«Со мной не дружат»: отношения в детском коллективе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Отношения малыша в детском коллективе иногда складываются не так, как хотелось бы его родителям. Отправляя ребёнка в детское учреждение, они полагают, что там он научится общаться со сверстниками, принимать решения и отвечать за собственные поступки. К сожалению, иногда их ожидания не оправдываются, потому что не всем детям удается одинаково легко установить контакт с ровесниками и найти свое место в коллективе.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

О дружбе сложено очень много стихов, песен и сказок. Но как быть, если в книжках она существует, а в жизни ребёнка все совсем наоборот? Иногда так случается, что куда бы ни пришел малыш — в школу, спортивную секцию или просто на игровую площадку, все заканчивается одинаково: слезами, обидами и потасовками. Друзей у него нет, а преподаватели постоянно жалуются — дерется, обижает сверстников. Но если послушать самого малыша, то обзывают и обижают именно его. Получается замкнутый круг.

У ребёнка не сложились отношения в школьном коллективе — подобное явление может быть досадной случайностью. Возможно, это просто неприятное стечение обстоятельств: предвзятое отношение педагога, нападки со стороны не совсем воспитанных сверстников, по каким-то причинам выбравших жертвой именно его.

Возможно, со временем дружба в детском коллективе наладится сама собой. Но если такой характер отношений с окружающими складывается не только в школе, но и во время занятий в кружках и секциях, на отдыхе и везде, где приходится бывать ребёнку, если друзей не было и нет — это уже проблема и ее нужно решать.

Скорее всего, малыша в коллективе просто дразнят. Возможно, даже без причины. А может быть, поводом для этого послужила какая-то особенность внешности или характера — «рыжий, очкарик, тюфяк» и так далее. Что делать в таком случае? Сама по себе какая-то особенность ребёнка не может стать причиной нападок сверстников. Дразнят только тех, кто на это реагирует. Одни дети в ответ на «ботаника или толстяка» отмахнутся и не придадут этому значения, а другие растеряются, заплачут или попытаются ответить обидчику. Не трудно догадаться, что чаще дразнить будут последних.

Если малыша обижают в коллективе, стоит объяснить ему, что такое поведение свойственно лишь неуверенным в себе людям. Таким образом они пытаются показать свою значимость, а в некоторых случаях и отвлечь внимание от собственных недостатков. Поэтому вряд ли стоит придавать этому значение.

Кроме того, нужно научить малыша правильно реагировать на нападки окружающих — например, считать до десяти, примерять мысленно на обидчика смешные наряды, а можно просто ответить: «Я рад, что тебе так весело».

Как научить детей строить новые отношения?

Как научить детей строить новые отношения?

Бывает, что ребёнок не дерется, никого не обижает и готов дружить — но новые отношения с ровесниками не складываются. О таких говорят: «не вписался в коллектив». Это происходит потому, что не у всех одинаково хорошо развит так называемый социальный интеллект. Одни дети сразу чувствуют характер отношений в коллективе, симпатию или антипатию окружающих. Другие же не всегда могут найти нужные слова для построения новых отношений с ровесниками. Особенно сложно это делать детям с недостаточно развитой способностью сопереживать. Или малышам, которые большую часть времени проводят дома, не ходят в детский сад. У них прекрасные отношения с родителями и родственниками, а вот с ровесниками — нет.

В этом случае придется учить ребёнка общению. Нужно рассказывать, как знакомиться, разговаривать, вместе играть, помогать и просить помощи. Только не нужно давать малышу готовые инструкции, лучше подталкивать его к правильным решениям: «Как ты считаешь, нужно поздороваться с детьми на площадке?», «А какую игру можно предложить друзьям, чтобы всем было весело»?

Хорошо, если родители объяснят ребёнку, по каким признакам можно понять, что с ним не хотят дружить. Это можно сделать в форме игры. Например, мама с разной интонацией (скучающей, пренебрежительной, насмешливой, дружелюбной) произносит фразу: «У меня сейчас нет на это времени, давай поиграем потом». А ребёнок должен угадать и постараться изобразить чувства — радость, неловкость, разочарование, интерес.

Если у малыша появился друг — можно пригласить его в гости. Начинать новые отношения с одним другом гораздо проще, чем с группой детей. И чем больше у него будет дружеских контактов со сверстниками, тем лучше будет характер отношений с коллективом. Иногда малыш предпочитает дружить со старшими или, наоборот, с младшими детьми. Не стоит устанавливать определенные нормы в отношениях, пусть ребёнок сам выбирает себе друзей.

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Что делать, если малыш сам обижает других детей — дразнит, дерется, отбирает игрушки? И родителям постоянно приходится выслушивать что-то типа: «Какой несносный ребёнок»! А он, возможно, просто хочет обратить на себя внимание, только не знает как. Особенно часто это случается у детей дошкольного возраста. Например, ровесники строят замок из песка, а его в свою компанию не принимают. Можно подойти и сказать: «А давайте рядом еще один дом построим», а можно подойти и все разрушить — тогда его уж точно заметят.

В этом случае нужно объяснить ребёнку, как начать разговор с играющими детьми и попросить принять его в свою компанию. Малыш должен знать, что, приходя в коллектив, нельзя навязывать свои правила игры. Кроме того, не стоит клянчить, если по каким-то причинам дети его не принимают — так точно дружбы не добьешься. Лучше просто отойти в сторону и заняться своими делами. Можно, собираясь на детскую площадку, дать ребёнку с собой игрушки как повод для знакомства, например — пару машин, мяч или набор кукольной посуды.

Не нужно заставлять малыша дружить, если он этого не хочет. Возможно, у него есть на это причины. И в любом случае родители должны быть рядом и поддерживать своего ребёнка, ведь они лучше всего могут научить его выстраивать правильные отношения с окружающими людьми.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 20.04.2017 11:54, обновлено 24.08.2021 10:54
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Формирование положительного отношения к ЗОЖ у детей
Основное звено в цепочке развития детей – родители. Как развить в ребенке стремление быть здоровым?
Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка
Каким образом выстраиваются отношения в детском коллективе? Помощь родителей в социальной адаптации ребенка.
Родители и дети: правильные семейные отношения
Родительский авторитет существует в тех семьях, где родители требовательны, прежде всего, к себе. Взрослые должны уметь корректировать свое поведение.
Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?
Рано или поздно все дети определяют себя как мальчика или девочку, и сталкиваются со стереотипами общества на эту тему. Что делать родителям?
Отношение к инвалидам у детей
Важный аспект воспитательного процесса: формирование правильного отношения к инвалидам у детей.
Формируем у детей правильное отношение к своей красоте
Почему некоторые дети вырастают с комплексом «гадкого утенка»? Кто не научил их видеть свою красоту?