Наша повседневная жизнь не обходится без общения. Мы разговариваем дома, на работе, в общественных местах. Общение дает нам возможность узнать новую информацию, получить ответы на вопросы, проявить эмоции. А чтобы процесс коммуникации с другими людьми был приятным и плодотворным для всех, необходимо владеть умением успешного разговора. Поэтому полезным приемам общения с людьми обучает наука психология.
Психология, этапы и функции процесса общения
Эффективное общение дает возможность наладить контакт с различными людьми, разрешить проблемные ситуации. По своим функциям коммуникативный процесс — это форма проявления сущности человека, соединение в коллективе людей. Также общение является важной жизненной потребностью личности, условием благополучной жизнедеятельности людей. С помощью него люди передают свои знания и умения, понимают эмоциональное состояние друг друга, демонстрируют одобрение, похвалу или порицание, неодобрение.
При этом общение состоит из нескольких этапов, которые выделяет психология. Для того чтобы сообщить или узнать какую-либо информацию, человеку необходимо вступить в контакт с другими людьми. Здесь и возникает потребность в общении. Дальше человеку необходимо сориентироваться в целях и ситуации будущего диалога. Затем надо учесть индивидуальные психологические особенности личности собеседника. Планировать содержание разговора нужно начинать с выбора конкретных фраз, тона, поведения при беседе. А во время общения уже появится восприятие и оценится ответная реакция человека. И чтобы контакт с собеседником был установлен, необходимо следить за эффективностью вашего общения.
Но если нарушается какой-либо этап, то для говорящего будет сложно получить желаемый результат. Общение будет неэффективным. А умения, которые помогают достичь обратного, в психологии называются социальным интеллектом или коммуникативной компетентностью. Чтобы знать и использовать приемы успешного общения с людьми, необходимо воспринимать не только речь человека, но и разбираться в невербальных выражениях его мыслей — мимике, жестах, позах и других двигательных действиях, которые он применяет во время разговора. Таким образом, зная особенности поведения собеседника, мы сможем повлиять на психологию отношений с ним.
Психология эффективного общения и ее приемы
Психология общения включает в себя несколько основных правил, а главным является соединение в общительном процессе речи и невербальных выражений говорящего. При общении между собой людьми воспринимается не сухая информация, а непрерывный ее поток со всеми дополнительными деталями. Поэтому психология общения с людьми базируется на обмене с собеседником и информацией, и эмоциями. А для того, чтобы хорошо понимать, что говорит человек, его эмоциональное состояние, стиль разговора, специалисты по психологии советуют развивать собственные способности к коммуникации. Здесь рекомендуется использовать определенные приемы.
- Быть наблюдательным
Это значит, что при беседе надо замечать элементы поведения, речи, жестов, стиль одежды собеседника. Благодаря этому можно быстро подобрать тон разговора и найти много общего.
- Подстраиваться под собеседника
Находясь в диалоге с человеком, можно научиться подстраиваться под него на уровне интуиции.
- Расширять свой кругозор
Осведомленность о последних событиях, новостях, интересных фактах, полезных советах, умение преподнести знания другим людям даст возможность стать интересным собеседником.
- Различать эмоциональное состояние собеседника, контролировать свои эмоции
Эта способность станет основным моментом в понимании и эффективном взаимодействии с людьми. Ориентация на эмоции, состояние души, склонность к эмпатии приведет к полному взаимопониманию в процессе общения.
- Искренне улыбаться
Простая улыбка непременно расположит к себе человека, ему будет приятно общение с позитивно мыслящим собеседником.
Проявлять активное слушание и не перебивать говорящего
Замечания позволительно делать иногда, при этом собеседник должен чувствовать ваш постоянный интерес к тому, что он говорит. А в том случае, когда тема общения стала неинтересной, лучше перенаправить разговор в иное русло с помощью вопросов.
- Быть честным
Психология отношений подразумевает чистосердечность. Не нужно использовать обман, ложь в разговоре. Иначе собеседник это почувствует, и доверие к вам будет утрачено. Или же вы сами можете проболтаться, что приведет к неприятной ситуации. Поэтому, если нет желания рассказывать правду, то лучше просто промолчать.
- Уметь хранить секреты
Если собеседник доверил вам какую-то информацию и пожелал, чтобы она сохранилась в тайне, то нужно сохранить все в секрете. Иначе вы прослывете болтуном, а такие люди всегда отталкивают и настораживают.
Соблюдать правила этикета и общепринятых норм общения
Эта составляющая является одной из главных в коммуникативном процессе.
Благодаря этим приемам можно научиться добиваться желаемых результатов в деловой сфере, личной и общественной жизни. Именно поэтому следует изучать психологию общения. Ведь она тесно связана с человеческими отношениями.
Взаимосвязь особенностей психологии общения и психологии отношений
Специалистами по психологии доказано, что главной составляющей в любых отношениях выступает общение, основанное на честности и прямоте. Доверие может укрепиться только тогда, когда двум людям комфортно общаться между собой, они спокойно могут выразить собственные эмоции, желания, опасения. Таким образом, существует неразрывная связь психологии общения и психологии отношений людей, которая имеет свои законы. Огромное значение в коммуникационном процессе отводится невербальным сигналам. По этой причине следует уделять много внимания поддержке физической близости. Восприятие с помощью телесных прикосновений и движений — это базовая часть существования человека и психологии отношений. А жизнь, в которой отсутствуют физические контакты с другими людьми, полна одиночества. Так, нежное прикосновение способно повысить уровень окситоцина в человеческом организме. Именно этот гормон влияет на образование наших привязанностей и связей.
Из этого становится понятным, что психология отношений связана с процессом общения. Все отношения между людьми реализуются с помощью коммуникации. Нами устанавливаются связи с окружающими, строятся отношения с друзьями, близкими, коллегами, знакомыми. Поэтому общение и занимает место единственного средства для создания и развития различных человеческих отношений.