Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детям с самого утра нужно заряжаться бодростью и энергией. Ведь им предстоит так много занятий в течение дня — бегать, прыгать, узнавать новое, знакомиться с окружающим миром, вырабатывать правильные привычки, развивать самые разные навыки. Для всего этого потребуется много сил.
Для гармоничного развития ребёнка правильное начало дня имеет огромное значение. И тут взрослые обязательно должны учитывать два важнейших фактора: правильный полезный завтрак и, конечно же, поведение утренней зарядки.
Родители не должны забывать о том, что ребёнок, как правило, сохраняет постоянную активность и подвижность в течение всего дня. Чтобы избежать перегрузки растущего организма, которая чревата аномальным развитием некоторых систем, детей и подростков к такой активности желательно с самого утра подготовить соответствующим образом. Эту функцию как раз и выполняет комплекс упражнений для утренней зарядки.
Какие физкультурные комплексы полезны для физического развития ребёнка
- Любые занятия физкультурой сами по себе важны для растущего организма, а утренняя зарядка важна вдвойне: она играет особую роль как для здорового роста, так и для отличного самочувствия. Даже простые упражнения, выполняемые на протяжении совсем небольшого отрезка времени имеют большое значение, так как они:
- запускают в организме важные обменные процессы;
- подготавливают растущий организм к дальнейшей работе;
- разогревают мышечный корсет ребёнка, укрепляя его перед повседневными нагрузками.
Подобрать оптимальный комплекс упражнений для утренней зарядки — это важная задача, которая полностью ложится на плечи родителей. Ведь нужно учесть множество факторов, чтобы, с одной стороны, не навредить ребёнку, а, с другой стороны, дать юному спортсмену необходимый заряд бодрости.
К тому же важно, чтобы это было не только полезно для развития ребёнка, но и интересно ему. Если спортивные навыки будут навязываться принудительно, то такой режим занятий, скорее всего, привьет отвращение к физическим упражнениям на всю оставшуюся жизнь. Так что в комплекс утренней зарядки необходимо включить такие упражнения, которые будут:
- полезны;
- направлены на активизацию разных групп мышц;
- обладать ярко выраженной динамикой;
- сопряжены с элементами игры;
- посильны для ребёнка.
Главное правило — утренняя зарядка должна заряжать энергией, а не утомлять или лишать ребёнка последних сил. Также обязательно надо учитывать, имеют ли дети какие-либо противопоказания к спортивным тренировкам по состоянию здоровья. Родители должны контролировать ход занятий, адекватно оценивать самочувствие ребёнка, и не принуждать его к выполнению упражнений любой ценой.
Какие упражнения выбрать, чтобы не навредить детям
Но есть и другие правила, о которых следует помнить взрослым. Например, очень важным для комфортной и эффективной утренней зарядки является правильный порядок выполнения упражнений.
Как считают специалисты, дети всегда должны начинать занятие с небольшой разминки, которая разогреет мышцы и даст энергетический толчок к продолжению тренировки. В начальной стадии также следует выполнять упражнения дыхательной гимнастики: это будет способствовать насыщению организма кислородом.
А вот завершать детские тренировки рекомендуется упражнениями на растяжку. К этому времени все мышцы уже должны быть хорошо разогреты, а основные группы мускулов достаточно проработаны. Это снизит вероятность травм и сделает физическое развитие ребёнка более гармоничным. Единственное, что придется учесть — детские упражнения на растяжку не должны быть слишком сложными.
В целом, тренинг нужно составлять таким образом, чтобы не перегружать юных спортсменов. Комплекс утренних упражнений должен состоять максимум из трех подходов. Причем в каждом из них не может быть свыше 10 повторений одного упражнения. Несмотря на то, что нагрузки не должны быть чрезмерными, желательно, чтобы основные элементы проходили в динамике, с сохранением постоянного движения.
Для самого раннего возраста (2-3 года) можно порекомендовать веселые игровые упражнения. Это могут быть, например, потягивания. Действия малыша при этом предельно просты: встать прямо, поднять на вдохе ручки как можно выше, потянуться вверх и встать на носочки. Потом на выдохе опустить руки и опуститься самому на полную стопу.
Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) упражнения можно немного усложнить. Это может быть, скажем, хорошо всем знакомая классическая «ласточка» — когда при наклоне корпуса одна нога отводится назад и понимается как можно выше. Положение фиксируется на определенное время, а затем тело возвращается в первоначальное положение.
Младшие школьники (6-9 лет) уже способны выполнять комплексные элементы, которые требуют сочетания различных действий. Так, упражнения вроде махов ногами с хлопками должны выполняться и на равновесие (ребёнок держится на одной ноге, второй выполняя махи), и на координацию движений (одновременно с махом выполняется хлопок под вытянутой ногой).
Советы родителям
Планируя приучить ребёнка к утренней зарядке, родителям обязательно нужно прислушаться к рекомендациям специалистов. Лучше всего, если это будет профессиональный детский тренер, у которого есть опыт работы с группами разного возраста. Однако можно переговорить и с учителем физкультуры в школе, и просто с педиатром в поликлинике.
При таком подходе контролировать физическое развитие ребёнка будет легче. А корректные и необременительные занятия спортом по утрам эффективно подготовят ребёнка к предстоящей дневной активности: аккуратно переведут его из состояния сна в состояние бодрствования.
Особый подход нужен, если дети достигли подросткового возраста (10-14 лет). Они уже в состоянии делать осознанный выбор, самостоятельно подбирать для себя те или иные упражнения. Более того, в этом возрасте особую роль играет показательный пример взрослых.
Если мама или папа активно призывают (или даже принуждают) к утренней зарядке, а сами предпочитают проводить свободное время на диване — особого смысла в занятиях не будет. Если же родители сами ведут здоровый образ жизни и начинают день хотя бы с простых упражнений, это послужит прекрасным стимулом и для ребёнка.