Различного рода творчество является необходимой составляющей в развитии ребёнка. Неважно, занимается малыш рисованием, лепкой, конструированием фигур или какими-либо экзотическими видами творчества — это является огромным полем для развития навыков, которые пригодятся потом в самых разных ситуациях в жизни. Не зря занятия творчеством издавна входят в абсолютно все обучающие программы как для детей, так и для взрослых. Но для успешного творческого процесса родители должны предоставить ребёнку комфортную зону для деятельности.
Место для развития ребёнка
На самом деле, творческие процессы появляются в жизни крохи уже в первые годы жизни. Когда малыш освоит кубики, он начнет выкладывать из них фигурки, кольца пирамидки, будет пытаться располагать их в необычном порядке. Первый выход на прогулку в песочницу откроет перед малышом огромное поле для самых разнообразных творческих проектов. Так происходит развитие ребёнка. Созидание вообще свойственно человеческой натуре — способность создавать нечто новое из обычных вещей под рукой в свое время явилась толчком к развитию человека до современного уровня. В основе творчества заложена и тяга к познанию, и способность предположить, во что может превратиться объект под воздействием со стороны.
К двум годам в жизни ребёнка творческие процессы из единичных хаотических должны превратиться в регулярные и занимать определенную часть досуга крохи. Если малыш в этом возрасте начнет посещать детский сад, родители заметят в распорядке дня обязательное время, отведенное разным видам творчества. Дома у ребёнка также должно иметься пространство, где кроха сможет спокойно дать развиться фантазии. Для этого не подойдет любой свободный угол — родителям придется найти такое место в доме, где кроху ничто не побеспокоит, где он сможет расположиться с удобством и разместить все необходимые ему материалы. Это важно для концентрации внимания, которая является основой развития ребёнка в любой творческой области.
Рабочий стол для малыша
Главное, что понадобится малышу для творчества — это рабочий стол. Сам по себе он будет символизировать место, где можно заниматься определенным видом деятельности. Пока дети еще малы, это чрезвычайно важно для организации его деятельности. Каждый день для крохи полон новых открытий, ему хочется заниматься всем и сразу, а навыков регулирования своей деятельности малыш пока не имеет, и развитие ребёнка в волевой сфере тоже далеко от идеала. Потому выделяя отдельное место, куда можно поставить рабочий стол, родители обозначают для крохи рабочую зону и подают сигнал: творчеством нужно заниматься именно здесь, сидя за столом, используя рабочее пространство поверхности.
Самое главное, что потребуется от мебели — это подходящий размер. Правильная посадка влияет на дальнейшее физическое развитие ребёнка. За рабочим столом малыш будет проводить не так уж мало времени, потому он должен находиться в правильном положении. Родители должны запомнить: в любом возрасте ребёнка при посадке за столом его ноги должны быть согнуты только под прямым углом, и корпус по отношению к горизонтальной поверхности стула должен быть расположен вертикально. Руки крохи должны свободно располагаться на поверхности стола, а это возможно только при определенной высоте стола и стула. Другое важнейшее требование к мебели для ребёнка — это абсолютная устойчивость и надежность.
Детям нужна свобода маневра
С самых первых уроков рисования или лепки в годик или два родители должны познакомить ребёнка с основными принципами деятельности. А это в первую очередь означает уход за местом для творчества. Рабочий стол может не быть пустым только тогда, когда малыш непосредственно работает за ним. Как только творческий процесс закончен, все необходимые материалы должны быть убраны со стола. То же самое относится и к перемене деятельности. Если малыш закончил рисовать и планирует дальше за столом собирать модели из конструктора, он должен убрать все принадлежности для рисования на их места, вымыть кисточки, сложить в пенал карандаши, и только после этого отдаваться новому хобби.
Такая упорядоченность действий чрезвычайно важна для развития ребёнка, и родители должны прививать эти навыки с самого первого раза, когда малыш сядет за стол. Это создаст своего рода ритуал, а также поддержит в крохе умение к собственной организации. Абсолютно любой процесс в нашей жизни имеет начало, развитие и завершение. Только когда все эти три составляющие реализованы, процесс происходит наиболее эффективно. Усаживание за стол для малыша будет обозначать начало творчества, уборка рабочего пространства — его завершение. Когда подобные навыки станут автоматическими, ребёнку будет проще достигнуть эффективности и в любых других видах деятельности, не только творчества.
Родители организуют творческую атмосферу
Сколько бы ни говорили великие художники о творческом беспорядке, но в наиболее полной мере обеспечивает развитие творческого процесса именно порядок на рабочем месте. Это означает, что все необходимые приспособления и расходные материалы должны находиться на своих местах. Это не должна быть рабочая поверхность — малыш не должен отвлекаться на стопки цветной бумаги или склад карандашей, когда он клеит или лепит. Значит, в рабочем столе должны присутствовать ящики, где будет находиться все, что может понадобиться юному художнику. Тумбочка или этажерка, расположенная в непосредственной близости от стола, также прекрасно исполнит эту роль.
Когда все вещи имеют свое определенное место, которое не изменяется, это проще не только для родителей, но и для самого ребёнка. Малыш всегда знает, где ему искать необходимые материалы, сможет отследить, если у него что-то заканчивается, чтобы родители успели вовремя восполнить запасы. Лучше распределять зоны хранения по видам деятельности: здесь лежат приспособления для рисования, тут — материалы для аппликации, а на этих полках — коробки с конструктором. Если места в ящиках не хватает, их роль могут исполнять подвесные текстильные карманы, которые можно прикрепить к любой вертикальной поверхности — к стене, шкафу, к самому столу. Они не займут много места, но помогут организовать рабочее пространство.