В Евангелии воскрешение Лазаря Иисусом Христом описано подробно и тщательно, так как церковь придавала этому эпизоду из жизни Христа большое значение. А вот что означает «синдром Лазаря» в современной медицине — рассказывает MedAboutMe.
Воскрешение Лазаря: божественная реанимация
Евангелие сообщает, что Лазарь был братом Марфы и Марии-Магдалины и жил в Вифании. В возрасте 30 лет он заболел и умер. О смерти его сообщили Иисусу, который был тогда в другом городе. Смерть близкого друга Сын Божий решил использовать для демонстрации того, на что способна искренняя вера. Иисус выждал два дня, чтобы в смерти Лазаря уже никто не мог усомниться, и отправился в Вифанию. Там его встретили скорбящие Марфа и Мария, которые и отвели его к погребальной камере, куда уже был отнесен покойный Лазарь.
Люди сомневались в том, что Иисусу удастся вернуть Лазаря к жизни — ведь труп уже начал разлагаться. Но Христос повелел открыть камеру, обратился к Всевышнему и приказал Лазарю встать и идти вон. И Лазарь, уже издающий сильный запах тления (климат-то там и 2000 лет назад был жарким), встал, распеленался из савана и пошел.
Евангелие утверждает, что после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет, бежал во время гонений на Кипр, где служил епископом, умер в возрасте 61 года и был похоронен в Ларнаке. В наше время паломникам показывают две гробницы Лазаря: в Вифании и на Кипре.
Сеанс божественной реанимации запечатлен на полотнах великих художников — Рембрандта, Джотто, Караваджо и других. Не удивительно, что этот эпизод так важен для верующих: ведь он дает надежду на победу над смертью, причем не в духовном смысле, а самом что ни на есть физическом.
Синдром Лазаря в медицине
В медицинской практике отмечены случаи, которые в некотором роде напоминают о воскрешении библейского персонажа. Правда, от момента констатации смерти проходило значительно меньше времени, чем в истории о Лазаре: не 4 дня, а несколько минут или реже — часов.
Официально зафиксировано 38 таких случаев, но врачи убеждены, что на самом деле это явление встречается несколько чаще. Их не документируют, так как ошибочная констатация смерти бросает тень на репутацию врача и вызывает сомнения в его профессионализме. Шутка ли — не отличить живого от мертвого?
Но на самом деле все не так просто, как может показаться далекому от медицины человеку. Состояние, в котором находились пациенты в момент констатации смерти, давало все основания зафиксировать смерть: отсутствие дыхания, сердцебиения, электрической активности сердца и реакции на действия реаниматологов.
Тем не менее, в описанных случаях через некоторое время самопроизвольно восстанавливалось и дыхание, и сердцебиение. В большинстве случаев это происходило в течение 10 минут после констатации смерти и прекращения реанимации. Иногда больного успевали отправить в морг, и уже там санитары вдруг замечали, что тело подает признаки жизни.
В 2010 году в одном из медицинских центров Запорожья внезапно стало плохо мужчине в возрасте 51 года, пришедшему на обследование перед операцией на глазах. Медики зафиксировали остановку сердца и дыхания, в связи с чем была вызвана реанимационная бригада. Электрокардиограмма показала острый инфаркт миокарда. Реаниматологи в течение часа бились за жизнь пациента, выполняя наружный массаж сердца, искусственную вентиляцию легких (ИВЛ), введение медикаментов, дефибрилляцию. По истечении часа медики приняли решение прекратить сердечно-легочную реанимацию (СЛР), так как состояние больного оценивалось как совершенно бесперспективное. Один из врачей отправился разговаривать с близкими пациента, а второй через 4 минуты заметил пульсацию передней брюшной стенки.
Реанимационные мероприятия были немедленно возобновлены, больного доставили в отделение интенсивной терапии. Через 2 недели мужчину перевели в отделение терапии, а еще через 15 дней он отправился домой в нормальном состоянии. Через 9 месяцев, во время обследования, воскресший пациент жаловался только на онемение мизинца, легкую амнезию и проблемы с эрекцией.
Статистика воскрешений и болезни, вызвавшие смерть
Из 38 описанных случаев у 13 больных был диагностирован острый инфаркт миокарда, 8 страдали хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). У остальных современных «Лазарей» были самые разные проблемы со здоровьем: травмы, передозировка наркотиков, разрывы аневризмы аорты, кровотечения в желудочно-кишечном тракте, гиперкалиемия.
17 пациентов после возвращения жизненных функций полностью восстановились неврологически, у такого же количества неврологического восстановления не произошло и они все равно вскоре скончались. Достоверной связи между продолжительностью реанимационных мероприятий, их результатами, временем от момента констатации смерти до восстановления дыхательной и сердечной деятельности выявить не представляется возможным.
Сердце Янины Колькевич, гражданки Польши, остановилось в 2014 году. Пожилой даме исполнился 91 год, поэтому ее смерть никого не удивила. Врач подтвердил смерть, старушку доставили в морг.
Через 11 часов санитары пережили потрясение: Янина передумала умирать и пришла в себя. Позже она объяснила, что проснулась, так как ей очень захотелось выпить чаю с печеньем.
