Социализация у детей: ролевые игры и правила успеха

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети с раннего возраста испытывают острую потребность в общении с окружающими людьми. Сначала их круг достаточно ограничен и состоит преимущественно из родителей, бабушек и дедушек. С возрастом у ребёнка появляется естественное желание расширять свои границы, знакомиться с новыми людьми, вступать с ними во взаимодействие. В силу неопытности, такое общение может не сразу быть удачным, поэтому родителям важно помочь ребёнку развить свои навыки, что скажется на всей его будущей жизни.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Важность социализации для детей

Уже в период своего дошкольного возраста дети испытывают необходимость в общении со сверстниками и взрослыми. Реализация этой потребности очень сильно влияет на развитие ребёнка, его логическое мышление и уверенность в себе. Интерес ко взрослым возникает гораздо раньше — наблюдая за ними и подражая им, он учится говорить, размышлять, действовать. Примерно к 2-2,5 годам дети начинают делать первые шаги по освоению навыков коммуникации со сверстниками, при этом они учатся доверять друг другу, сотрудничать, разрешать конфликты и защищать свои физические и психологические границы. Замечено, что у детей, которые имеют старшего брата или сестру, процесс развития проходит в разы быстрее тех, чья семья состоит только из родителей. 

В ходе общения с другими людьми, ребёнок также познает сам себя, оценивая свои возможности и способности, развивая творческий потенциал. Именно в этот момент формируется самооценка, закладываются основы уверенного в себе человека при условии положительного окружения. 

Правила развития социальных навыков у ребёнка

Правила развития социальных навыков у ребёнка

Само понятие «социальные навыки» означает умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Для осваивания таких навыков детям важно знать:

  • нормы поведения в домашних условиях и общественных местах (вежливое общение, соблюдение тишины в требующих этого помещениях);
  • правила общения с детьми и взрослыми (спокойный тон, уважение к собеседнику и его точке зрения, проявление интереса к нему);
  • нормы поведения при совместных занятиях (умение договариваться, навык решать конфликты мирным путем). 

Ключевую роль в становлении социальных навыков и развитии ребёнка играют родители. При этом некоторые из них абсолютно уверены, что нескольких бесед с ребёнком на эту тему вполне достаточно для понимания и освоения им правил взаимодействия со сверстниками. На самом деле, поведение детей на 80% зависит от того, что они видят в повседневной жизни, как ведут себя их родители с другими людьми и непосредственно с ними. Это означает, что если мама не здоровается с соседями, то ребёнок тоже этого делать не будет, сколько бы ему не объясняли.

Для овладения социальными навыками необходимо:

  1. Демонстрировать правила поведения собственным примером в общении с ним, с другими родственниками, друзьями и незнакомыми людьми.
  2. Читать детские книги на данную тему — это должно быть ненавязчиво и дозировано. Желательно выбрать подобную книгу совместно, тогда ребёнок будет охотнее ее читать.
  3. Обсуждать с ребёнком вопросы взаимодействия: желательно делать это сразу после возникшей ситуации, в дружелюбном тоне, коротко и на понятном ему языке. Скорее всего, придется проводить такие беседы не единожды, при этом следует все так же терпеливо объяснить ситуацию, вдвоем поразмышлять на тему возможных путей ее разрешения.
  4. Играть в ролевые игры. Это простой, интересный и очень действенный инструмент для высвобождения детской творческой энергии, снятия напряжения, обучения взаимодействию с другими людьми еще задолго до возникновения возможных проблем в общении.

Ролевые игры для развития ребёнка и их основные тематики

Многие дети реагируют на некоторые ситуации совершенно непредсказуемым образом, демонстрируют неправильные асоциальные реакции, что зачастую воспринимается как невоспитанность, капризность и хулиганство. На самом деле, у них просто недостаточно знаний и умений в сфере правильных взаимоотношений, которым их не научили и не показали наглядный пример положительного общения.

Для отработки правильных реакций и действий на те или иные ситуации, знакомства с моделями реагирования при различных обстоятельствах широко используются ролевые игры. Они не только обеспечивают развитие ребёнка, но также помогают справиться ему с напряжением и получить удовольствие от процесса. Основными тематиками ролевых игр для развития социальных навыков являются:

  • сотрудничество — для умения слаженно работать в команде;
  • доверие — на установление или возобновление доверия друзей, понимание правильных реакций на предательство;
  • эмпатия — на умение сопереживать и поддерживать;
  • тактичность — для развития способности общаться, не задевая слабые стороны собеседника;
  • смелость — для умения постоять за себя и других, защитить свои физические и психологически границы;
  • верность — на понимание важности близких дружеских отношений;
  • ответственность — для усвоения того, что каждый поступок имеет свои последствия, за которые нужно отвечать;
  • честность — для понимания важности правды во взаимоотношениях;
  • забота — на развитие умения поддержать друга в сложившейся ситуации.

Примеры ролевых игр с участием ребёнка

Примеры ролевых игр с участием ребёнка

Развитие ребёнка, особенно дошкольного возраста, лучше всего проходит в виде игры. Родители могут сами придумывать сюжеты игр и создавать несложные сценарии, а могут обратиться к уже разработанным, найдя их в книгах или на просторах сети.

Вот несколько примеров ролевых игр на развитие социальных навыков у детей:

  1. Детям выдается один листок и каждому по карандашу. Первый игрок начинает рисунок с любой детали, следующий добавляет свою и т. д. Так отрабатывается навык сотрудничества и уважения к чужому мнению. В конце рисунок рассматривается и происходит обсуждение того, что было задумано и что вышло в итоге.
  2. Дети образовывают круг, в средине которого стоит ведущий с игрушкой и говорит ей комплимент. Далее игрушка передается по кругу, и каждый ребёнок говорит ей ласковые слова.
  3. Следует взять большую коробку и прорезать в ней большие отверстия по числу игроков. Все игроки просовывают в отверстия руки и находят руку другого ребёнка, «здороваются» с ней и угадывают, чья она.

Читайте также

Легкая и эффективная диета для похудения
Легкая диета для быстрого похудения – мечта любой девушки. Но существует ли такая? Ответ прост – да.
Почему мать не любит играть с ребенком?
Почему мамы не любят играть с маленькими детьми и как решить проблему?
Помощь детей в уходе за пожилыми родными: да или нет?
Родители часто задаются вопросом, стоит ли привлекать детей к помощи по уходу за пожилыми бабушками или дедушками.
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Поощряйте детские ролевые игры, ведь это не только развлечение, но и шанс весело и непринужденно научиться чему-нибудь полезному.
Сенсорное развитие детей 2-3 лет: что надо знать родителям
Как развить сенсорное восприятие мира у ребенка и его творческие способности? Вам помогут несложные и увлекательные игровые методики.
Школьные уроки дома: плюсы и минусы
Кому подходят домашние уроки и в чем их преимущества и недостатки?
Опубликовано 12.09.2018 10:43, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.