Сенсомоторный интеллект: дети от рождения до года

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети рождаются с весьма ограниченными навыками. Но скорость их развития поражает: каждый день появляются новые умения и знания. И хотя знания и восприятие малышей отличаются от наших взрослых мыслей, их этапы развития можно увидеть. Наблюдение за грудничками — это возможность выявить, что малыш уже понимает и что он может делать. Рассказываем, как ребёнок учится владеть телом, и почему это умение — значительная часть интеллекта.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Все дети разные. Особенности темпераментов, наследственная, генетическая предрасположенность влияют на этапы индивидуального становления. Но общие принципы развития одинаковы для всех, и их знание помогает родителям и тем, кто ухаживает за ребёнком, понимать детей быстрее и лучше.

Самый первый этап развития сенсомоторного интеллекта, как ни удивительно, начинается еще в мамином животе. А заканчивается с официальным окончанием периода новорожденности, когда малышу исполняется месяц. Что младенец умеет и «думает» в это время?

На этом этапе ребёнок учится осознавать свои рефлекторные движения, управлять ими пока не получается, зато можно эмоционально реагировать. Это этап «Ух ты, как я могу!»

Развитие в этом периоде очень важно: ребёнок совершает рефлекторное движение, ощущает его, и кора его головного мозга фиксирует связь между ощущением и действием. А еще развиваются эмоции, пока базовые. Пальчики прикоснулись к щечке — это приятные ощущения и радость. Собственная ладошка шлепнула по носу — это неприятно и досадно.

В первый месяц малыш в основном занимается сосанием, это — базовая деятельность новорожденного. И она тоже помогает развитию: приходится учиться различать «сосательное» и «питательное». Грудь мамы — и сосательная, и питательная. А свои пальчики, край пеленки, пустышка — сосательные, но вот питания от них не дождаться.

Чтобы развитие не замедлялось, не практикуйте тугое пеленание как минимум в период бодрствования. Ребёнку важно учиться двигать ручками и ножками и понимать, как это происходит. Это — основа сенсомоторного (чувственно-двигательного) интеллекта.

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

На этом этапе малыш осваивает навыки приспособления и повторения наработанных сенсомоторных умений.

Навык приспособления довольно непрост для таких крох. Он помогает не просто сосать то, что попадает в рот случайно, но уже осознанно доносить до губ пальцы и даже различные вещи. Это — результат сложного координаторного акта. К концу этапа различные предметы, игрушки не просто засовываются в рот, как получится, но поворачиваются удобной стороной, чтобы эффективнее исследовать их губами и языком. А на базе исследования развивается мышление, конструирующее образ вещи, сводится воедино зрительное восприятие и сенсорное.

А еще многообразные и постоянные движения языком готовят ротовую полость к началу жевания.

Первые умения по координации и фокусированию зрения помогают лучше видеть игрушки и мамино лицо, а еще — улыбаться при узнавании. Это тоже очень непростой акт, требующий соединения глазодвигательных навыков, распознавания образов и эмоциональной реакции. Огромный шаг по сравнению с умением новорожденного!

Движения конечностей становятся менее хаотичными. Можно видеть, как малыш ищет новые ощущения и повторяет приятный опыт. Удалось дотянуться до пальчиков ноги или даже подтянуть их к лицу? Надо повторить это еще раз, и еще! Так дети не только развивают мышцы, но и формируют мысленную и тактильную карту тела, осознавая собственные границы.

В этот период также важно не ограничивать физическую активность, а еще — стимулировать зрительный контакт, чаще находиться рядом, улыбаться, трогать, гладить детей, «тетешкать».

Ребёнок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Ребёнок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Теперь малыш помнит не только лица родных, но и игрушки и предметы. Дети начинают узнавать любимые игрушки и пытаются добраться до интересных вещей самостоятельно. Это — исследование внешней среды, ребёнок учится двигаться и получать впечатления по своей инициативе, а не только воспринимать предложенные взрослыми развлечения.

Чем еще интересен этот этап, кроме залезания во все ящики, шкафы, попыток стащить все с полок и открыть закрытое?

  1. Начинается формирование первых представлений об окружающем мире, и как в нем что происходит.
  2. У детей появляются первые предпочтения и привычки, связанные не только с питанием (как было раньше).
  3. Режим дня становится более стабильным. Более того, ребёнок находит успокоение в повторении ритуалов в одни и те же часы.

Мешать исследованию окружающего пространства не стоит, а вот обезопасить ребёнка необходимо. Специальные защелки на дверцах с бытовой химией, острыми предметами, накладки на плиту и розетки помогут защитить любопытного кроху от ненужных контактов.

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Это — четвертый период развития сенсомоторного интеллекта. Родители наблюдают все больше преднамеренных действий (и их последствия). Малыш видит предмет, ставит цель «завладеть» и достигает ее или требует выдать желаемое, если оно недоступно для его роста. Четкое целеполагание и уверенность в том, что интересующий предмет должен принадлежать ребёнку немедленно, вызывают первые конфликты между желанием и возможностями.

Еще в этом возрасте дети уже осознают порядок действий (приготовления к принятию пищи, ванны, прогулке), понимают, что означает надевание шапки или полотенце в руках у родителей и умеют прогнозировать простые события по первым признакам. А еще развивается способность отделять происходящее по воле другого человека от своих действий, это первый шаг к самоидентификации, осознания себя как отдельной личности.

Сроки всех этапов указаны примерно, для ориентира в стадиях развития ребёнка. Они помогут понять малыша и помочь ему развиваться активнее и без помех. Однако если признаки нового этапа не проявляются в течение нескольких недель, то необходимо обратиться за консультацией к врачу: задержка сенсомоторного развития в первый год — симптом вероятных патологий, которые нужно срочно диагностировать и лечить.

Он-Клиник
6 филиалов
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.

Читайте также

Как правильно держать новорожденного
Какие особенности организма у младенцев? Как правильно держать новорожденного?
Как наладить сон грудничка?
Как можно повлиять на режим сна грудничка, какие явления во сне считаются нормой, что делать, если грудничок не спит, и какая поза для сна безопасна?
Топ-6 гаджетов для родителей маленьких детей
Готовитесь к рождению малыша? Узнайте, какие гаджеты по уходу за новорожденными будут вам полезны.
Всё, что вам нужно знать про 5 чувств малышей
Что видит и слышит малыш, когда рождается? Как он распознаёт вкусы и запахи? Все о восприятии на первом году жизни.
Стадии развития интеллекта ребенка в раннем возрасте
Стадии развития детского интеллекта: сенсомоторная, дооперационное и конкретное мышление. Как думает ребенок в ранних возрастных периодах?
Что лучше для ребенка: пеленание или одежда?
Пеленки или одежда: что полезнее ребенка? Плюсы и минусы свободного пеленания.
Опубликовано 23.09.2018 17:04, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией