Систему образования в Соединенных Штатах Америки относят к наиболее прогрессивным и нацеленным на практические потребности в быстро развивающемся обществе. Европейские системы формировались изначально на базе религиозных образовательных учреждений (церковно-приходских школ), а Америка всегда отличалась практицизмом. Основные цели образования — самостоятельный выбор возможностей и направлений обучения еще в средней школе, воспитание в духе демократии, патриотизма и формирование навыков отстаивать свою точку зрения, активно проявлять свою личность. Это в теории, а как на практике обстоят дела в школах США, рассказывает MedAboutMe.
Куплю дом рядом с престижной школой
Школьное образование в США действительно может удовлетворить практически любые желания. Правда, при паре условий: с особыми запросами надо или иметь одаренного ребёнка, или хорошую финансовую «подушку». За хорошее образование с прекрасными учителями, набором самых разнообразных курсов и оборудованием школы (а также ее территории) надо платить.
Это не означает отсутствия выбора в бесплатных, государственных школах. Есть прекрасные общеобразовательные учреждения, которые подойдут под потребности конкретного ребёнка (и возможности родителей), и к их выбору относятся весьма ответственно.
Так, при зачислении в школу (первый класс начинается в 6 лет) родители имеют право выбирать из 3 школ, относящихся к их микрорайону. И если район не богат в буквальном смысле слова, то вероятность наличия хорошей школы будет достаточно невысока. Почему?
В финансировании школ задействован государственный бюджет и муниципальный, составляющий большую часть. То есть буквально: налоги на недвижимость людей, проживающих рядом, влияют на уровень школы. При этом уровень школы оказывает обратное воздействие: чем лучше образование в данной местности, тем дороже недвижимость. Известны ситуации, когда даже бездетные жители голосовали за повышение отчислений из муниципальных фондов в счет образования, так как это повышает привлекательность локальных школ и, соответственно, поднимает цены на землю.
Многие родители выбирают место жительства в зависимости от уровня школы, при этом нередко оказывая предпочтение небольшому, но дорогому дому в «хорошем» районе перед большим, но относящимся к местности с образовательными учреждениями невысокого рейтинга. Переезд перед первым классом или началом среднего этапа обучения — далеко не редкость.
В выборе частных заведений место проживания значения не имеет: есть в том числе и boarding school, школы-интернаты с полным проживанием воспитанников.
Общая схема образовательного процесса
Три условия распространяются на все типы школ: количество лет (и возраст поступления) на каждом этапе обучения, количество часов и наименований базовых предметов, и количество дополнительных курсов. Все остальное может варьировать.
В процессе обучения дети проходят через несколько этапов, 12 лет в школе делятся следующим образом:
- 5 лет начальной (elementary) школы с 6 лет;
- с 11-12 до 14-15 лет — средние (middle, junior high или intermediate) классы;
- старшие (high school) классы — до 17-18 лет.
В начальной школе схема преподавания весьма схожа с российской: все предметы, кроме музыки, искусства и физкультуры, ведет один учитель. Дети изучают основы математики, учатся читать, писать, рассказывать, им преподаются начальные знания по истории и географии Америки. Обучение проходит больше в формате развлечения: проекты, экскурсии, игры, получение опыта в различной деятельности и осознание ее последствий.
В средних классах уже включается небольшой фактор выбора: есть обязательные предметы (математика, английский, «наука» — основы химии, биологии, физики и социальные предметы — география, история), а также нужно дополнительно изучить 1-2 предмета на свой вкус. Как правило, предлагаются иностранные языки (испанский, французский), что-то из искусства, его теория или практика, курсы технологии.
В старших классах существует сочетание диктатуры и демократии. Минимальные требования для успешного получения свидетельства о среднем образовании таковы:
- в течение трех лет надо изучать естественные науки (по одному году на биологию, химию и физику);
- три года — на различные разделы математики (обычно изучают год алгебру, год геометрию и возвращаются к усложненной алгебре);
- четыре года — на литературу;
- от 2 до 4 лет, в зависимости от установок школы и штата, на блок социальных наук (обществознание, история, аспекты политического устройства Соединенных Штатов);
- 1 или 2 года физкультуры.
