Иногда родителям кажется, что они не уделяют достаточно внимания своему ребёнку, особенно если ребёнок ─ школьник. Дежурная фраза «Как у тебя дела?» вроде бы и звучит каждый день, но ответ «Нормально» не несет в себе никакой информации. Чтобы быть действительно в курсе школьной жизни своего ребёнка, нужно не так и много ─ всего лишь правильно разговаривать с ним. Портал MedAboutMe провел расследование, с каких именно вопросов лучше начинать разговор со школьником.
Правила общения с детьми
С утра все разбегаются в спешке по своим делам, после школы ребёнка ждут кружки и секции, выполнение домашнего задания. Родители в это время обычно заняты домашними делами и, как всегда, «никуда не успевают». На выходных все же удается найти время и пообщаться между собой, а заодно попросить ребёнка принести дневник. В общем-то, очень часто разговор о школьной жизни ребёнка на этом месте и заканчивается.
Чтобы ребёнок вам доверял, стоит придерживаться некоторых правил:
- Будьте искренними.
- Если у вас совсем нет времени на разговор, лучше его перенести на более удобное время, чем быть безучастным при общении с ребёнком.
- Старайтесь смотреть ребёнку в глаза, прикасайтесь к нему (можно приобнять, потрепать по голове, поцеловать, взять за руку, положить руку на плечо и т. д.).
- Между вами не должно быть компьютеров, телефона, планшета и других «гаджетов», отвлекающих от общения.
- Рассказывайте о себе, о своих переживаниях, спрашивайте совета у ребёнка.
- Выполняйте все, что обещали. Если не смогли выполнить, найдите слова, чтобы извиниться.
- Если ребёнок хочет побыть один ─ это его право. Он имеет права хранить от вас секреты.
- Если ребёнок поделился с вами своим секретом (хотя вы его считаете полнейшей ерундой), держите его в тайне и не смейтесь над ребёнком.
Разговариваем об учебе и школьных предметах
Конечно, тема успеваемости ─ самая волнующая для родителей. Спрашивайте не только о том, какие оценки получил ребёнок. Интересуйтесь, согласен ли он с оценками и если нет, то почему. Спросите, хочет ли он пересдать низкие отметки, нужна ли ему помощь. Узнайте, как он считает, почему он получил плохие оценки. Может быть, ребёнок не понял тему или не выучил домашнее задание, а может просто был не внимателен на уроке. Похвалите за хорошие оценки, скажите, что вы им гордитесь. Спросите, какие предметы он любит, а какие ─ нет (и почему?) Расскажите о том, как вы учились в школе, что любили, а что ─ нет.
Говорим об учителях
Обязательно интересуйтесь, как складываются отношения с учителями и с классным руководителем. Иногда детям кажется, что кто-то из учителей их не любит. Узнайте об этом. Спрашивайте, справедливо ли учителя ставят оценки, понятно ли объясняют материал, «придираются» ли к ответам и к выполненному домашнему заданию? Поговорите о любимых учителях, чем они ему нравятся? Что бы ребёнок хотел «позаимствовать» у любимого учителя?
Узнаем об отношениях с друзьями и одноклассниками
Школьная жизнь ─ это не просто книжки и тетрадки. Школьная жизнь ─ это дружба, это способ научиться общаться с самыми разными людьми, учиться заниматься одним делом даже с теми людьми, которые могут быть не симпатичны ребёнку. Школа ─ это то место, где дети учатся дружить, прощать, мириться, идти на компромисс, работать в одной команде, помогать друг другу. Вот и разузнайте, с кем дружит ребёнок, а с кем ─ нет. Кто ему нравится из ребят, а от кого предпочитает держаться на расстоянии. В какие игры они играют на переменах, кто у них в классе «заводила», а кто предпочитает «прятаться в тени».
Немного посмеемся
Все дети ─ фантазеры и выдумщики. Пофантазируйте вместе. Придумайте, как будет выглядеть «школа будущего». Может быть, там будут учителя-роботы? А может, по субботам будут экскурсии на другие планеты? Можно пофантазировать на тему школьных предметов и придумать свои, такие как «дружбология» и «планшетоведение». А что будет, если после каждого урока всем будут раздавать мороженое за «пятерки» и редиску за «тройки»? Можно представить, как будет выглядеть, если физрук будет преподавать литературу, а учительница по математике ─ рисование.
Примерный перечень вопросов, которые можно задавать школьнику
- Сколько оценок ты сегодня получил? А сколько получится, если сложить их все вместе?
- Какие предметы ты считаешь лишними в школьной программе?
- Какой предмет в школе ты готов изучать каждый день?
- Может быть, ты считаешь, что какие-то оценки тебе поставили незаслуженно?
- Что бы ты еще хотел изучать в школе?
- Как ты думаешь, какие школьные предметы самые важные?
