Родители стремятся сделать жизнь своего ребёнка идеальной, однако иногда, несмотря на все их усилия, он живет в постоянном стрессе, испытывает тревожность. Как они проявляются и есть ли способы помочь своему малышу вновь стать веселым и беззаботным? Подробности в новой статье на портале MedAboutMe.
Причины повышенной тревожности у детей
Дети в современном мире живут в условиях постоянного стресса. С одной стороны, с каждым годом растут требования к образовательной программе, школьники уже начиная с младших классов вынуждены проводить за выполнением уроков по несколько часов в день. Плохие оценки теперь невозможно скрыть от родителей — они отображаются в электронном дневнике, который можно проверить в любое время.
К тому же, дети часто являются жертвами своеобразной гонки родителей за объёмом дополнительного образования. Ребёнок ходит только в школу и не посещает никаких спортивных, музыкальных, интеллектуальных секций? Если да — то такие мать и отец в понимании современного общества не заботятся о будущем своего чада, не хотят всесторонне его развивать. В итоге вместо того, чтобы гонять с друзьями в футбол во дворе, ходить друг к другу в гости, ездить на природу или просто гулять с родителями, они ежедневно до ночи проводят в разных кружках. Родители удовлетворяют свое эго, а дети испытывают хронический стресс от того, что постоянно ничего не успевают.
С началом периода полового созревания у многих детей вообще случается настоящий эмоциональный взрыв. Привычный мир рушится, подросток начинает понимать, что уже не ребёнок, начинается новая жизнь. В этот период нередко стресс от нагрузок, связанных с учебой и кружками, дополняется сложностями в общении со сверстниками, непониманием со стороны одноклассников. Часто именно в этот непростое время у него случается первая любовь, как правило не взаимная, причиняющая неземные страдания.
Как заподозрить тревожность у ребёнка
Задача родителей — вовремя выявить симптомы повышенной тревожности у своего ребёнка, попытаться понять, в чем ее причины, и принять меры к ее устранению. Но для начала нужно понять, как она проявляется. Это особенно актуально для тех родителей, чье общение с детьми далеко от доверительного.
- В дошкольный период дети, как правило, открыты к контакту с родителями. Обычно они делятся с ними всеми своими проблемами, поэтому повышенная тревожность не пройдет мимо внимания мамы и папы. Дети испытывают проблемы с засыпанием, ночью нередко бывают кошмарные сновидения, в итоге ребёнок приходит в постель к родителям за утешением. Днем фон его настроения может быть снижен, он старается избегать новых контактов, походов в гости. Учитывая, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением, то после активного дня таким малышам трудно успокоиться, они могут закатывать по любому поводу истерики, плакать и смеяться без причины.
- Дети в младшем школьном возрасте также еще достаточно открыты для общения с родителями. Однако мнение одноклассников для них становится более значимым, чем папы или мамы. Для этого возраста и так характерна эмоциональная неустойчивость, что проявляется частым переходом от смеха к плачу, от веселья к глубокой печали. А если у ребёнка есть проблемы, о которых он не хочет говорить родителям, то эти симптомы становятся еще более выраженными.
- Период полового созревания является самым тяжелым, так как гормональный дисбаланс в сочетании с внешними факторами (отношения с одноклассниками, противоположным полом) приводит к серьезным нагрузкам на неокрепшую психику подростка. Повышенная тревожность в этом возрасте является практически распространенным явлением, детям кажется, что их никто не понимает, никто не любит, они совершенно одни на всем свете. У некоторых даже возникают суицидальные мысли.
Родители должны стараться, несмотря на жизненные трудности (наличие других детей, проблемы между супругами, финансовые сложности), находить время для общения с ребёнком и при выявлении первых симптомов повышенной тревожности проводить определенные меры профилактики.
Немедикаментозные методы профилактики стрессы и тревожности
Бороться со стрессом и тревожностью у ребёнка можно различными способами. Однако ведущая роль принадлежит немедикаментозным методам. О них должны знать все родители, ведь иногда соблюдение этих базовых правил уже само по себе способно значительно снизить уровень стресса и тревоги у детей.