Врачи о синдроме Лазаря
Медики называют это явление ауторесусцитацией, или отсроченным спонтанным восстановлением циркуляции крови.
Предполагается, что остановку сердца способна вызвать динамическая гипервентиляция легких, которая может возникнуть во время проведения ИВЛ. Особенно вероятно такое развитие событий в том случае, когда больной страдает обструктивным заболеванием легких. Но эта теория не может объяснить все подобные случаи.
Восстановление кровообращения и сердцебиения может произойти вследствие запаздывающего действия лекарственных средств, вводимых пациенту во время реанимации. Запаздывание может происходить из-за нарушения венозного возврата, вызванного уже упоминавшейся гипервентиляцией легких. Но и это объяснение не годится для тех случаев, когда препараты поступали в организм больного через центральный венозный катетер.
Еще одна гипотеза рассматривает, как причину проявления синдрома Лазаря, избыток солей калия — гиперкалиемию. Превышение нормальной концентрации солей калия в организме вызывает, в числе прочего, нарушение передачи нервных импульсов в мышцы и изменение сократимости и возбудимости миокарда. Гиперкалиемия чаще всего развивается вследствие почечных патологий и некоторых других состояний. В медицинской литературе описан случай остановки сердца у пациентки с гиперкалиемией. Реанимационные мероприятия не давали результата, но проведение диализа вызвало восстановление сердечной деятельности. Тем не менее, специалисты полагают, что восстановление циркуляции крови после прекращения СЛР гиперкалиемией не объясняется.
Рассматриваются и другие теории, но для подтверждения или опровержения любой из них данных слишком мало.
Последствия «воскрешения» для врачей и больных
Не все пациенты, пережившие состояние смерти и вернувшиеся к жизни, восстанавливаются полностью и могут жить дальше, как ни в чем ни бывало. Часть из них все равно погибает в течение короткого времени после возвращения к жизни, часть остается жить с тяжелыми неврологическими расстройствами.
Для врача, констатировавшего смерть у больного, который после этого ожил, последствия тоже могут быть не самыми приятными. В таких случаях возникают естественные вопросы к реаниматологам — не была ли слишком рано прекращена СЛР? Не идет ли речь о непрофессионализме и халатном отношении к больному? Известны случаи, когда родственники «Лазаря» подавали в суд: в одном случае врач был обвинен в преднамеренном убийстве, в других целью иска была компенсация ущерба, полученного вследствие развития у больного тяжелых расстройств и последующей инвалидизации.
Чтобы избежать подобных последствий, рекомендуется продолжать следить за пациентом как минимум 10 минут после принятия решения о прекращении реанимационных мероприятий. Остановка дыхания и сердечной деятельности сама по себе не может считаться достаточным основанием для констатации физической смерти, которая наступает только после смерти мозга.
Имя Лазаря в психологии и биологии
«Воскрешение» после смерти — не единственное явление, которому было присвоено имя евангельского персонажа.
В биологии эффектом Лазаря называют выживание вида после массовой гибели его представителей, когда вид восстанавливается из небольшого количества оставшихся в живых особей.
Есть свои «Лазари» и в психологии. Синдромом Святого Лазаря называют поведение членов семьи человека, больного и обреченного на смерть. Родственники начинают воспринимать еще живого человека так, словно он уже умер и похоронен. Его избегают, игнорируют, отказывают в лечении, пренебрегают его чувствами и потребностями. Имущество, подлежащее наследованию, делится еще при жизни владельца, невзирая на его к этому отношение. Этот синдром впервые был описан в военное время, когда женщины, провожая своих супругов на фронт, относились к ним как к смертникам, которые никогда не вернутся. А если мужу повезло выжить, он мог по возвращению испытать очень негативное к себе отношение — как к внезапно вылезшему из могилы истлевшему мертвецу. «Я тебя в душе похоронила, зачем ты вернулся?»
У людей, переживших клиническую смерть или неожиданную ремиссию при смертельно опасном заболевании, может развиться «комплекс Лазаря». В одних случаях это выражается в мнительности, депрессиях, снижении интеллектуальных возможностей. Другие случаи связаны с переосмыслением жизненных ценностей, утратой страха смерти, проявление религиозности вплоть до фанатизма.
То, что частота проявления синдрома Лазаря в медицинской статистике очень занижена, я не сомневаюсь. Малое количество зарегистрированных и хорошо описанных случаев не дает достаточного материала для изучения этого явления. Но исследовать синдром Лазаря необходимо, так как от наших знаний может зависеть жизнь и здоровье пациентов.
Название феномену восстановления кровообращения после остановки сердца дал в 1983 году Брей. С тех пор прошло более 30 лет, но за это время мы не слишком приблизились к пониманию этого явления. Вся медицинская литература представлена в форме отчетов о случаях проявления синдрома с гипотезами относительно причин «воскрешения».
Я понимаю, почему могут не фиксироваться случаи проявления синдрома Лазаря: объявление мертвым больного, который потом оказывается живым, может поставить под вопрос профессиональный уровень реанимационного врача и нанести вред репутации клиники. Необходимо решать эту проблему, не выходя за рамки профессиональной этики.