Синдром Кандинского-Клерамбо не включен ни в одну из классификаций психических расстройств, однако такой термин существует в российской психиатрии, а симптомокомплекс, который он описывает, вполне реален и может причинить немало страданий пациенту. Как проявляется этот загадочный синдром и можно ли его вылечить, читайте в статье MedAboutMe.
Что это такое?
Синдром Кандинского-Клерамбо — это не отдельное заболевание, а разновидность галлюцинаторно-параноидального синдрома. Считается одним из проявлений шизофрении, но может встречаться и при других состояниях.
Синдром был назван в честь Виктора Кандинского — одного из ведущих врачей отечественной психиатрии. В позапрошлом веке он служил в морских войсках, и однажды в сражении на Батумском рейде у доктора случился первый приступ болезни. В депрессивном состоянии врач пытался прыгнуть за борт и покончить с собой. В дальнейшем у врача неоднократно случались рецидивы, что и побудило его написать статью с подробным описанием того, что с ним происходило. Именно Кандинский стал основоположником учения об истинных и псевдогаллюцинациях.
Второй человек в названии синдрома — Гаэтан де Клерамбо — был французским психиатром. Он изучал психические автоматизмы, списывая симптомы не только со своих пациентов, но и себя самого.
Как проявляется синдром?
Синдром Кандинского-Клерамбо, согласно современным представлениям, считается типичным проявлением шизофрении. Включает в себя такие составляющие:
Псевдогаллюцинации. В отличие от истинных галлюцинаций, которые воспринимаются всеми органами чувств, псевдогаллюцинации — это тот самый «внутренний голос». Они кажутся для больного отличающимися от остальных предметов и явлений и как будто бы исходят изнутри — от внутреннего взора или слуха. У пациента не возникает ощущения искаженной реальности, а новые образы ему «транслируют» привычными способами — например, через экран монитора или телевизора, в социальных сетях, по радио.
Бредовые идеи психического или физического воздействия. Больному кажется, что им как-то управляют — например, кто-то ходит его ногами, делает что-то его руками и говорит его ртом. Он думает, что кто-то влияет на него — например, через пресловутые 5G вышки, социальные сети или интернет. Люди, надевающие шапочки из фольги, чтобы защититься от «вредного излучения из космоса», по мнению психиатров, страдают синдром Кандинского-Клерамбо.
Психические автоматизмы. У больного появляется чувство отчужденности, потеря связи с собственным телом, ощущение неестественности движений, речи, поступков и даже мышления.
Выделяют три разновидности психических автоматизмов:
- Идеаторный автоматизм, или воздействие на мысли. Самый частый пример такого автоматизма — это ментизм, когда больному кажется: всё, о чем он думает, немедленно становится известно окружающим. Он ощущает, что его собственные мысли звучат очень громко — а потом вдруг «волшебным образом» исчезают и заменяются чужими. Или пациенту кажется, что окружающие считывают его мысли и произносят их вслух.
- Сенсорный автоматизм, или воздействие на органы чувств. Больному может казаться, что его тело горит, он чувствует нестерпимый жар — или, напротив, сильный холод.
- Моторный автоматизм, или действия против воли. Больной рассказывает, будто бы им управляют как марионеткой — например, заставляют прыгать в воду с моста или, напротив, не разрешают двигаться. Сюда же относятся речевой автоматизм — когда больному кажется, будто бы его ртом слова произносит кто-то другой.
В чем сложность диагностики?
Хотя синдром Кандинского-Клерамбо известен давно, до сих пор у психиатров возникают сложности в диагностике этого состояния.
Во-первых, пациенты с таким синдромом обычно не доверяют врачам. Психиатры становятся участниками их псевдогаллюцинаций и психических автоматизмов. Больному может казаться, что врач читает его мысли или управляет им. Поэтому такие пациенты до последнего не обращаются к специалистам за помощью.
Во-вторых, из-за ложного ощущения открытости мыслей больному кажется, что все окружающие уже и без того все знают. И незачем сообщать врачу о своих проблемах — он и так в курсе. В результате больной долго не обращается к психиатру и попадает на лечение только в момент срыва — как в истории с самим Кандинским.
В-третьих, у многих больных долгое время сохранено критическое мышление. Они понимают, что странные мысли не понравятся окружающим. Не желая выглядеть в их глазах сумасшедшими, они начинают скрывать свои переживания — но не перестают при этом прислушиваться к внутренним голосам.
Многие люди с синдромом Кандинского-Клерамбо могут долгие годы жить среди обычных людей и выглядеть вполне нормальными — ну разве что с небольшими странностями. Один такой характерный случай был описан и опубликован на сайте Российского общества психиатров.
Пациент 47 лет в течение двадцати пяти лет регулярно проходит лечение в психиатрической клинике. Больной уверен, что в стране давно действует некий засекреченный специальный институт, где ученые разрабатывают способы манипулирования другими людьми. Там придумывают, создают и испытывают устройства, способные считывать и внушать мысли на расстоянии. Себя считает одним из тех, на ком тестируют эти аппараты. Уверен, что сотрудники института читают и комментируют его мысли, а порой и управляют его мыслями и действиями. Ведет с ними мысленный диалог, а когда устает от общения, просит уменьшить воздействие. Порой чувствует, что таинственные операторы насылают на него всякие болезни, заставляют думать то, чего он не хочет или делать что-то неприятное. К своему состоянию относится с критикой: считает себя больным из-за воздействия аппаратуры и охотно принимает лекарства, после которых наступает улучшение.
Методы лечения
Лечение синдрома всегда комплексное, предполагает прием медикаментов и психотерапию. При положительном эффекте психотропных препаратов голоса в голове пациента стихают, пропадают психические автоматизмы, и наступает ремиссия. Длительность ремиссии непредсказуема. При обострении может быть рекомендовано лечение в стационаре под круглосуточным наблюдением врачей.
Использованы фотоматериалы Unsplash