«Со мной не дружат»: отношения в детском коллективе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Отношения малыша в детском коллективе иногда складываются не так, как хотелось бы его родителям. Отправляя ребёнка в детское учреждение, они полагают, что там он научится общаться со сверстниками, принимать решения и отвечать за собственные поступки. К сожалению, иногда их ожидания не оправдываются, потому что не всем детям удается одинаково легко установить контакт с ровесниками и найти свое место в коллективе.

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?

О дружбе сложено очень много стихов, песен и сказок. Но как быть, если в книжках она существует, а в жизни ребёнка все совсем наоборот? Иногда так случается, что куда бы ни пришел малыш — в школу, спортивную секцию или просто на игровую площадку, все заканчивается одинаково: слезами, обидами и потасовками. Друзей у него нет, а преподаватели постоянно жалуются — дерется, обижает сверстников. Но если послушать самого малыша, то обзывают и обижают именно его. Получается замкнутый круг.

У ребёнка не сложились отношения в школьном коллективе — подобное явление может быть досадной случайностью. Возможно, это просто неприятное стечение обстоятельств: предвзятое отношение педагога, нападки со стороны не совсем воспитанных сверстников, по каким-то причинам выбравших жертвой именно его.

Возможно, со временем дружба в детском коллективе наладится сама собой. Но если такой характер отношений с окружающими складывается не только в школе, но и во время занятий в кружках и секциях, на отдыхе и везде, где приходится бывать ребёнку, если друзей не было и нет — это уже проблема и ее нужно решать.

Скорее всего, малыша в коллективе просто дразнят. Возможно, даже без причины. А может быть, поводом для этого послужила какая-то особенность внешности или характера — «рыжий, очкарик, тюфяк» и так далее. Что делать в таком случае? Сама по себе какая-то особенность ребёнка не может стать причиной нападок сверстников. Дразнят только тех, кто на это реагирует. Одни дети в ответ на «ботаника или толстяка» отмахнутся и не придадут этому значения, а другие растеряются, заплачут или попытаются ответить обидчику. Не трудно догадаться, что чаще дразнить будут последних.

Если малыша обижают в коллективе, стоит объяснить ему, что такое поведение свойственно лишь неуверенным в себе людям. Таким образом они пытаются показать свою значимость, а в некоторых случаях и отвлечь внимание от собственных недостатков. Поэтому вряд ли стоит придавать этому значение.

Кроме того, нужно научить малыша правильно реагировать на нападки окружающих — например, считать до десяти, примерять мысленно на обидчика смешные наряды, а можно просто ответить: «Я рад, что тебе так весело».

Как научить детей строить новые отношения?

Как научить детей строить новые отношения?

Бывает, что ребёнок не дерется, никого не обижает и готов дружить — но новые отношения с ровесниками не складываются. О таких говорят: «не вписался в коллектив». Это происходит потому, что не у всех одинаково хорошо развит так называемый социальный интеллект. Одни дети сразу чувствуют характер отношений в коллективе, симпатию или антипатию окружающих. Другие же не всегда могут найти нужные слова для построения новых отношений с ровесниками. Особенно сложно это делать детям с недостаточно развитой способностью сопереживать. Или малышам, которые большую часть времени проводят дома, не ходят в детский сад. У них прекрасные отношения с родителями и родственниками, а вот с ровесниками — нет.

В этом случае придется учить ребёнка общению. Нужно рассказывать, как знакомиться, разговаривать, вместе играть, помогать и просить помощи. Только не нужно давать малышу готовые инструкции, лучше подталкивать его к правильным решениям: «Как ты считаешь, нужно поздороваться с детьми на площадке?», «А какую игру можно предложить друзьям, чтобы всем было весело»?

Хорошо, если родители объяснят ребёнку, по каким признакам можно понять, что с ним не хотят дружить. Это можно сделать в форме игры. Например, мама с разной интонацией (скучающей, пренебрежительной, насмешливой, дружелюбной) произносит фразу: «У меня сейчас нет на это времени, давай поиграем потом». А ребёнок должен угадать и постараться изобразить чувства — радость, неловкость, разочарование, интерес.

