Семейное образование по выбору родителей, а не из-за особенностей ребёнка, находит все больше сторонников как среди взрослых, так и среди вчерашних школьников. Если раньше у родителей хоумскулеров чаще спрашивали, как же они смогут всему научить ребёнка дома, то теперь первый вопрос: «А как же социализация? С кем запертый дома ребёнок будет общаться?». MedAboutMe разбирается в роли школы в формировании социальных навыков, а родители рассказывают, как и с кем общаются дети, не посещающие школу.
Образовательные учреждения и навыки социализации
По мнению абсолютного большинства, ребёнок на домашнем обучении или на семейной форме образования может быть только из-за ограничений по здоровью. Чем еще объяснить стремление родителей запереть дитя в четырех стенах, дезадаптировать и лишить возможностей самореализации в обществе сверстников?
Почему у нас сформировалась такая картинка? Вероятно, корни уходят еще во времена СССР, когда родители были обязаны работать с раннего детства, и дошкольные, а затем и школьные образовательные учреждения, а летом — родственники-пенсионеры и пионерские лагеря были единственным вариантом организованного присмотра за чадом.
Опять-таки идеологические принципы было проще «отдавать на откуп» детским садам и школам, кто их, родителей, знает, что не так расскажут из политинформации за ужином.
Старшее поколение привыкло расти в коллективе, и не мыслило иных форм воспитания для своих детей, сегодняшних родителей. Хотя еще чуть более века назад вся нация отлично справлялась с домашними методами образования, кто — с гувернанткой и личным преподавателем, кто — в церковно-приходских школах со смешанными классами. И никто не страдал от отсутствия навыков общения.
Сегодня мы знаем, что социализация — необходима. Средний человек не может расти и успешно самореализоваться в отрыве от общества, не постигая его многообразия, не вырабатывая свои адаптивные и защитные реакции. Однако что такое социализация на самом деле, мало кто знает. Знаем только, что ею овладевают в детских садах и школах, и никак нельзя упускать момент.
Вообще, про «запираться дома» — это, конечно, чересчур утрированно. Не верю, что кто-то может так думать. То есть, если у ребёнка и до школы единственный коллектив был — дети из группы сада, то, возможно, что так оно и есть.
Но если до школы семья вела довольно активный образ жизни — путешествия, поездки, насыщенная культурная жизнь, имела какой-то круг близких по духу семей, вообще, если ребёнок был знаком со многими людьми — взрослыми и детьми, разных национальностей, разных профессий и увлечений, то, мне кажется, на семейном образовании все примерно так и будет продолжаться. Было бы странно, если бы вдруг все засели дома, заперлись на замок и взирали на мир из своей крепости.
С другой стороны, когда сын пошел в первый класс в школу, у нас лично количество этой «социализации» резко уменьшилось. Да, ребёнок ежедневно видит 25 человек детей с учительницей во главе. Но не факт, что это будут какие-то интересные для него люди, не факт, что с большинством из них он за целый год перебросится и десятком слов. Но да, все окружающие зато спокойны — социализация на месте. Но нет, я не считаю это социализацией.
Что нам дает школа?
На самом деле в российских школах навыки, которые должны помогать успешно самореализовываться в обществе, как в социальном, так и в профессиональном аспекте, развиваются довольно слабо. Да, есть уникальные преподаватели, способные как на уроках, так и на внеклассных занятиях помогать отрабатывать навыки публичных выступлений, работы в группе, подготовки и презентации проектов так, что это действительно навык выступлений и работы, а не отбывание своих трех минут у доски, где слушает тебя только учитель.
Навык решения конфликтов, выработка лидерских качеств при нашей системе образования тоже весьма условны. Ротация в классном коллективе невелика, выбор лидеров и «белых ворон» зачастую происходит на далеких от взрослой жизни основаниях. И даже разделы конфликтологии как дополнительного предмета не помогают разрешать внутригрупповые конфликты так, как этого требует социум. При обострении конфликта не возникает тема отработки навыка переговоров. Или учитель разберется, или синяков понаставят.
Если честно, отлично отрабатываются умения носить сменную обувь, поднимать руку за партой, маскироваться, чтобы не спросили. Не самые необходимые для будущей жизни навыки.
Таким образом, социализация в целом, по мнению большинства, возможна только в школе. А вот если разбить процесс социализации на составляющие, то оказывается понятно: в отношении этих навыков школьное обучение неэффективно.
