«Со мной не дружат»: отношения в детском коллективе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Отношения малыша в детском коллективе иногда складываются не так, как хотелось бы его родителям. Отправляя ребёнка в детское учреждение, они полагают, что там он научится общаться со сверстниками, принимать решения и отвечать за собственные поступки. К сожалению, иногда их ожидания не оправдываются, потому что не всем детям удается одинаково легко установить контакт с ровесниками и найти свое место в коллективе.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

О дружбе сложено очень много стихов, песен и сказок. Но как быть, если в книжках она существует, а в жизни ребёнка все совсем наоборот? Иногда так случается, что куда бы ни пришел малыш — в школу, спортивную секцию или просто на игровую площадку, все заканчивается одинаково: слезами, обидами и потасовками. Друзей у него нет, а преподаватели постоянно жалуются — дерется, обижает сверстников. Но если послушать самого малыша, то обзывают и обижают именно его. Получается замкнутый круг.

У ребёнка не сложились отношения в школьном коллективе — подобное явление может быть досадной случайностью. Возможно, это просто неприятное стечение обстоятельств: предвзятое отношение педагога, нападки со стороны не совсем воспитанных сверстников, по каким-то причинам выбравших жертвой именно его.

Возможно, со временем дружба в детском коллективе наладится сама собой. Но если такой характер отношений с окружающими складывается не только в школе, но и во время занятий в кружках и секциях, на отдыхе и везде, где приходится бывать ребёнку, если друзей не было и нет — это уже проблема и ее нужно решать.

Скорее всего, малыша в коллективе просто дразнят. Возможно, даже без причины. А может быть, поводом для этого послужила какая-то особенность внешности или характера — «рыжий, очкарик, тюфяк» и так далее. Что делать в таком случае? Сама по себе какая-то особенность ребёнка не может стать причиной нападок сверстников. Дразнят только тех, кто на это реагирует. Одни дети в ответ на «ботаника или толстяка» отмахнутся и не придадут этому значения, а другие растеряются, заплачут или попытаются ответить обидчику. Не трудно догадаться, что чаще дразнить будут последних.

Если малыша обижают в коллективе, стоит объяснить ему, что такое поведение свойственно лишь неуверенным в себе людям. Таким образом они пытаются показать свою значимость, а в некоторых случаях и отвлечь внимание от собственных недостатков. Поэтому вряд ли стоит придавать этому значение.

Кроме того, нужно научить малыша правильно реагировать на нападки окружающих — например, считать до десяти, примерять мысленно на обидчика смешные наряды, а можно просто ответить: «Я рад, что тебе так весело».

Как научить детей строить новые отношения?

Как научить детей строить новые отношения?

Бывает, что ребёнок не дерется, никого не обижает и готов дружить — но новые отношения с ровесниками не складываются. О таких говорят: «не вписался в коллектив». Это происходит потому, что не у всех одинаково хорошо развит так называемый социальный интеллект. Одни дети сразу чувствуют характер отношений в коллективе, симпатию или антипатию окружающих. Другие же не всегда могут найти нужные слова для построения новых отношений с ровесниками. Особенно сложно это делать детям с недостаточно развитой способностью сопереживать. Или малышам, которые большую часть времени проводят дома, не ходят в детский сад. У них прекрасные отношения с родителями и родственниками, а вот с ровесниками — нет.

В этом случае придется учить ребёнка общению. Нужно рассказывать, как знакомиться, разговаривать, вместе играть, помогать и просить помощи. Только не нужно давать малышу готовые инструкции, лучше подталкивать его к правильным решениям: «Как ты считаешь, нужно поздороваться с детьми на площадке?», «А какую игру можно предложить друзьям, чтобы всем было весело»?

Хорошо, если родители объяснят ребёнку, по каким признакам можно понять, что с ним не хотят дружить. Это можно сделать в форме игры. Например, мама с разной интонацией (скучающей, пренебрежительной, насмешливой, дружелюбной) произносит фразу: «У меня сейчас нет на это времени, давай поиграем потом». А ребёнок должен угадать и постараться изобразить чувства — радость, неловкость, разочарование, интерес.

Если у малыша появился друг — можно пригласить его в гости. Начинать новые отношения с одним другом гораздо проще, чем с группой детей. И чем больше у него будет дружеских контактов со сверстниками, тем лучше будет характер отношений с коллективом. Иногда малыш предпочитает дружить со старшими или, наоборот, с младшими детьми. Не стоит устанавливать определенные нормы в отношениях, пусть ребёнок сам выбирает себе друзей.

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Что делать, если малыш сам обижает других детей — дразнит, дерется, отбирает игрушки? И родителям постоянно приходится выслушивать что-то типа: «Какой несносный ребёнок»! А он, возможно, просто хочет обратить на себя внимание, только не знает как. Особенно часто это случается у детей дошкольного возраста. Например, ровесники строят замок из песка, а его в свою компанию не принимают. Можно подойти и сказать: «А давайте рядом еще один дом построим», а можно подойти и все разрушить — тогда его уж точно заметят.

В этом случае нужно объяснить ребёнку, как начать разговор с играющими детьми и попросить принять его в свою компанию. Малыш должен знать, что, приходя в коллектив, нельзя навязывать свои правила игры. Кроме того, не стоит клянчить, если по каким-то причинам дети его не принимают — так точно дружбы не добьешься. Лучше просто отойти в сторону и заняться своими делами. Можно, собираясь на детскую площадку, дать ребёнку с собой игрушки как повод для знакомства, например — пару машин, мяч или набор кукольной посуды.

Не нужно заставлять малыша дружить, если он этого не хочет. Возможно, у него есть на это причины. И в любом случае родители должны быть рядом и поддерживать своего ребёнка, ведь они лучше всего могут научить его выстраивать правильные отношения с окружающими людьми.

Читайте также

Уроки дружбы для детей
Что такое дружба? И если в ней место дракам и оскорблениям? Ответы на эти вопросы в нашей статье.
Развитие межличностных отношений детей: игры для преодоления застенчивости
У вас застенчивый ребёнок? Узнайте, какие игры помогут ему раскрепоститься, стать увереннее в себе.
Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?
Рано или поздно все дети определяют себя как мальчика или девочку, и сталкиваются со стереотипами общества на эту тему. Что делать родителям?
Как не испортить отношения с пожилыми родителями?
Чтобы отношения с родителями не зашли в тупик, научитесь трезво оценивать ситуацию.
Детские тайны: как вернуть откровенность в отношениях?
Дети не хотят делиться с родителями своими секретами? Может быть, это результат утраченного доверия в отношениях?
Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка
Каким образом выстраиваются отношения в детском коллективе? Помощь родителей в социальной адаптации ребенка.
Опубликовано 20.04.2017 11:54, обновлено 24.08.2021 10:54
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.