Это минимум базовых предметов. В дополнение к ним каждый студент (а все школьники в США — students) по желанию и в зависимости от требований школьного совета может или должен изучать дополнительные науки.
Сюда могут включаться «продвинутые» курсы базовых предметов, различные направления изобразительного искусства, курс театра, физкультура или игра в оркестре, кулинария, труд, журналистика, программирование, дополнительные иностранные языки. Выбор, предлагаемый ученикам, ограничивается возможностями школы и наличием желающих: например, если на курс «продвинутой» физики не наберется группы учащихся, такого предмета не будет. И наоборот, если желающих будет слишком много, то часть из них «отсеют» в зависимости от предыдущих показателей успеваемости.
Но в целом все зависит от школы: чем выше финансирование, тем более широкий выбор предоставляется ученикам. При этом никто не диктует, чем заниматься: хочешь — изучай керамику, хочешь — генетику, хочешь — играй на тромбоне. Все в рамках бесплатного образования для ученика и в соответствии с его (и родительскими) возможностями и целями на будущее. И идет в зачет выпускного диплома.
За прохождение курса по каждому предмету начисляются баллы: выше всего оценивается английский, 4 балла. За математику и историю дают 3 балла, за иностранные языки 2, физкультура «тянет» на 0,5. По итогам обучения надо набрать определенное количество баллов: на эту цифру смотрят при переводе в другую школу, поступлении в колледж, университет. Большинство ВУЗов ориентируют абитуриентов на порог в 20-25 баллов.
Кроме обязательных и дополнительных предметов есть еще «продвинутые», усложненные курсы, право посещать которые зарабатывается успеваемостью по тем же предметам на более простом уровне, а при успешном завершении курсов их могут засчитывать как часть высшего образования.
Поступление в ВУЗы при этом проходит без экзаменов и стрессов: отметки за основные регулярные тесты в старших классах суммируются и ежегодно отправляются в колледжи штата, где учится настоящий (и будущий) студент. Таким образом, когда еще довольно задолго до выпускного школьники отсылают запросы в университеты, там уже накоплена база по каждому из них. При этом scholarship, стипендия или дотация на обучение в колледже, также зависит от показателей успеваемости в школе.
No child left behind: публичные школы
Публичные (public) или общеобразовательные школы примут любого и каждого, относящегося к их району. Для обучения не надо денег, за исключением финансирования некоторых «излишеств» типа дополнительных экскурсий все оплачивается за счет налогоплательщиков. Учебники (хотя в некоторых школах они отсутствуют, их заменяют листки с теорией и заданиями, складируемые школьниками в свои папки) выдают на учебный год с возвратом. При этом никто не запрещает иметь свои учебники, но, благодаря мелованной бумаге, обилию иллюстраций, схем и качеству печати в целом стоимость одной книги составляет около 100 долларов. Могут выдавать также и карандаши, которыми 80% учеников предпочитают пользоваться вместо ручек.
О государственном школьном образовании США генерализованно говорить сложно: множество аспектов зависят от штата, муниципалитета и совета управления школой. Могут различаться — и значительно — уровень преподавания, программы дополнительных предметов, оборудование, количество (и наличие в целом) экскурсий, в школе может отсутствовать столовая, и школьники будут во время перерыва на обед поддерживать местную экономику в ближайшем магазине или кафе. Школы могут быть небольшими или огромными, на несколько тысяч учеников, но при этом начальные классы всегда располагаются в отдельном здании.
Об уровне преподавания стоит поговорить отдельно: заработная плата учителя напрямую зависит от финансирования школы. Чем меньше денег получает учреждение, тем меньше в кармане у преподавателя. Соответственно, учителя более высокого уровня стремятся в школы с лучшим финансированием, а в «бедных» районах остаются или те, чья квалификация не позволяет другой опции, или настоящие энтузиасты. Дети в таких школах также не сильно мотивированы на процесс получения знаний, что сказывается на общем рейтинге учреждения в целом.