Если у малыша появился друг — можно пригласить его в гости. Начинать новые отношения с одним другом гораздо проще, чем с группой детей. И чем больше у него будет дружеских контактов со сверстниками, тем лучше будет характер отношений с коллективом. Иногда малыш предпочитает дружить со старшими или, наоборот, с младшими детьми. Не стоит устанавливать определенные нормы в отношениях, пусть ребёнок сам выбирает себе друзей.

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?

Что делать, если малыш сам обижает других детей — дразнит, дерется, отбирает игрушки? И родителям постоянно приходится выслушивать что-то типа: «Какой несносный ребёнок»! А он, возможно, просто хочет обратить на себя внимание, только не знает как. Особенно часто это случается у детей дошкольного возраста. Например, ровесники строят замок из песка, а его в свою компанию не принимают. Можно подойти и сказать: «А давайте рядом еще один дом построим», а можно подойти и все разрушить — тогда его уж точно заметят.

В этом случае нужно объяснить ребёнку, как начать разговор с играющими детьми и попросить принять его в свою компанию. Малыш должен знать, что, приходя в коллектив, нельзя навязывать свои правила игры. Кроме того, не стоит клянчить, если по каким-то причинам дети его не принимают — так точно дружбы не добьешься. Лучше просто отойти в сторону и заняться своими делами. Можно, собираясь на детскую площадку, дать ребёнку с собой игрушки как повод для знакомства, например — пару машин, мяч или набор кукольной посуды.

Не нужно заставлять малыша дружить, если он этого не хочет. Возможно, у него есть на это причины. И в любом случае родители должны быть рядом и поддерживать своего ребёнка, ведь они лучше всего могут научить его выстраивать правильные отношения с окружающими людьми.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Потливость после 40: климакс и другие причины

Узнайте о том, отчего после 40 лет приходится чаще принимать душ, менять дезодоранты в поисках эффективного средства от избыточного потоотделения.

Жидкий хлорофилл: почему он так популярен и что о нем важно знать?

Жидкий хлорофилл снискал большую славу у поклонников ЗОЖ, но получить пигмент можно и из свежих плодов.

Борьба с хроническим воспалением: питание, витамины, лекарства, БАД

Хроническое воспаление негативно влияет на здоровье, провоцируя серьезные болезни и патологические процессы, но как его устранить?

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Физическая нагрузка и менструальный цикл

Какие физические нагрузки лучше всего выполнять девушкам и женщинам в разные дни менструального цикла?

Предупреждающие симптомы инсульта у мужчин

Предупреждающие о скором инсульте у мужчин симптомы. Первая помощь, лечение и реабилитация после инсульта.

Газы у ребёнка: что вызывает газообразование и как с ним справиться?

Сколько пукать считается нормальным? Когда малышу с газообразованием нужен врач?

Прорезывание зубов у ребенка: что нужно знать маме

Когда у ребенка режутся зубы, у родителей начинаются проблемы. Малыш капризничает, не хочет спать, иногда поднимается температура. Как же помочь ребенку в этот период?

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!
Опубликовано 20.04.2017 11:54, обновлено 24.08.2021 10:54
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Формирование положительного отношения к ЗОЖ у детей
Основное звено в цепочке развития детей – родители. Как развить в ребенке стремление быть здоровым?
Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка
Каким образом выстраиваются отношения в детском коллективе? Помощь родителей в социальной адаптации ребенка.
Родители и дети: правильные семейные отношения
Родительский авторитет существует в тех семьях, где родители требовательны, прежде всего, к себе. Взрослые должны уметь корректировать свое поведение.
Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?
Рано или поздно все дети определяют себя как мальчика или девочку, и сталкиваются со стереотипами общества на эту тему. Что делать родителям?
Отношение к инвалидам у детей
Важный аспект воспитательного процесса: формирование правильного отношения к инвалидам у детей.
Формируем у детей правильное отношение к своей красоте
Почему некоторые дети вырастают с комплексом «гадкого утенка»? Кто не научил их видеть свою красоту?