03.02.2018 908

Роль народных сказок в развитии ребенка

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Народные сказки, которые принято читать маленьким детям начиная с 1-3 лет, отличаются постоянным повторением речевой формулы. Например, в сказке «Репка» постоянно идет повторение: «бабка за дедку», «жучка за внучку»... Для чего нужны постоянные повторения? Для развития ребенка.

Чем полезны народные сказки, как часто их читать детям и чем еще родители могут помочь малышу для его гармоничного развития, рассказывает MedAboutMe.

Структура сказок

Большинство народных сказок имеют общую структуру, и можно проследить постоянные повторения. Примером может следить не только «Теремок», но и, например, «Колобок» — «я от зайца/волка/лисы ушел и от тебя уйду».

С каждым повтором в сказках для самых маленьких ребят происходит усложнение, добавляются новые элементы, но при этом сохраняется структура, основная формула повествования. Как утверждают специалисты, это необходимо для развития ребенка, формирования основ алгебраической логики.

Есть мнение, что математика и все ее проявления — это изначальное стремление упорядочить окружающую действительность. И сказки являются наиболее удобной формой для впитывания и «переваривания» полученной информации детьми младшего возраста.

Если подробнее рассмотреть структуру сказок, то можно выявить некоторые математические закономерности. Например, в «Репке» это движение от меньшего к большему, в «Теремке» — наоборот. «Маша и Медведи» — структурированная сказка. В каждой части главная героиня встречается с набором предметов: маленьким, средним и большим. И уже к середине сказки дети могут помогать воспроизводить ее, делая связь между размером медведей и тех вещей, которыми пользовалась Маша.

Все эти примеры помогают формировать у ребенка логическое мышление, учиться выстраивать последовательности и причинно-следственные связи. Это простейшие модели, которыми можно пользоваться в других, более сложных ситуациях.

Сказки для ребенка

Сказки для ребенка

Родителям не обязательно использовать уже имеющуюся сказку, ее вполне можно придумать самостоятельно. Главное понимать формулу ее составления.

Самым простым вариантом будет «рождение» трех и более главных героев, которые как-то качественно отличаются между собой: большой/средний/маленький, старший/средний/младший, бабушка/мама/внучка и так далее. Затем необходимо дать героям последовательность действий, где каждый из них должен выполнить этот перечень. Родители не должны забывать и про мораль в сказке, поучительную составляющую.

Для большей наглядности, для лучшего развития ребенка можно визуализировать сказки: взять игрушки и дать им имена, совершать ими реальные действия. Главное, помнить, что чем младше ребенок, тем больше повторений ему требуется, чтобы не только запомнить, но и понять структуру и действия, которые выполняют герои.

Как родители могут разыгрывать сказки?

Визуализация сказки — то, что поможет ребенку адаптироваться, легче понять и заинтересоваться действом. У современных родителей есть огромное число возможностей визуализации. Это уже готовые объемные книги, которые не просто красочно оформлены, но и имеют звуковое сопровождение.

Родители могут создать собственные истории, прикрепляя картинки героев сказки с поверхности, или создать кукольный театр для малыша. Главное помнить: чем младше ребенок, тем объемнее и красочнее должно быть происходящее. Детям младшего возраста трудно длительно удерживать внимание на одном и то же, поэтому для детей до трех лет сказка не должна продолжаться более 20 минут. Стоит сделать перерыв и вернуться к приятному обучению позднее.

Постепенно родители могут привлекать ребенка к осуществлению действа, спрашивать, кто из героев подойдет помогать дедке вытаскивать репку, кто попросится в теремок или кто повстречается на пути колобка.

При визуализации сказки в виде картинок родители могут просить дать им картинку с бабкой, лисой или медведем, чтобы они заняли свое место в сказке и играли свою роль.

Развитие ребенка: от сказок к реальным задачам

Развитие ребенка: от сказок к реальным задачам

Примерно после 2-3 лет ребенок уже может сопоставлять предметы, определять их размер и форму, и сказки могут перерастать в нечто более сложное, например, в игру на сравнение признаков. Иллюстрацией наиболее удачного примера задачи на сравнение может стать история Маши и Медведей.

Перед ребенком нужно поставить картинки трех кроватей, стульев, чашек и ложек и, соответственно, трех медведей — папу, маму и малыша. Задача ребенка собрать предметы, предлежащие каждому члену семьи: папе Медведю — самую большую кровать, чашку, ложку, стул и т. д. Сами родители в этот момент могут воспроизводить сказку, напоминать, помогать ребенку. В процессе родители должны хвалить малыша, позитивно оценивать его достижения.

Развитие ребенка и помощь в формировании причинно-следственных связей должны соответствовать возрасту. Постепенно родители могут усложнять задачи, расширять объем предлагаемой для анализа информации. Например, просить ребенка не только сопоставить по размерам чашки/ложки, но и по цветам.

Можно отойти от народных сказок, придумать свои или воспользоваться стихами, считалочками, потешками. Рассказать о девочке Тане, которая любит играть синими шариками, а не красными. Можно и нужно играть не только с цветом, но и формой, размером, и усложнять задачу, к примеру, добавить элементы орнаментов на мячи.

Предметы разной формы, цвета и размера окажутся мощным стимулом для развития ребенка. По мере взросления можно эти же шарики использовать для другой игры в последовательности, постепенно чередуя 2 цвета шариков и давая ребенку возможность продолжить ряд, постепенно увеличивая гамму используемых цветов, например: красный, желтый, синий, красный, желтый… Каким должен быть следующий шарик?

Значение визуализации сказок

Кукольный театр, прикрепление картинок героев сказок к поверхности влияет не только на логическое развитие ребенка, но и стимулирует фантазию. По мере взросления ребенка можно усложнять задачу: выбрать несколько разных героев из сказок и постараться вместе составить историю или сказку с их участием, придумать историю и судьбу каждого героя.

Составлять сценарии, репетировать, придумывать слова и речи могут мама и ребенок, а когда папа придет с работы — показать ему представление. Таким образом можно тренировать не только фантазию, но и память с актерским мастерством. Главное — чтобы зрители были благодарными и увлеченными.