В последние годы Испания среди европейских стран устойчиво занимает третье место по популярности образовательной системы для детей-иностранцев. Родителей школьников привлекают ее структурные особенности и специфика преподавания. При этом школьная система Испании, считающаяся в мире одной из самых демократичных и открытых для всех учеников, удивительно похожа на российский формат образования. MedAboutMe предлагает сравнить общие правила, права, обязанности и постулаты обучения в разных странах.
Ступени образовательного процесса в Испании
Образовательная система Испании подразделяется на 4 этапа:
- дошкольная стадия, включающая «ясли» от 0 до 3-х лет, и предшкольный курс от 3 до 6;
- базовый этап: начальные классы от 6 до 12 лет, средние от 12 до 16 лет;
- старшие классы Bachillerato, которые, как и в Роccийской Федерации, не включены в обязательную схему, но нужны для поступления в ВУЗ, или профессиональное обучение (техникум);
- высшее образование.
Детские сады: Infantil и Preescolar
Детский сад не является обязательной частью образования, в отличие от большинства других стран Европы. Можно спокойно пропустить предшкольную подготовку и пойти в первый класс наравне с остальными учениками.
Более того, государство не в состоянии предоставить всем испанским детям место в садике: сегодня на 1 млн. детей приходится 300 000 мест в яслях и садах, при этом более половины мест обеспечивают частные дошкольные заведения. Муниципальных садиков катастрофически не хватает.
Католические детские сады при религиозных школах, которых также весьма немного в сравнении с количеством малышей, предъявляют к родителям набор достаточно строгих требований перед зачислением в сад. Дисбаланс спроса и предложения приводит к появлению большого количества «подпольных» яслей и детсадов, организованных на дому и не особенно заботящихся о следовании установленным правилам гигиены или стандартам воспитания. А те родители, кто хочет видеть ребёнка «официальным детсадовцем», вынуждены принимать меры фактически еще до рождения детей.
Стоимость пребывания в детских садах и образовательно-воспитательные программы варьируются в зависимости от типа учреждения: в муниципальных садиках все — за счет государства, в частных цены варьируются от 350 до 500 евро в месяц, что вполне приемлемо на фоне других европейских стран.
Программы могут различаться в зависимости от поддерживающего детское учреждение фонда или организации. В «стандартный пакет» входят танцы, музыка, обучение чтению и азам арифметики, логика, компьютерная грамотность и этика.
Режим дня и время пребывания также зависят от учреждения, обычно у родителей есть выбор: от 6 до 10 часов в группе, наиболее распространен формат рабочего дня с 9.30 до 17.00, включающий обед и полдник, без завтрака. И «тихого часа» тоже может не быть в расписании.
Educacion General Basica или обязательный этап образования
Широко известный космополитизм испанской образовательной системы объясняется обязательным образованием для всех детей: даже ребёнок нелегальных мигрантов обязан посещать школу, для этого его родителям надо получить только на жительство.
При зачислении российских детей в Испании пытаются оценивать аттестат из предыдущего места обучения, но, по факту, особенного значения он не играет: в государственную школу возьмут всех.
После переезда мы выбрали для ребёнка конкретную муниципальную школу из небогатого предоставленного набора всех доступных по месту регистрации. Для записи потребовалось распечатанное электронное подтверждение из Министерства Образования, две фотографии и 6 евро для оформления документов. А в школьной комиссии потребовали оценки из предыдущей школы, которые у нас, конечно, были в аттестате, но на русском языке. А помимо другого языка в Испании еще и иная система отметок, десятибалльная, так что наши пятерки с трудом тянули на тройку.
В итоге мы показали то самое подтверждение из МинОбраза, где ни слова не было про оценки-отметки-аттестаты, и ребёнка зачислили без особых препятствий.
Базовая, обязательная для всех ступень образования, включает детей от 6 до 16 лет. По окончании ученик получает свидетельство о среднем образовании и волен идти работать или продолжать обучение.
В начальной школе, длящейся 5 лет, большинство предметов преподает один учитель. С ним дети изучают «блоки», установленные Статьей 18 Органического Закона об Образовании. В эти блоки входят изучение родного языка и литературы, математика, природоведение как база географии и естественных наук, музыка (обязательно на флейте!) и физическая культура.
С 8-летнего возраста начинается изучение иностранного языка во всех школах Испании. Как правило, это английский или французский. При этом в некоторых регионах страны он может быть уже третьим языком: первым будет, в зависимости от месторасположения школы, каталонский, бакский, галисийский), вторым — непосредственно испанский.
Преподавание иностранных языков даже в государственных школах чаще всего ведется носителями языка, сертифицированными преподавателями из других стран. Если школа международная и дает образование в соответствии с системой другой страны (и таких школ немало, есть британские, французские, германские школы, выдающие два диплома по окончании — местный и оригинальный), то весь персонал, вплоть до повара в столовой, будет «натуральным носителем» языка. Метод погружения в языковую среду считается очень эффективным.
В средней школе (Educacion Secundaria), состоящей из 4 курсов, преподавание, как и в России, ведется учителями разного профиля. Добавляются такие предметы, как география и история («науки о социуме»), физика, биология и химия (блок естественных наук), технология, включающая черчение и информатику, искусство. По факту изучаемых наук столько же, а предметов и отметок за них — меньше.
