Когда родители понимают, что их ребёнок обладает большими способностями, чем его сверстники, они могут испытывать самые противоречивые чувства. С одной стороны, мать и отец чувствуют радость и гордость — в семье растет настоящий талант! С другой — они могут бояться за его будущее и не знать, что им делать дальше для полноценного развития способностей ребёнка. Тревога взрослых по этому поводу является оправданной, потому что одаренные дети должны воспитываться с соблюдением определенных условий.
Среди них: правильный режим дня, полноценный отдых, поиски настоящих друзей, умение взрослых и детей не потерять личность за талантами, зависть и конкуренция со стороны сверстников, нарциссические проявления в ребёнке и так далее.
В этой статье можно узнать о том, чем отличаются одаренные дети от всех остальных, как правильно воспитывать их и с какими сложностями могут столкнуться взрослые во время непростого пути обнаружения и развития талантов.
Одаренный ребёнок — какой он?
Одаренные дети отличаются высоким уровнем развития и способностей. Они с раннего детства очень любознательны, интересуются самыми разными вещами и событиями, любят погружаться в какую-либо тему «с головой», шокируют родителей и педагогов неожиданными и глубокомысленными вопросами, строят рассуждения, пользуясь логикой и другими аналитическими методами.
Понять, что ребёнок одаренный, можно, если по мере его взросления становится видно, что его способности выходят за рамки, соответствующие возрастным нормам.
Например, одаренный ребёнок может начать разговаривать, читать, декларировать или сочинять стихи в раннем детстве, разбираться в точных науках или создавать своими руками вещи, делать которые даже взрослые люди учатся годами — мастерить, рисовать, лепить, строить и так далее.
Одаренность ребёнка может быть творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной. Как правильно воспитывать одаренных детей?
Дети, чувствительные к критике
Воспитание — это процесс, который включает в себя обучение, похвалу и критику. Отношение детей к последнему воздействию может быть самым разным. Если родители понимают, что за проступок нужно критиковать не ребёнка, а то, что он сделал, то детская психика не подвергается отрицательному влиянию обесценивания. В обратном случае дети могут страдать от негативных оценок своей личности со стороны. Это проявляется в снижении самооценки и уверенности в себе, появлении ощущения ненужности. Если постоянно критиковать ребёнка, то однажды у него появится чувство, что он плохой, неспособный и неумелый.
Одаренные дети склонны принимать критику близко к сердцу, это объясняется тем, что они с малых лет замечают свое отличие от сверстников, поэтому им сложно принимать свою некомпетентность и примириться с тем, что они могут быть неуспешны. Признание этого одаренным ребёнком может вызвать серьезный стресс.
Поэтому родители должны быть осторожны в словах, не драматизировать, не обесценивать чувства ребёнка, давать ему понять, что проигрыш или ошибочные действия это не «конец света» и уже тем более не оценка личности.
Дети, не прощающие себе ошибок
Одаренный ребёнок растет с ощущением собственной уникальности. Поэтому, когда он что-то делает не так, это может нанести удар по его самооценке. Когда обычный ребёнок совершает ошибки и не ругает себя за это, одаренные дети не прощают себе ошибок. Для него ошибиться — равносильно утратить свои способности, перестать быть талантливым. Он искренне может считать, что если потеряет свои способности, не сможет быть лучшим, первым, то станет никому не нужен.
Родители должны дать понять детям, что это не так. Для этого их нужно учить позволять себе ошибаться, делать выводы, анализировать свое поведение и пользоваться жизненным опытом. Одаренных детей, так же как и других, следует окружать безусловной любовью. Так они смогут почувствовать себя любимыми не за выдающиеся склонности, а просто за то, что они есть.
Ребёнок понимает больше, чем сверстники
Это проблема, которая может стать причиной раздора в детском коллективе. Одаренный ребёнок может перестать получать удовольствие от общения со сверстниками, потому что понимает, что знает гораздо больше чем они. Также это может привести к тому, что окружающие дети могут начать испытывать зависть или пытаться конкурировать. Все это отрицательно влияет на отношения детей между собой, может привести к потере друзей и появлению одиночества.
Чтобы этого избежать, стоит с детства прививать ребёнку ценности дружбы и человеческих отношений. Он должен наблюдать искреннее общение в семье и, кроме талантов, иметь личностные качества, за которые его можно ценить и уважать.
Ребёнок «перерастает» своих родителей
Бывает так, что ребёнок знает больше не только чем одноклассники, но даже больше, чем его родители. Это может порождать определенные сложности в детско-родительских отношениях, такие как отсутствие авторитета у взрослых, непослушание, обесценивание семейных правил и традиций.
Чтобы этого не случилось, родители должны, минуя одаренность ребёнка, оставаться на своем месте и в своей социальной роли — главного человека в семье. Для этого необходимо создание границ в семье, непререкаемых правил, которых ребёнок, несмотря на все свои таланты, должен придерживаться.
Рассеянный ребёнок
Одаренные дети часто бывают рассеянными. Причиной для этого выступают особенности их мышления. Они могут «витать» в облаках, чаще, чем их сверстники, размышляя о глубоких интеллектуальных или творческих вещах.
Погружаясь в одну деятельность, они часто упускают возможность качественно выполнять обыденные и необходимые вещи — они могут не следить за порядком в своей комнате и внешним видом, забывать положить в портфель нужные книги и тетради, подготовиться и собрать все необходимое к ответственному мероприятию.
Родителям нужно постоянно приучать детей к порядку, однако пытаться изменить их особенность быть рассеянным вряд ли удастся. Поэтому взрослые должны чаще следить, напоминать, спрашивать, интересоваться, подсказывать — помогать детям организовывать жизнь и пространство.