Уроки литературы в школах нередко становятся предметом оживленных дискуссий педагогов и психологов. Одни специалисты по развитию детей уверены, что методы преподавания литературы морально устарели уже давно и школьная программа нуждается в серьезном пересмотре. Например, они считают, что необходимо убрать из учебников произведения, непонятные современным школьникам. Сегодняшние подростки читают мало, значительно меньше, чем 20-30 лет назад. Более того, им непонятны проблемы и духовные искания персонажей старше 30 лет — Андрея Болконского или Пьера Безухова. Поэтому предлагается заменить их чем-то более увлекательным.
Особенности школьных уроков литературы
В отличие от тех специалистов, которые считают уроки литературы в их нынешнем виде морально устаревшими, их оппоненты убеждены, что устарела далеко не вся классика, и приводят в качестве яркого примера «Преступление и наказание» или произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. И те, и другие признают, что большинство уроков литературы не интересны современным школьникам.
Как и другие школьные предметы, литература страдает от формального подхода к изучению. Учебник по литературе часто включает в себя устаревшие оценки и штампы, придуманные критиками более 150 лет назад, вроде «луча света в темном царстве» или «лишних людей». Нравственная проблематика некоторых произведений действительно утратила свою актуальность сегодня. Подростки считают, что герои литературных произведений жили давно, поэтому их страдания не всегда понятны современному школьнику.
Другая проблема школьной программы по литературе — недостаточное внимание к произведениям зарубежных классиков. Несколько часов уделяется Шекспиру и Мольеру, но не затрагиваются произведения Бальзака, Диккенса или Дюма. А ведь психологические типы и характеры, описанные в их произведениях, не менее интересны, чем герои русской классики. На уроках литературы основное внимание уделяется произведениям 19 века, хотя проза и стихи 20 века уже успели стать классикой. Герои Сэлинджера или Голдинга были бы более понятны современным подросткам.
Современная литература изучается на уроках мельком. Произведения русских и зарубежных авторов могли бы дать гораздо больше пищи для размышлений, потому что их проблематика близка нынешнему поколению школьников.
Почему подросткам неинтересно читать классические произведения?
Принято считать, что художественные произведения должны научить школьника рассуждать и анализировать. Но, к сожалению, большинство учителей предлагают все тот же формальный подход к изучению литературы в силу многих причин — инерции, страх отступления от программы и попыток внести в традиционные занятия что-то новое. Им гораздо проще ориентироваться на мнения критиков, многие из которых жили так же давно, как Онегин, Печорин или Базаров.
Поэтому до сих пор школьная классика представляется чем-то мало интересным, но обязательным к прочтению. Наиболее тяжелыми для школьников представляются 4 тома «Войны и мира». Роман содержит достаточно много подробных описаний, сложносочиненных предложений и диалогов на французском языке. Многие школьники ищут легкий путь, читая краткое содержание. Но оно не позволяет оценить проблематику произведения в полной мере.
Некоторые классические произведения не утратили актуальности. Например, может быть не совсем понятно, почему «Евгения Онегина» считали «энциклопедией русской жизни», но проблема неразделенной любви понятна ученикам 7-8 класса. Но собственное мнения ученика по проблематике литературных произведений не всегда устраивает учителя, который привык ориентироваться на мнение критиков. В итоге сочинения пишутся так, как диктует учебник, и умение анализировать так и не развивается.
Классическая литература дает представление о жизни людей в определенную историческую эпоху. Поэтому ее так же необходимо изучать, как и историю. Ведь без знания о прошлом страны или мира нет и представления о будущем. Не всех героев классической литературы можно представить в современном мире, но многих.
Нужно ли убирать классику из учебников литературы?
Противники определенных методов преподавания литературы в школе убеждены, что классика морально устарела и не соответствует представлениям современного подростка о жизни. По их мнению, школьникам было бы гораздо интереснее читать фантастику, детективы или фэнтези, а произведения, которые продолжают изучаться сегодня, следует заменить развлекательной или приключенческой литературой.
Разумеется, преподавание литературы в школе имеет ряд серьезных недостатков, не позволяющих сделать занятия действительно интересными для современных школьников. Но классические произведения дают человеку представление о правильном литературном языке и культурном коде его страны. Чтение любых книг, не только тех, которые включены в школьную программу, развивает логическое мышление и способность удерживать в сознании множество сюжетных ходов и имен персонажей.
Классические произведения русской литературы переведены на все мировые языки и находят отклик в сердцах читателей всего мира. Они получили свое воплощение и на киноэкране — известна американская экранизация «Анны Карениной» Л.Толстого и японская экранизация «Идиота» Ф.Достоевского. Фильм или сериал, снятый по литературному произведению может заинтересовать школьника. Но кино отличается от литературы и выполняет другие задачи.
Многие школьники плохо представляют, чем в реальной жизни могут помочь искания Печорина или «терзания» Чацкого. Это происходит потому что подход к изучению литературы в школе остается формальным. Изучая классическую литературу, химические формулы или неправильные глаголы английского языка, школьник становится эрудированным и развивается всесторонне. Даже если у него не возникает любовь к литературе или географии, он получает представление об этих предметах и расширяет свой кругозор.
Некоторые изменения в школьной программе по литературе необходимы. Например, можно уделять больше внимания литературе 20 века, подробнее изучать произведения зарубежных авторов или работать с текстом. Но отказываться от изучения классики только потому что персонажи произведений жили в 19 веке и их проблемы устарели, не следует. Утратили актуальность некоторые вопросы, но человеческие характеры не устаревают.