Отношения малыша в детском коллективе иногда складываются не так, как хотелось бы его родителям. Отправляя ребёнка в детское учреждение, они полагают, что там он научится общаться со сверстниками, принимать решения и отвечать за собственные поступки. К сожалению, иногда их ожидания не оправдываются, потому что не всем детям удается одинаково легко установить контакт с ровесниками и найти свое место в коллективе.
Характер отношений в коллективе: что делать, если ребёнка дразнят?
О дружбе сложено очень много стихов, песен и сказок. Но как быть, если в книжках она существует, а в жизни ребёнка все совсем наоборот? Иногда так случается, что куда бы ни пришел малыш — в школу, спортивную секцию или просто на игровую площадку, все заканчивается одинаково: слезами, обидами и потасовками. Друзей у него нет, а преподаватели постоянно жалуются — дерется, обижает сверстников. Но если послушать самого малыша, то обзывают и обижают именно его. Получается замкнутый круг.
У ребёнка не сложились отношения в школьном коллективе — подобное явление может быть досадной случайностью. Возможно, это просто неприятное стечение обстоятельств: предвзятое отношение педагога, нападки со стороны не совсем воспитанных сверстников, по каким-то причинам выбравших жертвой именно его.
Возможно, со временем дружба в детском коллективе наладится сама собой. Но если такой характер отношений с окружающими складывается не только в школе, но и во время занятий в кружках и секциях, на отдыхе и везде, где приходится бывать ребёнку, если друзей не было и нет — это уже проблема и ее нужно решать.
Скорее всего, малыша в коллективе просто дразнят. Возможно, даже без причины. А может быть, поводом для этого послужила какая-то особенность внешности или характера — «рыжий, очкарик, тюфяк» и так далее. Что делать в таком случае? Сама по себе какая-то особенность ребёнка не может стать причиной нападок сверстников. Дразнят только тех, кто на это реагирует. Одни дети в ответ на «ботаника или толстяка» отмахнутся и не придадут этому значения, а другие растеряются, заплачут или попытаются ответить обидчику. Не трудно догадаться, что чаще дразнить будут последних.
Если малыша обижают в коллективе, стоит объяснить ему, что такое поведение свойственно лишь неуверенным в себе людям. Таким образом они пытаются показать свою значимость, а в некоторых случаях и отвлечь внимание от собственных недостатков. Поэтому вряд ли стоит придавать этому значение.
Кроме того, нужно научить малыша правильно реагировать на нападки окружающих — например, считать до десяти, примерять мысленно на обидчика смешные наряды, а можно просто ответить: «Я рад, что тебе так весело».
Как научить детей строить новые отношения?
Бывает, что ребёнок не дерется, никого не обижает и готов дружить — но новые отношения с ровесниками не складываются. О таких говорят: «не вписался в коллектив». Это происходит потому, что не у всех одинаково хорошо развит так называемый социальный интеллект. Одни дети сразу чувствуют характер отношений в коллективе, симпатию или антипатию окружающих. Другие же не всегда могут найти нужные слова для построения новых отношений с ровесниками. Особенно сложно это делать детям с недостаточно развитой способностью сопереживать. Или малышам, которые большую часть времени проводят дома, не ходят в детский сад. У них прекрасные отношения с родителями и родственниками, а вот с ровесниками — нет.
В этом случае придется учить ребёнка общению. Нужно рассказывать, как знакомиться, разговаривать, вместе играть, помогать и просить помощи. Только не нужно давать малышу готовые инструкции, лучше подталкивать его к правильным решениям: «Как ты считаешь, нужно поздороваться с детьми на площадке?», «А какую игру можно предложить друзьям, чтобы всем было весело»?
Хорошо, если родители объяснят ребёнку, по каким признакам можно понять, что с ним не хотят дружить. Это можно сделать в форме игры. Например, мама с разной интонацией (скучающей, пренебрежительной, насмешливой, дружелюбной) произносит фразу: «У меня сейчас нет на это времени, давай поиграем потом». А ребёнок должен угадать и постараться изобразить чувства — радость, неловкость, разочарование, интерес.
Если у малыша появился друг — можно пригласить его в гости. Начинать новые отношения с одним другом гораздо проще, чем с группой детей. И чем больше у него будет дружеских контактов со сверстниками, тем лучше будет характер отношений с коллективом. Иногда малыш предпочитает дружить со старшими или, наоборот, с младшими детьми. Не стоит устанавливать определенные нормы в отношениях, пусть ребёнок сам выбирает себе друзей.
Как преодолеть трудности в отношениях с ровесниками?
Что делать, если малыш сам обижает других детей — дразнит, дерется, отбирает игрушки? И родителям постоянно приходится выслушивать что-то типа: «Какой несносный ребёнок»! А он, возможно, просто хочет обратить на себя внимание, только не знает как. Особенно часто это случается у детей дошкольного возраста. Например, ровесники строят замок из песка, а его в свою компанию не принимают. Можно подойти и сказать: «А давайте рядом еще один дом построим», а можно подойти и все разрушить — тогда его уж точно заметят.
В этом случае нужно объяснить ребёнку, как начать разговор с играющими детьми и попросить принять его в свою компанию. Малыш должен знать, что, приходя в коллектив, нельзя навязывать свои правила игры. Кроме того, не стоит клянчить, если по каким-то причинам дети его не принимают — так точно дружбы не добьешься. Лучше просто отойти в сторону и заняться своими делами. Можно, собираясь на детскую площадку, дать ребёнку с собой игрушки как повод для знакомства, например — пару машин, мяч или набор кукольной посуды.
Не нужно заставлять малыша дружить, если он этого не хочет. Возможно, у него есть на это причины. И в любом случае родители должны быть рядом и поддерживать своего ребёнка, ведь они лучше всего могут научить его выстраивать правильные отношения с окружающими людьми.