«Мама, мне же не нужно ходить в школу для того, чтобы с кем-то дружить»
Общение с другими людьми — это тот инструмент, благодаря которому личность и обретает социальные навыки. А с кем же общаться хоумскулерам, если они не ходят в школу?
Рассказывают родители, выбравшие для детей форму семейного образования.
Дочь сейчас ходит сама на музыку, рисование и в бассейн, я выбираю все строго по принципу, сможет ли она сама добраться. Кстати, пока она была в школе — везде ходила за ручку, там же даже не выпускали на улицу, если мама прям вот тут не стоит. А сейчас сама ходит на все занятия, гулять и в магазин.
Дочь сама по себе очень общительная и ей, конечно, нужны большие компании. Я ей их честно не могу обеспечить, но она может сама ходить, например, гулять и собирать какие-то компании во дворе, сейчас на это есть больше времени и возросшая самостоятельность позволяет.
Безусловно, за счет того, что дочь с этими компаниями не проводит по 6 часов 5 дней в неделю, у нее нет прям друзей-друзей. В школе были две девочки, она сперва активно общалась с ними в вотсапе и по телефону, сейчас тоже, но редко, разные интересы. В целом для общения у дочки сейчас есть прогулки, бассейн, музыка-рисование, гости-выезды-тусовки. Ей хочется больше, но в школу она возвращаться уже не хочет.
С социализацией в 14 лет вообще сложно, а на семейном обучении тем более. Моя дочь ездит в подростковый клуб в Москве, он работает 3 раза в неделю по 4 часа. Это бесплатно, там можно играть в настольные игры, есть вайфай, можно общаться, читать или не делать ничего. В Москве таких навскидку 3-4.
В каникулы ездит в один и тот же лагерь, если получается. Плюс много общается в соцсетях: у нее есть небольшая постоянная компания, которая собралась на базе общих интересов.
Не могу утверждать, что это достаточная компенсация в части социализации. На семейном обучении один год (8 класс), до этого в школе постоянной компании не было, а времени на соцсети и поездки в клуб не хватало. Так что в плане общения семейная форма скорее в плюс, чем в минус, в школу дочь возвращаться не собирается.
Дети все очень разные, кому-то нужно, может быть, ежедневное общение с 8 до 13, у кого-то в этом нет такой необходимости. Кто-то любит шумную «тусовку», кому-то важнее дружба и разговоры по душам в формате «один на один». У нас сын, как и мы, «социальный интроверт». То есть он легко заводит новые знакомства, у него есть круг приятелей — бывших одноклассников, он любит принимать гостей, но при этом ценит возможность побыть одному в любое время, а не по графику. И бывает так, что он по несколько дней не испытывает потребности в общении со сверстниками.
Он может много времени заниматься чем-то в одиночестве — читать, делать журнал, слушать радиопостановки, собирая что-то из лего, программировать. Очень ценит, когда вечером с работы приходит папа и мы все вместе смотрим какое-нибудь кино или играем в настольные игры. Любит семейные выходные, когда мы только втроем — катаемся на велосипедах или гуляем в лесу.
Вообще, когда после 1-го класса он решил, что хочет учиться дома (я просто рассказывала ему о такой возможности), и у меня начались мучительные раздумья как раз по поводу того, как же он будет без ежедневного общения (потому что после 1-го класса мне показалось, что сын у меня вполне себе экстраверт), сын меня успокаивал! Он говорил: «Мама, ну мне же совсем не нужно ходить в школу для того, чтобы с кем-то дружить. Я могу встречаться с ребятами на площадке после школы и общаться».
В общем, сейчас все именно так и происходит. В целом, наш бывший класс не слишком дружный, так скажем, есть группка детей (и их родителей), которые общаются между собой и после уроков (а на уроках особенно же и не пообщаешься) — человек 5-6. Сын продолжает с ними встречаться. Гуляет на площадке (может два-три раза в неделю выйти, а может и ни одного), в кино ходит, на дни рождения, сейчас вот будут вместе отмечать окончание 2-го класса.
Вообще, надо, наверное, сказать, что в сад сын не ходил, но у нас всегда был довольно большой круг дружественных семей, дети которых тоже не ходили в сад, поэтому мы ездили друг к другу в гости, вместе ходили в разные интересные места и на мероприятия. Так как все наши друзья живут в разных районах Москвы или в Подмосковье, то, с началом школы, конечно, все стали видеться реже — занятия, домашняя работа, кружки...
По чему сын грустит, так это по тому, что его лучший друг, который живет на другом конце Москвы, пошел в школу и поступил в музыкалку, и теперь они совсем редко видятся.