дети с СДВГ еще в возрасте до 4 лет уже отличаются от других малышей. По каким признакам можно заподозрить дефицит внимания и гиперактивность в раннем возрасте?
Обычно синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) не определяют до школьного или, реже, старшего дошкольного возраста. НоСДВГ или детская импульсивность?
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и на сегодня это одно из самых распространенных детских расстройств. Симптомы включают невнимательность, импульсивность и гиперактивность, но их проявления отличаются по выраженности.
СДВГ может быть как у детей, так и у взрослых, но симптомы всегда начинаются в детстве. Дети могут испытывать трудности с тем, чтобы спокойно сидеть, следовать указаниям взрослых и выполнять задания дома, в детском саду и школе.
В раннем возрасте практически все дети особенно активны и импульсивны, а кризисы самоопределения – настоящий двигатель непослушания и противоречий. Как отличить классические признаки становления характера и обычные детские истерики от симптомов СДВГ?
Ребёнок выделяется на фоне остальных
По сравнению с другими детьми их возраста детям с СДВГ часто бывает трудно, а порой почти невозможно посидеть неподвижно даже в течение нескольких минут.
Они не могут ждать своей очереди, например, в играх, где есть ведущий, выпаливают ответы или переходят к началу очереди, а еще могут говорить слишком много.
Маленькие дети с СДВГ невероятно активны все время. Большинство 4-летних детей вообще очень активны, но они успокаиваются, порой дремлют, сидят во время еды, могут заниматься тихими играми. Ребёнок с СДВГ все время находится в движении.
То, что отличает этих детей, – это степень и частота, с которой они гиперактивны и импульсивны. В сравнении с другими малышами эти дети – вечные двигатели, причем работающие в высоком темпе.
«Ужасные» детские истерики и СДВГ: когда связь есть?
Любой родитель или тот, кто проводит время с детьми, видел эти вспышки гнева. Большинство детей могут спорить, отказываться сотрудничать и время от времени не подчиняться взрослым.
Но когда этот гнев и враждебность случаются часто, приводят к проблемам с друзьями, в детском саду или дома, причины для беспокойства могут быть вполне оправданы. При этом надо уметь отличать «нормальную» истерику у малыша от проблемной. Как?
Типичная истерика может начинаться, когда маленький ребёнок устал, голоден или расстроен, или во время ежедневных ритуалов и процедур, таких как укладывание перед сном, прием пищи или одевание.
Что не нормально?
- Когда вспышка приходит из ниоткуда или настолько интенсивна, что ребёнок становится истощенным. От избытка эмоций и слез может даже начаться рвота. Если такие ситуации становятся регулярными, это маркер нездоровья.
- Не нормальна также враждебность по отношению к людям, предметам или к тому и другому вместе. Вполне возможно, что ребёнок захочет ударить или пнуть родителя из-за разочарования время от времени. Но когда это происходит более чем в половине истерик, может возникнуть проблема.
- Враждебность может быть и самонаправленной. Дети могут пытаться укусить себя, царапать кожу, биться головой, пораниться, ударив что-то.
- Ребёнку крайне сложно успокоиться. Не помогают популярные советы, попытки дать прокричаться, игнорирование, разговоры, крепкие объятия. Приходится постоянно уносить на руках из раздражающего окружения и заниматься «подкупом», обещать что-то подарить, дать, сделать – и так каждый раз.
- Многочисленные истерики: 10-20 вспышек гнева в месяц. Если это происходит пять раз в день, а потом наступает долгий перерыв (при этом малыш в целом здоров и хорошо себя чувствует), это тоже повод для беспокойства.
- Очень длинные истерики. Если они обычно длятся более 25 минут, это может сигнализировать о лежащей в их основе проблеме.
В чем могут быть причины таких «взрывов»? Специалисты говорят, что они могут быть связаны с СДВГ, высокой болезненной тревожностью на фоне неврозов, нарушением обучаемости, расстройством аутического спектра, проблемами сенсорного восприятия и так далее.
Так как СДВГ – самое частое нарушение из перечисленных (и может идти в комплексе с другими особенностями), в первую очередь внимание специалиста может быть направлено именно на этот синдром.
Как ставят диагноз СДВГ?
СДВГ – диагноз, который распространен в детском возрасте, но частота его зависит от диагностических критериев страны. Если рассматривать в целом, то это нарушение выявляют примерно у каждого десятого ребёнка, а в России примерно у одного из двадцати. Во взрослом возрасте оно сохраняется у 75% людей.
СДВГ диагностируется на основании симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Но невнимательность часто не так очевидна у дошкольников: многие занятия в этом возрасте не требуют оценки.
Иногда сами родители, а также воспитатели в детском саду или учителя в школе могут заподозрить, что у ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но подозрений даже специалистов в сфере работы с детьми недостаточно. Для постановки диагноза необходима полная оценка врача.
Чтобы поставить диагноз дошкольнику, врач будет собирать детальные описания поведения ребёнка от родителей. Хорошо, если будет также мнение воспитателей дошкольных учреждений или других взрослых, которые регулярно могут наблюдать за поведением ребёнка. Очень важно обсудить все симптомы с врачом, не преувеличивая и не утаивая особенности.
Просто потому, что какой-то ребёнок имеет некоторую избыточную активность и импульсивность, не значит, что у него СДВГ. Например, ребёнок, который расстроен из-за того, что у него есть проблемы со зрением, слухом или речью, может вести себя так же, как ребёнок с СДВГ.
Поэтому перед постановкой диагноза врач может назначить дополнительные обследования, чтобы исключить другие возможности.
Считается, что СДВГ – проблема в основном мальчиков. Однако в последнее время все чаще говорят о том, что многие девочки остаются не диагностированными, так как у них чаще данный синдром проявляется более сглажено: дефицит внимания есть, а гиперактивность и импульсивность не выражены.
Таких детей нередко зачисляют в разряд «мечтателей», «забывчивых», «вечных троечников», обвиняя в нежелании сосредотачиваться. В то время как причина проблемы – в дефиците внимания. И об этих особенностях тоже надо помнить и обращаться к врачу не только в случае гиперактивности, но и при неспособности ребёнка сосредоточится на чем-либо произвольно, особенно если это не проходит к школьному возрасту.