Синдром Райли-Дея у детей носит также название семейной дизавтономии и наследственной сенсорно-вегетативной невропатии III типа (НСВН III). Это тяжелое, генетически обусловленное заболевание проявляется у ребёнка в раннем возрасте. Наиболее распространена болезнь среди евреев ашкенази, однако наследственная предрасположенность может передаваться через несколько поколений. Специфическая профилактика отсутствует, лечение поддерживающее, симптоматическое. Проявления невропатии настолько тяжелы, что 25% погибает в течение первого года жизни. В целом дети с синдромом Райли-Дея при постоянной терапии могут прожить максимум до 35 лет. Из-за невозможности полноценной терапии синдром представляет значительную проблему как для специалистов, так и для самих детей и их родных.
Причины развития болезни у ребёнка
Заболевание названо по именам педиатров Райли и Дея, описавший синдром в 1949 г. Болезнь распространена в популяции евреев ашкенази, где встречается с частотой 1:10 000 новорожденных. В местах плотного проживания, общинах частота значительно возрастает из-за риска родственных связей и повышенного количества носителей рецессивного гена.
Аутосомно-рецессивный механизм наследственности синдрома Райли-Дея проявляется при рождении детей: ребёнок, оба родителя которого являются носителями дефектного гена, с вероятностью в 25% рождается больным. То есть в семье могут родиться 3 носителя гена и один больной малыш. Однако поверхностная статистика не срабатывает в области генетического наследования. Есть примеры, когда в многодетных семьях все дети являлись здоровыми носителями рецессивного гена, и семьи, где из трех рожденных детей все три оказывались больны.
Патогенез заболевания до сих пор уточняется. Есть гипотезы о влиянии нарушения метаболизма, недостаточном продуцировать норадреналина. Данный базовый нейротрансмиттер синаптических синапсов способен вызывать полиморфные проявления нейропатии.
Альтернативная гипотеза базируется на избыточном накоплении ацетилхолина, что блокирует нервные импульсы, не позволяя достигать мышечных волокон. 95,5% патологических случаев вызваны мутацией гена ГКВКАР на участке 9 хромосомы. Остальные 4,5% связаны с еще более редкими дефектами.
Симптомы болезни у детей
Клиническая картина синдрома является сочетанной: как правило, присутствует дисфагия, частая рвота, пониженная поверхностная чувствительность, вегетативная дисфункция, атаксия, недостаточность секреции слезной жидкости и т. д. 40% случаев сопровождаются проявлениями судорожных пароксизмов и задержкой психомоторного развития детей.
Симптомокомплекс в большинстве случаев проявляется в первые часы после появления на свет. Дети отличаются генерализованной мышечной гипотонией, сниженными рефлексами новорожденного. Ребёнок с синдромом Райли-Дея слабо кричит, тихо плачет, слезотечение, появляющееся у детей старше трех месяцев, у ребёнка с данным заболеванием отсутствует.
В первое время основными симптомами, которые отмечают родители, становятся возникающие проблемы с питанием: дети с трудом сосут, глотают (дисфагия), отмечается частое, циклическое срыгивание, рвота. При рвоте может начинаться кровотечение слизистой желудка.
Значительные трудности с кормлением сохраняются в течение всего детского возраста. При недостаточности питания ребёнок отстает в физическом развитии, начинается гипотрофия. В возрасте от рождения до 5 лет отмечаются эпизоды апноэ, обмороки. В 40% случаев у детей диагностируют эпилептические приступы (генерализованные, тонико-клонические), которые могут сопровождаться повышением температуры тела, кислородной, дыхательной недостаточностью.
Дисфункции вегетатики проявляются в гипергидрозе, обильном слюнотечении, расстройствах терморегуляции с беспричинной гипертермией, повышением артериального давления, цианозом, ощущением холода, трофическими язвами конечностей, диспепсией кишечника и т. д.
Нарушенная чувствительность проявляется снижением или отсутствием реакции на боль и различие в температуре. Ребёнок с нарушением поверхностной чувствительности может не чувствовать прикосновение к горячей плите, не замечать порезы, что приводит к бытовому травматизму. С развитием заболевания отмечается присоединение атаксии, влияющей на крупную моторику.
Болезнь во многих случаях влияет на темпы психического развития, умеренно снижая когнитивные навыки. Дети (в особенности девочки) отличаются запаздыванием полового созревания. В дальнейшем отмечают присоединение полиневропатий, прогрессирующего сколиоза.
Дети с синдромом Райли-Дея легко инфицируются, часто болеют, в особенности воспалительными поражениями органов дыхания: трахеобронхитами, воспалениями легких.
Диагностика, лечение, профилактика
Диагностика основывается на симптомокомплексе, проведении гистаминовой пробы и анализа ДНК ребёнка. Гистаминовая проба — введение гистамина в растворе внутрикожно, что в норме провоцирует гиперемию, покраснение кожных покровов в месте инъекции диаметром от 1 до 3 см. При синдроме Райли-Дея кожная реакция отсутствует. При необходимости дифференциации диагноза иные патологии (другие врожденные полиневропатии, иммунодефициты) исключаются нейросонографическим или магнитно-резонансным исследованием, на котором при данной болезни не выявляется патологий и отклонений.
Лечения, приводящего к выздоровлению, не разработано, так как нет достоверной информации о патогенезе синдрома. Сегодня комплексная симптоматическая терапия направлена на поддержку организма ребёнка и профилактику осложнений заболевания.
Профилактика возникновения болезни также неспецифична. При браке между представителями популяции евреев ашкенази и их потомков рекомендовано прохождение ДНК-теста и консультации у генетика с целью определения вероятного риска развития семейной дизавтономии у плода. Во время беременности проводятся тесты на 12-13 неделе гестации, при необходимости с повторением на 16-18. Иных мер профилактики не разработано. Вероятно, в будущем альтернативная профилактика синдрома, также, как и терапия у детей будет разработана в области генной инженерии.