Ребёнок, также как и взрослые, может иметь личностные проблемы. Сложности в их понимании родителями заключается в том, что дети, в силу возраста не всегда способны правильно интерпретировать свои чувства — говорить о том, что их напугало, разозлило или расстроило. По этой причине ребёнок, если его сильные и негативные чувства остались не выраженными, может получить психологическую травму. Обычно у детей ее симптомы выражаются в следующем: нарушение поведения, повышенная агрессия, отказ от общения, потеря сна и аппетита, частые истерические проявления.
Когда дети страдают от серьезных комплексов или страхов, родители обращаются за помощью к психологу. Работа специалиста с ребёнком сильно отличается от обычной терапии у взрослых людей. Ребёнок живет чувствами, ему понятен язык символов и образов, поэтому в кабинете психолога он рисует, лепит, играет, слушает сказки. Однако эти методы сильно отличаются от тех, чем обычно занимаются дома с ребёнком взрослые. Главное отличие в том, что психолог, задавая сюжет рисунка или читая сказку, выбирает определенную тему, которая помогла бы ребёнку осознать, что его отрицательный опыт или испуг проживаем и безопасен.
Когда родители читают детям сказки, они могут не подозревать, что многие из них оказывают терапевтический эффект, потому что дети склонны ассоциировать себя с главными героями и бессознательно проживать то, с чем они сталкиваются.
Специалисты, работая со сказками, выбирают подходящий ребёнку сюжет целенаправленно — читают про борьбу со страхами тем детям, которые боятся, про важность общения тем, кто не может найти друзей и так далее.
В данной статье можно понять, как работает метод сказкотерапии и получить рекомендации, как правильно читать психотерапевтические сказки детям, если у них есть комплексы или страхи.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия — метод анализа и коррекции личности человека. Сказки и волшебные истории являются отличным способом для детей прожить отрицательный жизненный опыт. Кроме того их можно использовать не только в работе с детьми, но и с взрослыми — они помогают осознать свое место в мире, социальные роли и жизненный сценарий.
Сказки любят дети и взрослые. В некоторых из них скрыт особый смысл — он приводит к пониманию, принятию жизненных событий, которые ранее отвергались. Сказкотерапия как метод работы помогает увидеть со стороны свое поведение — то, как человек живет, каким принципам и правилам следует и так далее. Самую большую эффективность она оказывает в вопросах познания собственной личности, когда нужно проанализировать и понять, почему человек движется по определенному пути, на свои принципы он при этом опирается или чужие и какие ресурсы скрыты внутри него, препятствующие обретению гармонии и счастья?
Какие проблемы ребёнка решаются с помощью сказки?
Слушая сказки, ребёнок погружается в волшебный мир. В силу возраста он склонен воспринимать их с особым доверием, что способствует большей эффективности от занятий сказкотерапией. Она полезна детям с повышенной тревожностью — тем, кто подвергается слишком строгому оцениванию со стороны — помогает осознать и повысить собственную самооценку, развить уверенность в себе, научиться общаться со сверстниками, поверить в свою значимость и уникальность, избавиться от страхов темноты, животных, публичных выступлений и многих других. Также сказкотерапия полезна детям, пережить стресс после развода родителей, справиться с потерей близких людей, наладить общение, побороть застенчивость и замкнутость.
Если сказкотерапия проводится в группе, она также может помочь детям сблизиться, увидеть друг в друге не оцененные ранее достоинства, найти друзей по интересам.
Кроме серьезных проблем и психологических травм, терапевтические сказки являются настоящими помощниками родителям там, где нужно привить ребёнку правила поведения, научить его делиться, не обижать младших и слабых, осознать свою доброту и таланты, перестать бояться врачей, воды или высоты. Также сказки помогают снизить конфликтность, агрессивность и разрешить внутренние конфликты.
Как правильно выбирать сказки для детей?
В настоящее время существует большой выбор методических пособий и литературы с терапевтическими сказками. Родители, которые хотят читать их детям для проработки комплексов и страхов, смогут легко найти нужную сказку или тему, отражающую проблему ребёнка. С этой целью можно использовать книги авторов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н. А. Сакович, Н. В. Микляевой, О. Е. Хухлаевой и других специалистов.
Ребёнок и главный герой
Чем младше ребёнок, тем сложнее бывает донести до него неэффективность его поведения, беспочвенность страхов, опасность разрушительных действий или мыслей. Дети, слушая сказки, олицетворяют себя с главным героями — в этом заключается главный психотерапевтический эффект. Когда ребёнок слышит, как главный герой в сказке столкнулся с такой же, как у него ситуацией и вышел из нее победителем — поборол свой страх, сумел защитить себя, стал добрее, научился делиться — то бессознательно берет такое поведение на вооружение. Таким образом, без дополнительных психотерапевтических методов его поведение меняется в лучшую сторону.
Роль родителей в сказкотерапии
Лучше всего личность ребёнка поддается коррекции, когда он чувствует себя свободно и естественно, поэтому родители должны читать сказки неторопливо, не отмечая при этом, что они «лечебные». После прочтения можно коротко обсудить с ребёнком то, что было прочитано — спросить, что он думает по поводу действий главного героя, как он считает — что помогло ему преодолеть проблему или страх? Не стоит настаивать или заставлять ребёнка поступать точно также — спустя время он придет к новому решению и новым способам поведения бессознательно. Читать стоит в спокойной обстановке, днем или вечером, без суеты и постороннего шума — так ребёнку будет легче сосредоточиться и погрузиться в терапевтический процесс «с головой».
Когда детям не помогает сказкотерапия?
Если взрослые решают помочь ребёнку с помощью сказкотерапии самостоятельно, то следует знать о том, что эта деятельность будет эффективна в рамках незначительных нарушений, не требующих вмешательства психолога.
Сказкотерапия в домашних условиях может оказаться неэффективной, если дети имеют серьезные нарушения психики или поведения: невротические проявления, психозы, глубокие травмы, серьезные признаки аутоагрессии. В таком случае сказкотерапия может быть использована как дополнительный метод лечения, но только под наблюдением специалиста.