Люди всех возрастов периодически что-то ломают: роняют смартфоны, разбивая их сенсорные экраны; царапают автомобили, неудачно припарковавшись; садятся на только что окрашенную скамейку; проливают кофе на белый диван. Но детские промахи часто вызывают у взрослых особенное раздражение, из-за того что повторяются снова и снова. В порыве злости мамы и папы часто срываются, кричат на детей или даже поднимают на них руку, о чем позже жалеют. Любящие родители признают, что никакие вещи не стоят того, чтобы ребёнок плакал или испытывал страх из-за их поломки. Но реагировать спокойно, узнав, что сын сломал уже пятый за год смартфон, бывает не просто.
Почему ребёнок портит вещи?
Ребёнок рвет и пачкает одежду, разбивает зеркала и посуду, разливает краски, ломает самокаты по разным причинам. Это может быть недостаток опыта, когда мальчик или девочка хочет приготовить яичницу, но роняет яйцо на пол, проливает подсолнечное масло и портит новые кухонные полотенца, пытаясь устранить следы готовки.
Экспериментировать нормально для ребёнка — так он развивается. Кто-то пробует в себя в кулинарии, кто-то ставит научные опыты или занимается творчеством. Побочные эффекты от познавательного интереса — это зря потраченные продукты; забрызганные краской, клеем и другими жидкостями стены, потолок, диван и кот; опилки и прочие отходы на ковре. Иногда последствия приобретают опасный характер: ребёнок устраивает пожар или затапливает соседей.
Проблемы с учебой, в отношениях со сверстниками, родителями или учителями и другие заботы наравне с плохим самочувствием делают человека рассеянным. Внешняя неловкость может быть связана с тем, что ребёнок не может сосредоточиться, его голова занята посторонними мыслями.
Неуверенность в себе часто мешает делать что-то качественно. Испытывать волнение естественно, когда берешься за дело первый раз. Некоторые задачи кажутся взрослым несложными, повседневными, но для ребёнка погладить форму в школу — ответственное задание.
Наличие прошлого неудачного опыта так же не позволяет расслабиться, так хозяйки годами не берутся готовить какое-то блюдо, из-за того что первый блин был комом. Дети еще более остро реагируют на неудачи. Результат волнения, с которым не удается совладать, — новые промахи.
Дети подвижны и активны от природы, для них нормально бегать, прыгать, баловаться, падать с велосипедов и роликов, лазить по турникам и деревьям. Не обходится без травм, ссадин и порванной одежды.
Иногда причина сломанных гаджетов и потерянных вещей — безразличное к ним отношение, небрежность. Есть ребята, которые не осознают ценности подарков и предметов обихода.
Тяжелые отношения в семье проявляются по-разному. Иногда ребёнок портит имущество, чтобы досадить взрослым. Точно зная, что родители будут огорчены или рассержены, он намеренно провоцирует конфликт, привлекает к себе внимание или мстит.
Эмоции, которые испытывают дети, что-то сломав
Эмоции, которые испытывает ребёнок при неудаче, зависят от его отношения к ней и реакции родителей. Паника, отчаяние, страх наказания или осуждения переполняют послушных детей, которых ругают за провинности. Такие чувства могут охватывать и просто очень ответственных ребят, они преувеличивают степень тяжести своего проступка, долго переживают и корят себя.
Более спокойная реакция проявляется в раздражении, досаде и недовольстве собой. Человек осознает последствия, возможные неудобства в связи с разбитым телефоном или потерянной сумкой с учебниками.
Мальчики и девочки, которым родители помогают справляться с неудачами, обычно быстро переходят от эмоциональной части восприятия случившегося к рациональной: обдумывают, можно ли что-то исправить, как избежать ошибки в следующий раз.
Дети по-разному реагируют на поломку вещей из-за отношения к ним. Одни равнодушны к одежде, другие любят наряжаться и переживают из-за порванной рубашки. Потеря любимой игрушки, подаренной кем-то из близких, ранит больше, чем перспектива остаться без дорогостоящего подарка.
Как родителям реагировать на сломанные игрушки и порванные джинсы?
Период, когда у ребёнка все валится из рук, часто не продолжительный. По мере взросления, человек становится все более аккуратным. Родителям важно помнить об этом, проявлять терпение и чаще вспоминать себя в детстве.
Поддержка и отношение родителей к неудачам ребёнка влияет на его характер и уверенность в себе. От того, насколько хорошо маме и папе удается подбадривать и вдохновлять сына или дочь, зависят новые попытки собрать большую картину из пазлов, смастерить модель подводной лодки или мини-электростанции, приготовить торт на день рождения бабушки.
Услышав плохие новости о разбитом телевизоре, выбитом окне или затопленных соседях, важно убедиться, все ли в порядке со здоровьем ребёнка и окружающих. Можно присесть, выпить воды и досчитать до 10. Одни дети сообщают о проблеме по телефону, другие ждут родителей, чтобы рассказать им все лично. В первом случае можно выяснить все необходимое для решения проблемы по телефону, а личный разговор отложить на вечер, во втором — постараться успокоиться и не кричать.
Можно вовлекать ребёнка в процесс устранения последствий ущерба, им нанесенного. Это может быть физическая помощь или финансовый вклад из личных накоплений. Важно не перебарщивать, например, спокойно реагировать на потерянную кепку или порванные джинсы. Но дать прочувствовать последствия отсутствия смартфона, не торопясь заменить его на новый. Видя, что ребёнок постоянно проявляет небрежность, стоит отказаться от дорогих покупок, выбирая бюджетную одежду и технику.
Как привить человеку бережное отношение к вещам?
Бережное отношение к вещам некоторые родители прививают на своем примере. Чистят, гладят одежду, аккуратно обращаются с техникой. Они не стремятся покупать ребёнку дорогие подарки, не отправляют первоклассника в школу с айфоном. Человек может быть просто не готов к ответственности, не осознавать того, что родителям еще полгода платить кредит за телефон, который он уронил в прорубь.
Осознание стоимости вещи невозможно без умения распоряжаться деньгами. Некоторые мамы и папы вовлекают детей в планирование семейного бюджета, ставят их перед выбором, когда нужно что-то купить. При таком отношении ребёнок быстрее учится ценить вещи, понимает, что они не так просто достаются родителям.