В начале учебного года я, по совету коллег-американцев, попросил своих учеников написать на листочке о том, как они представляют себе мой предмет и что помнят из предыдущего школьного года. Две очень примерные девочки написали следующее: «Мы не помним ничего. Наша учительница была niсе (хорошей, милой), но она постоянно отвлекалась от урока, чтобы усмирять хулиганов и сопровождать их к директору. Поэтому мы практически не занимались».
Дисциплина на уроках — отдельная тема. В течение 45-90 минут дети могут разговаривать, сидеть по-турецки на стуле, на парте, на полу, вставать, петь, танцевать, это ненаказуемо и регламентируется только авторитетом учителя, которому позволено попросить студента так себя не вести, в крайнем случае — вывести в коридор и попросить лично и настойчиво, но исключительно в корректной форме.
Должно ли обучение быть развлечением? Да, а как же иначе ребёнок будет ходить в школу? Заставлять и обязывать — значит, убивать все желание учиться. Дисциплина поддерживается самим преподавателем, который должен добиться уважения и сам уважать студентов, а еще — показывать, почему он любит свою работу. При этом любовь к учителю строится часто не на уровне преподавания — дети редко способны оценить этот фактор, а на личном отношении, умении показать, что он тоже человек, и человек активный и умеющий радоваться.
Например, у нас был преподаватель французского, совершенный «сухарь», нудный и строгий. Но умел совершать неожиданные поступки: подкрасться, к примеру, к ученику и со словами “Le corbeille à papier” высыпать на него бумажки из корзины. Попробуйте не запомнить после такого «корзину для бумаг» на французском.
Биолог на препарации лягушек мог особым образом ткнуть в сухожилие уже мертвого земноводного так, чтобы лапка задергалась, и закричать «Смотри, она ж еще живая!». Химик мог показать опыт с двумя жидкостями, а на лабораторной заменить жидкости так, чтобы при смешении они изменяли цвет, чего быть не должно, или начинали дымиться. Это и весело, и помогает запоминанию, и заставляет детей с интересом ждать следующей лабораторной. Понятно, что людей, которые помогают учиться через развлечение, студенты стараются не огорчать, и слушаются их просьб вместо приказов.
В целом считается, что задача учителя — позитивно мотивировать на получение знаний, организовывая сам процесс в ненасильственной и развлекательной манере. Учиться должно быть весело, и в некоторых ситуациях «веселье» подменяет образовательный процесс. Однако считается, что это также свободный выбор и ответственность ученика — не будет высоких баллов, значит, одним мойщиком посуды в стране станет больше. Они тоже нужны.
В случаях сурового нарушения дисциплины, обмана преподавателя, прогулов, драк, инцидентов с наркотиками к ситуации подключается школьная администрация, социальные службы, полиция. Студента могут оставлять в школе после занятий, назначать общественные работы, в критических случаях — принудительно отправлять в публичные школы-интернаты, которые, в отличие от частных, принадлежат к армейскому ведомству и отличаются военными порядками.
Плачевное положение с дисциплиной в основном характерно для школ с низким финансированием: у детей нет интереса к обучению. И преподавать там сложно, и тем студентам, которые хотели бы получить знания, в подобной атмосфере непросто. Поэтому родителям приходится изыскивать другие варианты: чаще всего за негативным опытом следует перевод после начальных классов в другую публичную школу, а каждый 5-6 студент начинает или продолжает обучение в частной школе.
Где учатся дети нефтяных магнатов и надо ли быть католиком, чтобы поступить в католическую школу
Если родители и ребёнок не довольны доступными публичными школами и не хотят переезжать, то остаются еще две опции: частные школы и домашнее обучение.
Обучение на дому считается выбором либо вынужденным, когда в семье, например, по религиозным причинам не могут подобрать соответствующую школу в регионе и протестуют против обычных классов, или выбором тех, кто хочет и может предоставить ребёнку более качественное образование, чем предлагает рынок.
После переезда в Колорадо мы стали выяснять, как в ближайшем городе обстоит дело со школами. Публичные не предоставляли достаточного уровня в разнообразии курсов, а единственная частная мне не понравилась квалификацией преподавателей. Поэтому для детей была выбрана домашняя форма обучения.