Распорядок дня
Уроки длятся 55 минут, в начальной школе их, естественно, меньше, в средней — больше. В начальных классах учебное время — с 9 до 12 часов и с 15 до 17. Днем традиционно перерыв на обед и «сиесту», послеобеденный отдых. В перерыв можно уйти на обед домой или воспользоваться школьной столовой.
В крупных городах часто учебный день не включает такой длинный перерыв: дети учатся с 9 до 14 с обеденной переменой, а по договоренности можно приходить в школу раньше и завтракать.
График работы школы согласовывается с родителями, при этом неизменно сентябрь и июнь, месяца после и до каникул — укороченные, школьники учатся только в первой половине дня.
В связи с повышением количества детей, страдающих ожирением, испанские власти в 2017 году пересмотрели правила питания в школах и составили новые рекомендации, ограничивающие количество жиров в пище и направляющие рацион в сторону более сбалансированного и «здорового».
В средних классах учебный день начинается в 8-30-9 часов и длится до 15.00. Время также может варьироваться в зависимости от места расположения учебного заведения и школьных распорядков.
«Продленка», или группа продленного дня, actividades extraescolares — еще одно отличие испанских школ, близкое российским родителям. Оставаться в школьных стенах можно до 9-10 часов вечера, как правило, в это время ученики занимаются в кружках, спортивных секциях и выполняют домашние задания. Как и в России, в Испании продленка платная. Зато оставаться в своей школе не обязательно, можно, например, посещать внешкольные занятия в международных учебных заведениях для дополнительного изучения других языков или ходить, к примеру, в Академию тенниса.
Домашние задания, при этом, абсолютно нормальная практика. В отличие от школ Нидерландов, Франции, «домашку» задают даже в начальных классах. Правда, объёмы ее меньше, чем у российских школьников: не более 20% от материала, пройденного за день.
Обучение в государственных школах — бесплатное. Родители покупают учебники, тетради, форму, в общей сложности на 300 евро в год. Нуждающимся учебники могут предоставляться в «аренду» школой.
Есть второй тип школ: они основываются различными фондами и организациями, следуют государственной программе и частично содержатся за счет бюджета. Стоимость обучения платная, но не как в частных учебных заведениях — до 300 евро в месяц.
Цены за частное образование зависят от школы и перспектив, которые выпускники получают по окончании, и могут достигать 1000-1200 евро в месяц.
По свидетельствам родителей, полностью бесплатные и частично платные школы не сильно отличаются по качеству образования.
О частных школах я знаю немного, это для нас дорогое обучение. А вот «частично-платные» рассматриваем на следующий год, как вариант для сына. Хотя, насколько я поняла, образование там примерно такое же, преподаватели не лучше, чем в государственных. Немного отличается оборудование, выше требования к дисциплине и поведению, ну и плата за обучение создает «входной барьер», дети с улицы, иммигранты без языка туда не попадают, что в целом сказывается на уровне знаний.
Далеко не все испанцы стремятся попасть в такие школы, кстати. У нас есть знакомая семья, где родители — преподаватели в университете. Их дети учатся в обычной бесплатной школе, так как знания там на том же уровне, только за порядком больше следят. А родители сами занимаются в weekend (в выходные дни) с детьми дополнительно.
Экзамены и второгодники
Еще совсем недавно в Испании отсутствовал единый стандарт среднего образования, и выпускники выбирали между продолжением базового курса для поступления в ВУЗы, и профессиональным образованием, дающим возможность заниматься физическим трудом или ручной работой, минимальным уровнем подготовки для рабочих специальностей.
С введением обязательного среднего образования возможности значительно расширились, однако появились и обязательные экзамены. Помимо тестов в течение учебного года и по окончании каждого триместра, в конце года надо сдать экзамен-тест по каждому предмету. И да, можно остаться на второй год, если есть «задолженности»: больше двух в целом, или одновременно по испанскому языку и математике. Такой переводной экзамен имеет большее значение, чем отметки в течение года. И итоговая «десятка» выставляется учебной комиссией по результатам комплексной оценки: как школьник трудился, как сдал тесты.
Пересдать можно летом или в сентябре, однако второгодники — явление довольно обычное, и социального клейма на ребёнка, не успевшего за год освоить положенную программу, никто не вешает. Не догнал в этом году — догонит в следующем, а не догонит — перейдет в следующий класс с «хвостом», дольше двух лет на одном курсе задерживаться не положено. Таким образом среднее образование можно закончить в 14 лет, а можно в 16, и около 30% учатся дольше положенного.
В старших классах строже: если не сдать экзамены по всем изученным предметам, диплом не дадут.
Родители видят отметки раз в триместр, в аттестационном листке. А вот с прогулами сложнее: есть журнал, в котором записывают причины отсутствия ребёнка, и немало испанских школьников сами расписывают, где и по какой причине они гуляли во время географии, подделывая подписи родителей.
По окончании старших классов выпускные экзамены являются и вступительными в университеты. В эти два последних курса происходит четкое разделение: школьники выбирают предметы, необходимые для будущего образования, специализируются по ним, и, соответственно, сдают тесты. Общая оценка складывается из двух составляющих: сам экзамен Selectividad составит 40% финальной отметки, а средний балл за весь курс Bachillerato даст еще 60%.
В разных ВУЗах разные требования: самые высокие — к будущим врачам, общий балл для поступления в медицинский университет должен быть не ниже 9,5. Ну а если баллов не хватает, можно подать документы в частный университет, где стоимость обучения выше, зато требования мягче, или так же, как и российские выпускники, уехать учиться в провинцию, поближе к морю или, наоборот, в горные районы.