- Тебе сегодня делали замечания на уроках? За что?
- Тебя сегодня спрашивали на уроках? На какие темы тебе было сложно отвечать?
- На кого из учителей ты хотел бы быть похожим?
- Тебе нравится ваш классный руководитель?
- Кого из учителей ты хотел бы пригласить в поход вместе с вашим классом?
- С кем из учителей уроки всегда бывают веселые и необычные?
- Кто из учителей самый строгий?
- У вас учителя говорят какие-нибудь смешные фразы? Какие?
- С кем бы ты хотел сидеть за партой? Почему?
- У вас кого-то обижают из одноклассников? За что?
- Есть ли у вас в классе смешные прозвища? Какие?
- С кем ребят из параллельного класса ты дружишь?
- Какие таланты есть у твоих одноклассников?
- Кого из одноклассников ты бы пригласил на день рождения, а кого ─ нет?
- У вас есть новенькие в классе? Расскажи о них.
- Кто из ребят в классе меньше всех общается с остальными?
- Что самое вкусное в вашей школьной столовой? А что бы ты и «врагу не пожелал» попробовать?
- Если бы в вашем классе объявили конкурс на главного проказника, кто бы победил?
- Если бы каждый класс имел название, как группы в детском саду, какое бы название своему классу ты придумал?
- Если бы вы всем классом полетели на Луну, кого ты не хотел бы взять с собой?
- Что бы было, если бы можно было посещать школу по желанию и изучать только те предметы, которые ты хочешь?
- Представь, что вы с учителями поменялись местами. Какой предмет ты бы преподавал?
- Ты бы хотел, чтобы вы учились всего 2 дня в неделю и у вас было 5 выходных? Чем бы ты занимался в это время?
- Ты бы хотел, чтобы мальчики и девочки учились в разных классах? Почему?
Комментарии экспертов
Анастасия Владимировна Дроздова, проректор Института Междисциплинарной Медицины, детский клинический психолог
Ежедневно возьмите за привычку интересоваться теми предметами, которые были у ребёнка в этот день. Спросите у ребёнка мнение об учителях, которые ему нравятся или, наоборот, не нравятся. Любое эмоциональное высказывание ребёнка пытайтесь перевести в конструктивное высказывание. Это поможем вам в будущем понять, в чём причина неуспеваемости, предвзятого отношения. Родителю не следует торопиться безоговорочно принимать сторону учителя или ребёнка, постарайтесь занять позицию наблюдателя и советчика. Стоит уделять внимание тем предметам, название которых ребёнок чаще всего произносит в разговорах. Это говорит о важности либо о переживаниях и тревожности насчёт этой дисциплины.
Если вы собираетесь начать разговор с ребёнком, дождитесь подходящего момента, не отвлекайте его от личных дел или выполнения домашнего задания. Лучше всего это делать ближе к вечеру, когда ребёнок достаточно отдохнул, когда он не озабочен выполнением домашнего задания и когда вы сами искренне настроены на разговор. Разговоры «из-под палки» ни к чему хорошему не приведут. Если вам интересно узнать что-то о жизни ребёнка, не устраивайте допрос, задайте два-три вопроса, оцените реакцию ребёнка. Если он готов продолжать с вами разговор дальше, переходите к более сложным вопросам, к более тяжёлым темам.
Не забывайте спрашивать ребёнка про его школьных друзей. Не забывайте подробности историй, которые рассказывает вам ребёнок. Задавайте вопросы вроде: «А как дела у твоего друга Миши?» Так вы сможете получать от него нужную информацию, а сам разговор не будет связан с негативными эмоциями. Это позволит вам сохранить искренние доброжелательные отношения.
Одинцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов
Наш век — это век информационных технологий, когда всё делается на ходу и в спешке. Мы постоянно куда-то торопимся, куда-то боимся опоздать, каждая минуточка у нас распланирована на несколько дней вперед, а у кого-то ─ и недель. Очень огорчает, если вдруг что-то ломает наши планы. Телевидение, интернет, всевозможные «гаджеты» ─ это то, что окружает не только взрослых, но и детей. Большинство семей живут в таком быстром темпе, что не обращают внимания на проблемы своих детей. У кого-то времени нет, кто-то считает, что школьники сами в состоянии решать свои сложности. Многие родители отмахиваются от своих детей, тем самым обрекая их на проблемы не только с учёбой, но и на проблемы в общении со сверстниками, в отношениях с учителями.
С особой ответственностью к данной проблеме стоит отнестись родителям младших школьников, ведь именно этот период является очень важным в жизни каждого ребёнка. В этот период ребёнок очень хочет учиться, он стремится к знаниям, и в это время особенно важна поддержка близких. Искреннее и всестороннее общение с ребёнком даёт мощный толчок для его развития.