Не стоит думать, что можно просто так посадить ребёнка дома и выдать ему учебники. Каждый homeschooler прикрепляется к особой школе — центру домашнего образования, где ему выдают пособия, задания, контролируют выполнение, организовывают консультации по интернету и лабораторные работы у себя в центре. Дети, обучающиеся дома, встречаются там примерно раз в месяц с педагогами и другими учениками, обсуждают процесс, общаются, проводят совместные мероприятия, праздники.
Родители при этом должны подтвердить право на сопровождение домашнего обучения ребёнка: чтобы дитятко, к примеру, могло пройти курс средних классов, родитель должен иметь образование на 1 ступень выше, то есть колледж. При несоответствии придется посещать школу, а не сидеть дома, или же нанимать ребёнку учителей соответствующей квалификации, что обходится довольно дорого.
В нашем случае образование родителей позволяло продержать детей в домашних стенах до университета, но сами дети решили иначе: в 12-14 лет они заскучали без компании и отправились «на пробу» в частную школу, где и проучились до выпуска. Тем не менее, мы сохраняли принцип дополнения образования на дому: у детей остался репетитор по английскому языку, ставящий произношение и развивающий речь. В США это важно: иметь правильный английский. При обилии различных региональных сленгов и вариантов языка классический английский без искажений открывает намного больше возможностей для карьеры. В публичных школах, а порой и в частных, за такими «мелочами» не следят.
Частных школ в США около 15% от общего количества общеобразовательных учреждений. Структура обучения и возраст начала соответствуют государственным стандартам, а различия не только в стоимости, но и в выборе дополнительных предметов. Многие частные школы дополняют название словом Preparatory, означающим, что тут студенты в обязательном порядке пройдут все курсы, требующиеся для поступления в престижные университеты.
Частные школы, так же, как и публичные, могут быть с религиозным уклоном: на деле это не означает, что студенты будут изучать Слово Божие или сдавать экзамен на знание библии. Есть особые предметы, которые можно выбирать для изучения, если ребёнок заинтересован в них или собирается продолжать духовное образование, если нет — принуждать не будут. Крестик или иную символику никто носить не обязывает.
Более того, если студент принадлежит к другой конфессии или религии, то ему может быть позволено изменять даты каникул в соответствии со своими праздниками. Как правило, в религиозных школах практикуется мини-собрание с утра с короткой молитвой и рассказом новостей: кто выиграл конкурс, кто заболел, когда планируется футбольный матч с соседним колледжем. Общешкольные мероприятия могут быть более ориентированы в сторону благотворительных акций, будут, конечно, и праздники, приуроченные к религиозным датам, но в большинстве случаев этим все и ограничивается.
Стоимость частных школ зависит, разумеется, от уровня: в среднем от 2 000 до 12 000 долларов в месяц. При этом не всегда цена означает более высокий уровень образования, но всегда — предоставление более широких возможностей выбора и индивидуального подхода, это факт. В таких школах могут учиться дети из различных семей: нет определенного ценза, кроме взноса за обучение. Так, в одной из известных обучением детей нефтяных магнатов школ Cascia Hall на родительском собрании можно встретить и шеф-поваров, и инженеров-геофизиков, и российских программистов, приехавших на время контракта. Есть и самые престижные школы: Eton, Georgetown, славящиеся несколькими поколениями выпускников из деловой и политической элиты, например, семьи Кеннеди.
Известно изречение про Америку как страну больших возможностей. Это действительно так: в сфере образования детям предлагается выбор практически с самого начала. Будешь хорошо учиться — получишь возможность перейти в другую школу или шанс на стипендию для одаренных в частном заведении, а затем и в престижном университете. Не хочешь изучать право, программирование или молекулярную биологию — учись лепить вазы, ремонтировать машины или ухаживать за престарелыми в качестве школьной практики. Никто (кроме возможно, родителей) не будет настаивать, стыдить, вызывать к доске (ответы у доски вообще не приняты) и проверять уровень знаний.
От американского студента зависит его американское будущее, и он волен следовать своим целям. Даже если ему пока что всего 12 лет.