Дети рождаются с весьма ограниченными навыками. Но скорость их развития поражает: каждый день появляются новые умения и знания. И хотя знания и восприятие малышей отличаются от наших взрослых мыслей, их этапы развития можно увидеть. Наблюдение за грудничками — это возможность выявить, что малыш уже понимает и что он может делать. Рассказываем, как ребёнок учится владеть телом, и почему это умение — значительная часть интеллекта.
Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения
Все дети разные. Особенности темпераментов, наследственная, генетическая предрасположенность влияют на этапы индивидуального становления. Но общие принципы развития одинаковы для всех, и их знание помогает родителям и тем, кто ухаживает за ребёнком, понимать детей быстрее и лучше.
Самый первый этап развития сенсомоторного интеллекта, как ни удивительно, начинается еще в мамином животе. А заканчивается с официальным окончанием периода новорожденности, когда малышу исполняется месяц. Что младенец умеет и «думает» в это время?
На этом этапе ребёнок учится осознавать свои рефлекторные движения, управлять ими пока не получается, зато можно эмоционально реагировать. Это этап «Ух ты, как я могу!»
Развитие в этом периоде очень важно: ребёнок совершает рефлекторное движение, ощущает его, и кора его головного мозга фиксирует связь между ощущением и действием. А еще развиваются эмоции, пока базовые. Пальчики прикоснулись к щечке — это приятные ощущения и радость. Собственная ладошка шлепнула по носу — это неприятно и досадно.
В первый месяц малыш в основном занимается сосанием, это — базовая деятельность новорожденного. И она тоже помогает развитию: приходится учиться различать «сосательное» и «питательное». Грудь мамы — и сосательная, и питательная. А свои пальчики, край пеленки, пустышка — сосательные, но вот питания от них не дождаться.
Чтобы развитие не замедлялось, не практикуйте тугое пеленание как минимум в период бодрствования. Ребёнку важно учиться двигать ручками и ножками и понимать, как это происходит. Это — основа сенсомоторного (чувственно-двигательного) интеллекта.
От месяца до четырех: второй этап развития малыша
На этом этапе малыш осваивает навыки приспособления и повторения наработанных сенсомоторных умений.
Навык приспособления довольно непрост для таких крох. Он помогает не просто сосать то, что попадает в рот случайно, но уже осознанно доносить до губ пальцы и даже различные вещи. Это — результат сложного координаторного акта. К концу этапа различные предметы, игрушки не просто засовываются в рот, как получится, но поворачиваются удобной стороной, чтобы эффективнее исследовать их губами и языком. А на базе исследования развивается мышление, конструирующее образ вещи, сводится воедино зрительное восприятие и сенсорное.
А еще многообразные и постоянные движения языком готовят ротовую полость к началу жевания.
Первые умения по координации и фокусированию зрения помогают лучше видеть игрушки и мамино лицо, а еще — улыбаться при узнавании. Это тоже очень непростой акт, требующий соединения глазодвигательных навыков, распознавания образов и эмоциональной реакции. Огромный шаг по сравнению с умением новорожденного!
Движения конечностей становятся менее хаотичными. Можно видеть, как малыш ищет новые ощущения и повторяет приятный опыт. Удалось дотянуться до пальчиков ноги или даже подтянуть их к лицу? Надо повторить это еще раз, и еще! Так дети не только развивают мышцы, но и формируют мысленную и тактильную карту тела, осознавая собственные границы.
В этот период также важно не ограничивать физическую активность, а еще — стимулировать зрительный контакт, чаще находиться рядом, улыбаться, трогать, гладить детей, «тетешкать».
Ребёнок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду
Теперь малыш помнит не только лица родных, но и игрушки и предметы. Дети начинают узнавать любимые игрушки и пытаются добраться до интересных вещей самостоятельно. Это — исследование внешней среды, ребёнок учится двигаться и получать впечатления по своей инициативе, а не только воспринимать предложенные взрослыми развлечения.
Чем еще интересен этот этап, кроме залезания во все ящики, шкафы, попыток стащить все с полок и открыть закрытое?
- Начинается формирование первых представлений об окружающем мире, и как в нем что происходит.
- У детей появляются первые предпочтения и привычки, связанные не только с питанием (как было раньше).
- Режим дня становится более стабильным. Более того, ребёнок находит успокоение в повторении ритуалов в одни и те же часы.
Мешать исследованию окружающего пространства не стоит, а вот обезопасить ребёнка необходимо. Специальные защелки на дверцах с бытовой химией, острыми предметами, накладки на плиту и розетки помогут защитить любопытного кроху от ненужных контактов.
Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей
Это — четвертый период развития сенсомоторного интеллекта. Родители наблюдают все больше преднамеренных действий (и их последствия). Малыш видит предмет, ставит цель «завладеть» и достигает ее или требует выдать желаемое, если оно недоступно для его роста. Четкое целеполагание и уверенность в том, что интересующий предмет должен принадлежать ребёнку немедленно, вызывают первые конфликты между желанием и возможностями.
Еще в этом возрасте дети уже осознают порядок действий (приготовления к принятию пищи, ванны, прогулке), понимают, что означает надевание шапки или полотенце в руках у родителей и умеют прогнозировать простые события по первым признакам. А еще развивается способность отделять происходящее по воле другого человека от своих действий, это первый шаг к самоидентификации, осознания себя как отдельной личности.
Сроки всех этапов указаны примерно, для ориентира в стадиях развития ребёнка. Они помогут понять малыша и помочь ему развиваться активнее и без помех. Однако если признаки нового этапа не проявляются в течение нескольких недель, то необходимо обратиться за консультацией к врачу: задержка сенсомоторного развития в первый год — симптом вероятных патологий, которые нужно срочно диагностировать и лечить.