Связь психологии с другими науками несомненна, ведь во многих отраслях требуется знание особенностей психических процессов человека. Например, педагог не может работать с детьми, не понимая закономерности их психологического формирования в соответствии с возрастными периодами развития.
Содержание психологии как науки
Первоначальные основы психологии заложили в Древней Греции в VII–VI вв. до н.э. Тогда люди стали задумываться о душе, о ее различиях у человека и животных, ее способностях и функциях. Разумеется, до этого древние исследователи тоже делали попытки понять человека, но именно в этот период зарождается психология как наука, изучающая психику и душу посредством объективных методов, требующих фактчекинга и доказательной базы. Несмотря на столь долгую историю психологической науки, ученые до сих пор не сумели основательно разобраться в глубинах человеческой души и особенностях строения психики.
Психология изучает законы и особенности развития психической деятельности человека. Поскольку психика отражает объективную действительность, то психология помогает понять, как связаны психические явления с деятельностью человека и условиями его жизни. Таким образом, в центре исследовательского интереса психолога всегда стоит личность и ее психические процессы. Задачи психологии заключаются в стремлении постичь до конца сущность психологических явлений, научиться ими управлять и использовать полученные знания для эффективной деятельности.
Связь психологии с другими науками
Психология связана с разными отраслями культуры и науки. С первых веков своего появления она понималась как часть философского знания. В Античности философы стали рассматривать человека в общей картине мира. Вплоть до наших дней связь с философией была важным фактором развития психологической науки.
Труды многих психологов отсылают к социологии, этнографии, искусствоведению, логике, языкознанию и теории культуры. Кроме того, психология связана с биологией, математикой, педагогикой и медициной. Лекарь Гиппократ и философ Аристотель связывали ее с естествознанием, и эту тенденцию продолжили древние врачи Гален, Ибн-Сина. Огромное влияние оказала на психологию эволюционная теория Чарльза Дарвина: исследователи задумались о различии психики современных и первобытных людей. С XIX века психология была ориентирована на естественные и биологические науки, чему способствовали труды ученых из этой сферы.
Пифагор продемонстрировал важность математики в психологии, а Платон показал, что без геометрии невозможно постичь психологию. С учеными древности соглашались и исследователи Нового времени. Например, физик Готфрид Лейбниц пытался изучить психику посредством интегрального и дифференциального исчисления. Эксперименты ученых привели к тому, что математика помогла психологии сложиться в объективную науку, которая использует математическую обработку данных.
Психология со времен Античности была связана с педагогикой, хотя и недостаточно сильно. Только с эпохи Просвещения педагогическая практика стала опираться на психологическое знание, необходимое для понимания возрастных особенностей детей.