отрицательные последствия при чрезмерном увлечении гаджетами (начиная от неврологических нарушений и проблем со зрением, заканчивая психоэмоциональными сложностями).
Очень сложно найти ту грань, при которой от гаджетов будет больше пользы, чем вреда. Однако это реально, всего лишь выставив ребёнку четкие временные рамки по их использованию (это касается просмотра мультфильмов в том числе). А чем же занять ребёнка, кроме игрушек? Как его развивать, чтобы он не чувствовал себя обделенным?
Может кто-то отнесется к этой идее скептически, но дети очень любят интересные книги. Задача родителей — привить любовь к чтению собственным примером и обеспечить ребёнку выбор литературных произведений. Можно провести веселый эксперимент: вместо дорогого гаджета подарить ребёнку много хороших книг по его возрасту (художественных, научно-познавательных) и посмотреть, какая будет реакция на подарок. С дошкольниками и младшими школьниками лучше всего читать вместе, нарочно заканчивая чтение на самом интересном месте.
Веселые игры против игровой комнаты
репетиторам только в случае острой необходимости: ребёнок не понимает определенные темы, много пропустил в школе по болезни, готовится к олимпиаде или «на носу» у него сложный экзамен. Наиболее важно следующее: научить ребёнка добывать дополнительную информацию. Где ее можно почерпнуть? Книги, энциклопедии, справочники, задачники, проверенные учебные сайты, видеоуроки, встречи с интересными людьми и другие источники знаний пусть и отнимают у ребёнка больше времени, но они заставляют его размышлять, анализировать, выделять главное и искать новое.