- Необходимо научить ребёнка адекватному выходу эмоций. Часто дети замыкаются в себе и о своими проблемами делятся лишь в социальных сетях или с незнакомыми людьми. Нужно объяснить ребёнку, что плакать и переживать — не вредно. Если проблему проговорить вслух, обсудить ее с самыми близкими людьми — папой и мамой, она станет не такой-то и серьезной. К тому же, они помогут решить ее. Очень полезно бывает начать вести личный дневник, однако родителям не стоит читать его, либо делать это так, чтобы ребёнок ни в коем случае об этом не узнал, ведь в этом случае они потеряют его доверие.
- Чувство юмора и смех помогают становиться более стрессоустойчивыми. Необходимо создать дома легкую обстановку, почаще читать юмористические книги и смотреть комедии. Общаться с ребёнком также стоит с юмором. Для него дом должен стать местом, где ему будет легко расслабиться и всегда можно посмеяться.
- Частая смена деятельности. Конечно, есть много приверженцев строгого режима дня, жизни по расписанию. Однако дети лучше всего расслабляются, когда в жизни происходит что-то необычное. Например, мама решила вдруг в середине недели взять на работе отгул и пойти с ребёнком в зоопарк. Или на выходных вместо традиционного просмотра телевизора отправиться в небольшой поход в соседний парк.
- Необходимо всегда уделять ребёнку не менее 15 минут своего личного времени ежедневно. Причем, только ему и больше никому. Если детей в доме несколько, то каждый из них должен получить свою порцию внимания родителей. Иногда просто посидеть вместе и почитать книжки (причем, каждый свою) не менее полезно, чем поговорить.
Режим дня и свободное время ребёнка
- Дети, которые часто занимаются в спортивных секциях, менее подвержены стрессу. Возможно, это происходит потому, что тренировки позволяют им «выпускать» свои эмоции наружу. Как правило, ребёнок приходит со спортивной секции веселый и голодный.
- Качественный сон — важнейшее условие для психического здоровья. Родители должны постараться максимально нормализовать его у своего ребёнка. Для этого они обязаны исключить просмотры телевизора, игры на компьютере и смартфоне за 2-3 часа до отхода ко сну. Кровать должна быть тем местом, где ребёнок только спит, а не ест, читает или играет в прятки. Она должна быть уютной и соответствовать возрасту. В комнате должен быть свежий прохладный воздух. Наедаться на ночь — не лучшая идея, ведь так сложнее будет заснуть. Самый лучший способ завершить день — принять теплую ванну (можно добавить туда отвар ромашки или пустырника) и почитать вместе книгу.
- Утро лучше начать с гимнастики — небольшой, минут на 10-15. Делать ее стоит вместе с ребёнком, ведь лучше всего показывать это на своем примере.
- Необходимо привлекать ребёнка к выполнению работы по дому вместе с родителями. Это можно делать в перерывах между уроками. Это позволит ему сменить род деятельности, переключиться. Однако это не должно выглядеть, как приказ. Процесс уборки можно превратить в игру, за ее хорошее выполнение — поощрять своего помощника приятными небольшими сюрпризами.
Роль психотерапевта в лечении тревожности и стресса
Однако иногда бывает так, что родители с ног сбились, чтобы сделать жизнь своего ребёнка лучше, спокойней, комфортнее. А он все равно выглядит печальным, переживает по любому поводу, плохо спит ночью, жалуется на непонимание со стороны сверстников. В таком случае есть смысл обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет разобраться в истинных причинах тревожности, подобрать оптимальный способ лечения.
Когнитивная поведенческая психотерапия — это ведущий способ помощи при неврозах, фобиях, тревожности и плохом сне у детей. Она дополняется обучением различным методам релаксации: специальным тренировкам, направленным на расслабление отдельных групп мышц, диафрагмальным дыханием и др.
Отношение к применению лекарств неоднозначно. Одни специалисты считают, что в тяжелых случаях они необходимы: процессы возбуждения у детей преобладают над торможением, а препараты дают им возможность расслабиться, успокоиться. Другие же врачи высказывают мнение, что следует делать упор на модификацию образа жизни и поведенческую психотерапию. Сами же психотерапевты рекомендуют сочетать прием лекарств и немедикаментозные методы, особенно в тех случаях, когда у ребёнка формируются психосоматические болезни.
У детей при наличии показаний применяются некоторые антидепрессанты, малые нейролептики (с 5-6 лет), растительные препараты (пустырник, валериана). Неплохие результаты демонстрирует препарат Тенотен.
Однако самостоятельно приобретать и давать эти препараты детям нежелательно. Все они имеют побочные эффекты, возрастные ограничения. Перед применением стоит проконсультироваться со специалистом.